Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Не чужие на празднике

Станислав  Минин, НГ-Религии

1020-летие Крещения Руси / 06.08.2008


Поместная Церковь по версии украинских греко-католиков …

В киевских торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси, принимали участие не только православные. 26 июля на Софиевской площади и во время молебна у памятника жертвам Голодомора можно было увидеть и митрополита Киево-Галицкого кардинала Любомира Гузара, главу Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ). 27 июля в украинских греко-католических храмах совершались торжественные богослужения. Униаты не захотели остаться в стороне от праздничных событий. Проект создания в Украине единой Поместной Церкви, о котором так много в последнее время говорили украинские политики, также не оставляет униатов равнодушным.

Президент Украины Виктор Ющенко еще в начале своего президентства неоднократно высказывался за создание в стране Поместной Церкви. Причем речь шла об объединении четырех (sic!) Церквей. В компанию к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и двум непризнанным православным структурам Ющенко добавил греко-католиков. Казалось, налицо неразборчивость главы государства в церковных вопросах: ведь униаты подчиняются Ватикану, и как можно объединить православных и католиков в "отдельно взятом государстве"?! Однако все не так просто...

"У меня есть мечта"

Украинские униаты обеими руками за Поместную Церковь. В недавнем письме кардинала Гузара главе УПЦ МП митрополиту Владимиру (Сабодану) по случаю Пасхи говорится следующее: "Мы, украинские греко-католики, не раз свидетельствовали о своей готовности сотрудничать в деле создания единой Поместной Украинской Церкви". Гузар считает, что в рамках этого образования "Церкви киевской традиции" должны соотноситься друг с другом... наподобие лиц Святой Троицы. Им следует взаимно признать друг друга Церквами-сестрами, их прихожане могут совместно молиться и причащаться. Поместную Церковь должны признать Рим, Константинополь и Москва. У Киевской Церкви должен быть единый Патриарх, "избранный епископами всех юрисдикций".

Позиция УГКЦ по созданию Поместной Церкви нашла отражение и в двух официальных церковных документах - "Экуменической концепции УГКЦ" и послании "Единый народ Божий на Киевских горах".

В интервью журналу "ПолитикHALL", датированном 2002 годом, кардинал Гузар рассуждал об объединении украинских церковных юрисдикций так: "На основе чего мы могли бы вернуться к изначальному единству? Наилучшим решением я считаю учреждение в Украине Патриархата. Один Патриарх для всех. Мы не претендуем на то, чтобы Патриархом обязательно стал греко-католик... Мы ставим только одно условие: чтобы эта Церковь и этот Патриарх были едины с Римом". О том же говорил Гузар и в интервью корреспонденту "Львовской газеты" в ноябре 2005 года: "Я очень положительно отношусь [к единой Поместной Церкви]... Но у нас одно условие: чтобы эта объединенная Украинская Церковь находилась в сопричастности с преемником святого апостола Петра. Без этого мы не сдвинемся с места..."

Итак, обязательна связь Поместной Церкви с Римом. Фактически это означает, что в УГКЦ моделью для объединения церковных структур считают свою собственную Церковь. Далее: кардинал Гузар считает, что кафедрой единого Патриарха должен стать собор Св. Софии в Киеве. Сейчас это музей, в котором лишь в особых случаях разрешают совершать богослужения. При этом Гузар в июне 2005 года написал письмо Ющенко с просьбой передать греко-католикам здание Консистории в составе ансамбля "Софии Киевской" для размещения курии митрополита. Об этом написала газета "Сегодня". В пресс-секретариате УГКЦ информацию опровергли - зато ее подтвердили в администрации музея. Украинские православные (причем всех юрисдикций) возмутились: униаты хотят завладеть собором. Их опасения едва ли можно назвать беспочвенными. Все в том же 2005 году околоцерковные униатские организации совершали на Софийской площади молебны и проводили акции, требуя передачи храма греко-католикам.

У Любомира Гузара, как некогда у Мартина Лютера Кинга, "есть мечта": единый Патриарх, находящийся в общении с Римом, чья кафедра - Св. София. Таков "идеальный" проект Поместной Церкви для униатов. Однако его реализация маловероятна. Виктор Ющенко делает ставку на Константинополь. Означает ли это, что греко-католики остаются "не у дел"?..

Как кошка с собакой

В конце 1980-х в Западной Украине оформились две структуры, выступавшие за "национальную Церковь" и видевшие друг в друге угрозу своей монополии на эту идею. Речь идет о греко-католиках и отколовшейся от Московского Патриархата Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). "Автокефалисты" обвиняли униатов во "втором окатоличивании Галиции" и утверждали, что за действиями УГКЦ стоят "люди, издавна скрыто или открыто ориентировавшиеся на Польшу". Эти обвинения очевидным образом расходились с действительностью: отношения между униатами и католиками-поляками ("латынниками") были и остаются крайне напряженными. Исторически мотивированная полонофобия - неотъемлемая черта украинского греко-католицизма. В 1991 году униаты, узнав о назначении поляка Марьяна Яворского главой Львовской епархии Римско-Католической Церкви, хотели разлить машинное масло на посадочной полосе, где должен был приземлиться самолет с иерархом на борту. О каких "польских интересах" здесь могла идти речь?

Украинские наблюдатели нередко вспоминают интервью, которое кардинал Гузар дал в 2002 году польской католической газете Tygodnik powszechny. Тогда он, в частности, заявил, что взаимодействие греко-католиков и "латынников" в Украине далеко не идеально. По его словам, римо-католические священники настаивают на том, чтобы в случае смешанных браков таинство совершалось в их церквах, даже если жених - греко-католик. Гузар фактически обвинил поляков в прозелитизме. Если украинка римо-католичка хочет принять монашество, то она проходит послушание (новициат) в Польше, и при этом никто не принимает во внимание ее "возможные греко-католические корни".

"Римско-Католическая Церковь в Украине никак не может определиться - быть ей украинской Церковью латинского обряда или польской Церковью, - считает Гузар. - Это внутренняя проблема "латынников", но мы, греко-католики, с нетерпением ожидаем ее решения... Как нам говорить о любви с православными, если мы, католики, не любим друг друга?.. Постижению правды о католицизме, достижению католического единства мешает трагический исторический опыт: депортация украинцев из Польши, братоубийственные войны, прегрешения самих украинцев в отношении поляков. Как говорить с людьми о католицизме, если он ассоциируется у них исключительно с Польшей? Как убедить их во всеобщности католичества?.. Я не утверждаю, что у нас все в порядке, а у "латынников" все и всегда плохо. Просто я хочу, чтобы Римско-Католическая Церковь в Украине была еще и украинской Церковью".

Во многом показательная ситуация сложилась во Львове в том же 2002 году. Львовская епархия РКЦ попросила главу областной администрации вернуть ей в собственность около сорока объектов. Римо-католики ссылались на соответствующий указ президента Леонида Кучмы, подписанный в марте 2002 года. Многие из объектов, на которые претендовала РКЦ, находились в пользовании у греко-католиков. И греко-католики не желали отдавать их "латинникам". Свое право на владение бывшими "латынскими храмами" они обосновали... демографией. Дескать, до войны поляков во Львове было большинство. Теперь их 20 тысяч - при 600 тысячах украинцев. Зачем такому ничтожному числу поляков столько храмов и зданий?

Эти рассуждения, может, и не были лишены логики. Но ведь кардинал Гузар так хочет, чтобы Римско-Католическая Церковь в Украине стала "украинской"! Когда же вдруг встает вопрос о собственности, УГКЦ безоговорочно апеллирует к стереотипам, с которыми на словах борется ее глава: раз римо-католик - значит, поляк; раз греко-католик - значит, украинец.

Римо-католики оказываются в непростой ситуации. Они могли бы лишить униатов их "национальных" козырей, если бы еще в 1990-е начали "растить" и продвигать священников из числа этнических украинцев. Однако на настоящий момент подавляющее большинство епархий РКЦ в Украине возглавляют поляки (за исключением Мукачевской епархии, где епископ - венгр). Новым викарным архиепископом Львовским в прошлом году был также назначен поляк Мечислав Мокшицкий, многие годы работавший в секретариате Папы Иоанна Павла II.

В то же время совершенно ясно, что кардинал Гузар лукавит. На реальную украинизацию РКЦ униаты немедленно отреагировали бы обвинениями в прозелитизме. Как следствие, Римско-Католическая Церковь в Украине вынуждена придерживаться своей "польскости". Кроме того, в Ватикане далеко не всегда учитывают локальные нюансы, а на бумаге греко-католики и римо-католики - члены одной Церкви.

Однако для униатов, что бы ни говорил в интервью Гузар, национальный элемент куда важнее общекатолического. Римо-католик для них - прежде всего поляк, а Ватикан не помог им в 1946 году, когда греко-католики были вынуждены уйти в подполье. Если поставить униатов перед выбором: Украина или Рим, то решение будет однозначным в пользу национальной Церкви. Тем более что Святой Престол никак не дает УГКЦ желанный статус Патриархата.

"Когда Бог даст..."

В 2005 году Синод УГКЦ постановил перенести кафедру кардинала Гузара из Львова в Киев. У Московского Патриархата это вызвало, мягко говоря, недоумение: что делать в Киеве иерарху, 95% паствы которого проживают в Западной Украине? Синод УГКЦ ответил, что решение было принято на основании 57-го канона Кодекса канонов Католической Церкви. В тексте этого канона действительно говорится о том, что кафедры Предстоятелей Католических Церквей восточного обряда должны находиться в столице. Но касается это лишь патриарших кафедр. А УГКЦ не Патриархат. Ей не предоставляли такого статуса.

3 июня 2004 года члены Синода УГКЦ во главе с кардиналом Гузаром совершили визит в Ватикан (так называемый визит ad limina apostolorum) и беседовали с Папой Иоанном Павлом II о возможности создания греко-католического Патриархата в Украине. Папа ответил униатам: "Я разделяю ваше стремление, я разделяю его в терпеливой молитве, ожидая назначенного Господом дня, когда я смогу засвидетельствовать зрелый плод вашего церковного развития". При жизни Иоанна Павла II этот "назначенный Господом день" так и не наступил. И похоже, что он наступит не скоро.

В июле текущего года Украину посетил префект ватиканской Конгрегации по делам Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри. Журналисты задали ему вопрос о патриаршем статусе УГКЦ. Сандри ответил, что этот вопрос - в компетенции Папы. При этом он подчеркнул, что при его решении следует учитывать, "какие последствия будет иметь провозглашение Патриархата в экуменическом плане". То есть скепсис православных не остался незамеченным в Ватикане. Более того, нет никаких оснований полагать, что этот скепсис со временем сойдет на нет.

В то же время Любомир Гузар считает, что статус митрополии явно недостаточен для УГКЦ. Она, скажем так, "выросла" из этой одежды. "У Поместной Церкви, - писал Гузар в сентябре 2004 года, - есть своя история и сформировавшаяся христианская культура. Но не всякая Поместная Церковь автоматически соответствует критериям Патриархата. Необходима еще и зрелость сознания верующих, выражающаяся в святости ее духовных детей и поддержки ими патриаршества".

Создание в Украине греко-католического Патриархата, утверждает Гузар, никоим образом не направлено против Православных Церквей. "УГКЦ не имеет претензий к православным. И у православных не должно быть претензий к греко-католикам, когда речь заходит о территории или церковной жизни, - приводит слова кардинала официальный сайт УГКЦ. - Наш Патриархат сегодня, в XXI веке, задуман не как препятствие, но как путь к тому состоянию, когда в Украине будет один Патриарх в кафедральном соборе Святой Софии в Киеве". Более того, Патриархат для униатов "не попытка убежать от Рима". Вот что говорит Гузар: "Несомненно, с получением нашей Церковью статуса Патриархата, как того требуют каноны, изменится характер ее отношений с Римом. Но эти изменения коснутся лишь второстепенной административной сферы. Основная черта каждой поместной Католической Церкви - сопричастие с преемником святого апостола Петра, епископом Рима. А от этого мы никогда не отречемся".

Однако многие представители духовенства и прихожане УГКЦ ставят "украинство" выше общения с Римом и считают связь со Святым Престолом формальностью. Они чувствуют, что остаются в стороне от создания Поместной Церкви. Еще в годы австрийского и польского господства в Галиции в среде униатов получила распространение идея возвращения в православие - под омофор Москвы или Константинополя. Именно Константинопольскому Патриарху президент Ющенко отводит ведущую роль в процессе создания "национальной" Украинской Церкви. В июле в украинских СМИ даже появилась информация (впоследствии, впрочем, опровергнутая секретариатом Варфоломея I), что Константинопольский Патриарх считает необходимым общение греко-католиков как с Римом, так и с Константинополем. В общем, не стоит удивляться, если в конце концов украинские униаты захотят вскочить на подножку "восточного экспресса", оставив "латынников" на пустом перроне.

http://religion.ng.ru/people/2008-08-06/5_ukraine.html?mthree=3




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме