itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Грех уныния

0
131
Время на чтение 6 минут

Бывают частные грехи, а бывают грехи общественные, грехи, укорененные в том, как люди себя ведут, как реагируют на трудности и конфликты, как строят отношения друг с другом. Один из очевидных грехов нашей общественной жизни — грех уныния. Это отказ людей верить в то, что от их действий действительно зависит многое, что они могут и должны повлиять на положение дел. Это уныние проявляется многообразно — но прежде всего, в отказе ответственности. Раз ничего изменить нельзя, то не будем и пытаться; а будем ворчать и злиться. Есть известная молитва о душевном покое: «Боже, дай разум и душевный покой, принять то, что не в силах изменить; мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого.» У нас очень часто люди, с одной стороны, полагают, что ничего изменить нельзя, с другой — полны раздражения, гнева и горечи по этому поводу. Это проявляется в самых разных ситуациях — например, во время войны в Южной Осетии неумение представить свою точку зрения в западных СМИ было связано с убеждением, что представители западных СМИ все люди непримиримо враждебные и предвзятые, от которых не следует ожидать ничего, кроме враждебной пропаганды. Однако через какое-то время ВВС опубликовала репортаж своего корреспондента из Южной Осетии Тима Хьюэлла, где преступления режима Саакашвили были освещены вполне объективно. Под влиянием этого репортажа даже такой известный сторонник Саакашвили как министр иностранных дел Великобритании Дэвид Миллибенд, назвал его действия «безответственными». Если бы российская сторона проявляла больше открытости и готовности к сотрудничеству с западными СМИ, общая картина могла бы быть более объективной. Увы, свойственное нашему образу мыслей уныние и неверие в то, что мы можем в чем-то убедить людей, склонить их на нашу сторону или хотя бы повлиять на их позицию, помешало это сделать.Как сказал сам Хьюэлл, «Изначально не было доступа, это привело к тому, что отчасти, у западных зрителей получалась такая односторонняя, частичная картина. Поскольку действительно, не по нашей воле, а в силу обстоятельств, освещение событий велось в основном с грузинской стороны»

Это уныние, уверенность в том, что мы имеем дело с людьми непреодолимо дурными и враждебными, с которыми бесполезно разговаривать, приносит еще больше бед, когда мы пытаемся строить отношения не с иностранцами, а с согражданами. Это касается, прежде всего, отношений с властью. Беда — и очень серьезная беда — в том, что у нас отсутствует критика власти. Нет, ругани по адресу власти у нас полно. Достаточно заглянуть в интернет, и Вы обнаружите массу народа самых разных политических воззрений, которые считают самоочевидным, что нами правят люди в высшей степени дурные, законопреступные, чуждые всякой правде, состраданию и долгу. Но это не критика — критика (или, вспомним русское слово — обличение) отличается от ругани тем, что она имеет цель. Она ищет исправить свой предмет, а не уничтожить его. Чтобы критиковать, надо поверить, что власть состоит из людей, с которыми можно разговаривать. Мы можем выслушать их высказать наши мысли им, мы можем спорить, мы можем беседовать как разумные люди, мы можем склонить других людей изменить их позицию или, если их доводы окажутся убедительными, поправить собственную. Мы можем сотрудничать и действовать вместе. Я уже слышу «нечего и пытаться» «ничего не выйдет». Да, эти слова постоянно висят в нашем воздухе и отравляют наше дыхание. Но мы обязаны — я сознательно употребляю слово «обязаны» — отвергнуть.

Человек, который пытается, может потерпеть неудачу; человек, который не пытается, уже ее потерпел. Человек, который верит, что «ничего не выйдет» получит по своей вере. Он будет жалким неудачником; общество, в котором такое убеждение распространено, в целом обречено на жалкую неудачу. Человек обязан пытаться; он несет за это ответственность перед Богом.

Некоторые отзывы на послание выдержаны в духе того же уныния — власть ничего хорошего замышлять не может, таков символ веры русского интеллигента. Некоторые — в духе преувеличенного восхваления. Я думаю, что то и другое неверно и что президент хотел бы другого - диалога, открытого обсуждения того, что мы хотели бы для нашей страны.

В своем послании президент говорит о ценностях:

«Теперь, собственно, о ценностях. Они хорошо известны.

Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации - в системе международных отношений.

Это свобода - личная, индивидуальная свобода.

Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.

Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. И признание независимости   Южной Осетии и Абхазии - это, кстати, пример такой защиты.

Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.

Патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда - вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще - таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией.»

Разговор о ценностях общества — это не набор лозунгов, не риторическое украшение. Некоторые люди верят в то, что поведение людей диктуется экономикой, что свободный рынок решает все проблемы, а вера, традиции, культура — то, без чего вполне можно обойтись, некая необязательная или даже нежелательная надстройка. Такой подход раз за разом доказывает свою несостоятельность. Общество не может существовать без ценностей; именно они являются несущей конструкцией, каркасом, на котором держится все остальное. Проблемы, разрушающие ту же экономику — да и общество в целом — это не экономические, это ценностные проблемы. Правовой нигилизм и коррупция, упомянутые президентом, депопуляция и преступность связаны именно с утратой ценностных ориентиров. Ценности, то, во что люди верят, то, что они считают важным, то, что определяет их поведение — необходимый фундамент общества, и было бы крайне нереалистично думать, что без них можно обойтись. Нельзя построить дом из сухого песка; нельзя построить общество из людей, у которых нет ценностей.

А ценности общества невозможно насадить, к ним можно только вернуться. Давайте назовем вещи своими именами — мы христианская, православная страна. Наша культура и наши ценности — это христианская культура и христианские ценности. Разумеется, люди, которые не считают Православие своим — равноправные граждане нашей страны; точно также, как люди, родной язык которых — не русский, равноправные граждане. Но язык нашего общества — русский. Вера, сформировавшая нашу культуру — Православие. Если мы хотим найти основания ценностей нашего общества, то они именно там.

Мы, как верующие граждане, не должны стыдиться или бояться сказать, что люди более всего нуждаются в установлении правильной системы координат — над нами есть Бог, Законодатель и Судия, тот, перед Кем мы несем ответственность, Тот, кто дает нам надежду. Наша страна пережила великие бедствия, отвернувшись от Христа, и нам пора вспомнить слова Пророка: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдем". (Иер.6:16)».

Вера не есть способ бегства от реальности — иначе это не истинная вера. Вера — это способ жить в реальности, исполняя каждый то служение, которое возложено на него Богом. Промысел Божий поместил каждого из нас в определённое место и определённое время с определенной целью. Говорить, что «мы ничего не можем сделать» значит дезертировать и уклоняться от нашего долга. Мы можем.

 

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2866

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии