Уроженец Москвы, Антон Антонович Дельвиг учился сначала в частном пансионе, а с 1811 года - в Царскосельском лицее, где ближайшими его товарищами были Пушкин и Кюхельбекер. Учился он из рук вон плохо, и его несколько показная лень была в кругу лицеистов пред ме том доб ро душ ных шуток и дружеских эпиграмм. При всём том юный Дельвиг был очень начитан в русской литературе, рано проявил свои поэтические способности и жанровые пристрастия - русская песня и романс. Так что первым творцом песен в народном духе был в среде лицеистов аристократ из старинного, но сильно обедневшего рода прибалтийских баронов.
Самая ранняя его "Русская песня" датируется 7 сентября 1812 года. После окончания Лицея Дельвиг служил в различных министерствах и в Публичной библиотеке, но казённая служба всегда была для него не главным делом. Пушкин с одобрением отмечал свойственную Дельвигу, в лучших его стихах, "вечную новизну и нечаянность простоты". Гениальное определение: именно это и нужно для песни - нечаянность простоты! Дельвиг внёс нечто новое в русскую поэзию. О его идиллиях, в которых тонко воссоздана атмосфера жизни и искусства древнего мира, Пушкин писал: "Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из XIX столетия в золотой век, - и необыкновенное чувство изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания и немецкие переводы". Он смело вводил в поэзию народнопесенные образы, размеры и настойчиво внедрял в неё такую строгую стихотворную форму, как сонет.
В 20-е годы Дельвиг был верным соратником Пушкина. Человек приветливый и остроумный, внимательный и тонкий критик, незаменимый друг, он пользовался искренним уважением в писательской среде и был зачинателем многих важных литературных предприятий. С 1824 года Дельвиг ежегодно издавал альманах "Северные цветы", где печатали свои произведения лучшие поэты того времени.
Он устраивал литературно-музыкальные вечера в своём доме, в которых принимали участие Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, композиторы Глинка и Яковлев. С композиторами Дельвиг плодотворно сотрудничал. Двоюродный брат поэта вспоминал: "Песни... и романсы певались непременно каждый вечер. В этом участвовал и сам Дельвиг". Да, композиторы перекладывали стихи барона, который называл их, не задумываясь: "Русская песня".
В 1830 году Дельвиг стал редактором "Литературной газеты", которая боролась с казёнщиной, с пошлостью зарождавшейся коммерческой литературы, с безродностью в искусстве. При всём своём отчуждении от политики Дельвигу всё же не удалось избежать столкновений с правительством. Враги "Литературной газеты" без устали подавали на её редактора доносы в цензуру и полицию. Когда в газете был напечатан перевод стихотворения, посвящённого революции 1830 года во Франции, "Литературную газету" запретили (вскоре выпуск её возобновился, но уже под другой редакцией). Эти события сильно подействовали на Дельвига и даже, как полагали некоторые современники, были причиной его безвременной и скоропостижной смерти, наступившей 14 января 1831 года. Как скорбели о нём друзья и особенно Пушкин!
В одном литературном словаре написано про Антона Антоновича Дельвига всего несколько строк. Последняя фраза звучит как приговор: "Творчество Дельвига изучено мало и практически - забыто". Но творец, который вошёл в золотой фонд русской поэзии, в сознание народное хотя бы одним стихотворением или одной песней - не может быть забыт! А Дельвиг написал песни, которые и ныне поют: "Не осенний частый дождичек" и "Соловей", и основал "Литературную газету".
http://www.rusdom.org/node/293