«Я не знал, что есть Бог»

0
152
Время на чтение 5 минут

Едва мы вместе с директором марксовской общеобразовательной школы закрытого типа Сергеем Шаровым и священником Андреем Павловым, настоятелем школьного храма в честь иконы Иверской иконы Божией Матери, переступаем порог спецшколы, мальчишки сбегаются со всех сторон: «Здравствуйте, Сергей Владимирович!», «Здравствуйте, отец Андрей!». Кто-то подходит за благословением. Внешне от обычных школьников их отличают разве что одинаковые джинсовые костюмы и какая-то особая дисциплинированность, выдающая специфику заведения: когда заходим в классы, ребята буквально подпрыгивают с мест и вытягиваются по струночке. Всего несколько лет назад в школе начал действовать храм. Двое воспитанников уже выразили желание поступить в Духовную семинарию.

За высоким забором

Спецшкола не похожа на тюрьму, хотя учатся и живут здесь подростки, совершившие преступление. Обычный школьный большой двор, плиты забора в ярких рисунках, разноцветные турники, футбольное поле; клумбы горят яркими осенними цветами. Но жизнь здесь имеет свои особенности и законы. Один из них — жесткий распорядок дня. В семь подъем, в девять вечера отбой. Весь день расписан по минутам — утренняя пробежка, учеба, самоподготовка, труд, занятия в кружках. За пределы школы на три часа в сопровождении воспитателя отпускают только изредка особо отличившихся или с родителями, если те приезжают в гости.

Сегодня здесь не говорят громких слов о перевоспитании, положительном влиянии труда на подростков и т.д. Просто учат, дают профессии каменщиков, операторов ПК и стараются по мере возможности наполнить жизнь пацанов какими-то памятными событиями. Летом, например, вывозили на шашлык, что совсем не предусмотрено учебным планом. На фотографии в школьном клубе — стройные ряды ярких палаток, мальчишки у ведра с шашлыком … Вот она, романтика, которая запоминается на годы!

— Отличники есть? — спрашиваю у директора.

— Отличников здесь нет, зато есть десять ударников,— улыбается Сергей Шаров,— а остальные — обычные ребята с пробелами в знаниях.

Сергей Владимирович кладет передо мной на стол справку: сухие цифры, из которых проступает реальность мальчишеских судеб до попадания в эти стены. Сегодня в школе чуть больше шестидесяти воспитанников от 11 до 18 лет, половина из неполных семей. Только у 19 человек возраст соответствует классу обучения, все остальные отстают в учебе на год, два и даже более. Кто-то бродяжничал, кто-то просто бросил школу. Бывает и такое, что семнадцатилетние садятся за парты в шестом классе. Многие только здесь начинают показывать успехи в учебе: в спецшколе с уроков не сбежишь, хочешь не хочешь, а приходится заниматься. Почти две трети попали сюда за кражи, столько же были замечены в употреблении спиртных напитков и пристрастии к токсическим веществам. Школьный психолог рассказывает, что даже когда приходит время возвращаться домой, за некоторыми родители не приезжают по нескольку дней. Можно представить, во что превращается для забытого самыми близкими людьми мальчишки день, когда можно было бы начать всё заново. К сожалению, кто-то из ребят, оставив эти стены, возвращается сюда за очередное правонарушение…

Шаг в другую жизнь

«Я не знал, что есть Бог». Такие слова могут здесь сказать многие, потому что их знакомство с церковной жизнью началось именно в спецшколе. Три года назад здесь открылся храм, и для мальчишек посещение храма (он расположился в спальном корпусе спецшколы), участие в Таинствах стало неотъемлемой частью жизни. Приходят на исповедь, причащаются, хотя до прибытия в спецшколу многие были даже не крещены. Отец Андрей проводит с ребятами беседы, знакомя юных новоначальных с азами церковной жизни.

Во время небольшой экскурсии по школе мы заходим в спальню. Отец Андрей искренне радуется, когда видит рядом с кроватями на тумбочках аккуратно расставленные иконки.

— К сожалению, нет возможности совершать богослужения так часто, как хотелось бы,— делится отец Андрей,— в школе свой распорядок, и мы не можем его нарушать. Очень хотелось бы читать утреннее и вечернее правило, но пока тоже не получается. Трудность и в том, что у ребят нет возможности соблюдать посты, ведь меню здесь для всех одинаковое.

Мальчишки просят, чтобы священник проводил с ними больше времени и чтоб службы чаще были. Примечательно, что когда за хорошее поведение и учебу разрешают на три часа пойти в город с воспитателем, отличившиеся часто идут не просто погулять и развлечься, а отправляются в городской храм. Сюда же приводят и приехавших погостить родителей.

С любовью батюшка показывает школьный храм — там сейчас планируют расписывать стены. Средства выделяет директор школы, он же помогает с организацией паломнических поездок детей. Храм просторный, при желании здесь вполне смогут разместиться все ученики школы. Всегда людно в школьной церкви на Рождество и Пасху, а сейчас постоянно приходят сюда человек пятнадцать-двадцать, кто-то уже помогает в алтаре. Двое старшеклассников выразили намерение поступить в Духовную семинарию. Один из них уже покинул стены спецшколы и сейчас учится в одиннадцатом классе, своего решения пока не изменил. Второй, Саша Карпенко, должен через три месяца уехать домой в Аркадак. Он тоже хочет посвятить себя священническому служению.

— Я, когда приехал сюда и пришел впервые на службу, был даже не крещен,— рассказывает Саша.— Окрестился, стало тянуть в храм, хотелось приходить снова и снова. Это сложно объяснить. Я раньше и не задумывался обо всем, что узнал здесь благодаря батюшке. Очень хочу поступить в семинарию, сейчас читаю Библию, Закон Божий, учу молитвы.

Бывший воспитатель и вожатая школы Екатерина Богачева о Саше отзывается как об особенном ученике:

— Его всегда отличало заботливое отношение к младшим ребятам, ответственность, рассудительность.

С Екатериной мы встретились уже в Саратове: сегодня она работает в Саратовской православной гимназии. Рассказала, как вечерами перед сном приходила с ребятами в школьный храм, где они ставили свечи, молились, задавали ей свои вопросы:

— Они смотрят на иконы, видят, например, святого Серафима Саровского, изображенного стоящим на камне, тут же спрашивают: «А почему?».

Совершали и паломнические поездки, каждая из которых здесь — огромное событие. Побывали в храмах Саратова. А впечатления от паломничества в Вавилов Дол Екатерина и вовсе описывает как потрясение. Показателем пережитого стала тишина в автобусе, где ехали ребята, хотя обычно любым путешествиям подростков сопутствуют шум и гам.

Больше к церковной жизни тянутся ученики помладше. Старшеклассники же порой активно демонстрируют пренебрежение к вопросам веры. В таких случаях, по словам Екатерины, неизбежно начинаешь расстраиваться: обидно, когда старания что-то донести, делясь при этом самым дорогим, оказываются напрасными. Но бывают ситуации, после которых приходит понимание, что ничто не проходит бесследно.

— У нас был старшеклассник из разряда тех, что всегда являются для педагогов головной болью,— делится Екатерина.— В храм он никогда не ходил. И каково было мое удивление, когда он уехал на каникулы домой, а после рассказывал мне: «Представляете, мы с друзьями на Рождество ходили в церковь, мне так понравилось, я теперь всё время буду ходить!».

***

Всё описанное — всего лишь обычные рядовые дни в жизни Марксовской спецшколы. Словно свежая зелень, пробиваются здесь ростки веры благодаря стараниям небольшого числа людей, несущих свое служение. Тот случай, когда искренне хочется сказать спасибо.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5547&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Семенова
Все статьи Юлия Семенова
Последние комментарии