Вторым серьезным шагом, на который решился Иран спустя десять лет, стало его предложение соседним государствам создать более обширную систему безопасности, "стягивая" воедино кавказский и каспийский сегменты Черноморско-Каспийского региона (с этой инициативой МИД Ирана выступил в апреле 2003 г.). Иранский план предполагал создание региональной организации безопасности в формате "3+3" (Армения, Азербайджан, Грузия плюс Россия, Турция, Иран). Однако и эта иранская инициатива осталась невостребованной соседями по региону.
В настоящее время политическая инициатива - в руках российской стороны. По мнению экспертов, с 2005 г. Министерство обороны РФ и МИД РФ прорабатывают вопрос о создании "Смешанных сил быстрого реагирования по обеспечению безопасности на Каспии". Во многом это ответ на развертывание Соединенными Штатами в Прикаспии своих сил и средств - прежде всего на территории Азербайджана, в рамках программы "Каспийская стража", (CaspianGuard), с участием турецких, азербайджанских и грузинских военнослужащих [7].
Формальным поводом для проникновения в Черноморско-Каспийский регион стал для США запуск в конце мая 2006 г. нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джейхан" (БТД), во многом изменившего расклад сил в обширной зоне "Черноморье - Кавказ - Каспий". Фактически БТД - первый и самый крупный нероссийский энергетический проект на постсоветском пространстве. Его не без основания называют "проектом Вашингтона".
С нашей точки зрения, настоящие причины "повышенного внимания" США к Черноморско-Каспийскому региону лежат в сфере "большой стратегии". Это, прежде всего, стремление обеспечить геостратегическое преобладание в самой верхней точке "Великого Пятиморья", без чего "перекрытие" Ближнего и Среднего Востока, столь важного для американской экономики, чрезвычайно затруднительно. Вторая причина связана с попытками держать в постоянном напряжении Иран, "нависать" над ним, оказывая постоянное давление на эту страну с прямой угрозой применения силы.
Пытаясь закрепиться в восточной части Черноморско-Каспийского региона и прикрываясь необходимостью охраны нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, США прямо обозначили намерение обеспечить свое военное присутствие в Азербайджане, в частности, создать специальное подразделение из местных воинских подразделений и войск специального назначения [8]. Суть же российского предложения (идея "Смешанных сил быстрого реагирования по обеспечению безопасности на Каспии") состоит в том, чтобы сформировать специальный военный контингент усилиями всех государств "каспийской пятерки", без участия вооруженных сил внерегиональных держав. Москва предлагает ввести запрет на присутствие в регионе военных формирований тех государств, которые не имеют непосредственного выхода к Коспийскому морю-озеру, а также запретить плавание на нем судов под флагами неприкаспийских государств (это явное указание на нежелательность присутствия в регионе американских военных, в чем российская позиция полностью совпадает с позицией Тегерана).
Каспийский бассейн превратился сегодня в "невралгический узел" всей зоны "Черноморье - Кавказ - Каспий". Через эту геополитическую зону осуществляется транзит углеводородов по многим направлениям (как в Европу, так, правда, в меньшей степени, на восток, в Китай).
Наиболее предпочтительным для стран Черноморско-Каспийского региона было и остается создание в обширной зоне от Балкан до Центральной Азии регионоцентрического механизма безопасности, позволяющего сформировать в этой части Евразии - на уникальном перекресте культур и цивилизаций - единое геополитическое пространство, в полном смысле этого слова "общий дом". Все предельно просто: реальный мир и безопасность в регионе невозможны без мира с ближайшими соседями. Увлекаться же "мифологической географией", видеть себя "рядом" с Соединенными Штатами и/или Западной Европой, а не в общем геополитическом пространстве с государствами-соседями - значит наносить ущерб своим собственным национальным интересам [9].
Если учитывать необходимость экономической стабилизации и демократизации государств Причерноморья, Южного Кавказа и Каспийского бассейна, оказавшихся по логике геополитического развития последних двух десятилетий в "одной лодке", если исходить из интересов устойчивого развития соответствующих стран, то оптимальным было бы, как мы уже говорили, создание в ЧКР международной институции (мини-ОБСЕ, но без участия США),опирающейся на Организацию черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) как на свой фундамент.
Однако пока перспектива создания в Черноморско-Каспийском регионе "общего дома" не просматривается. Причин тому в основном две. Во-первых, этот регион - весьма разнородное целое, в нем нет "стержневого" (С. Хантингтон) государства, способного выступать носителем общерегиональной идеи с опорой на соответствующую силу. Во-вторых, очень высока степень прямой включенности в "черноморско-каспийский процесс" Соединенных Штатов. Добровольно с этой стратегически важной "площадки" США не уйдут, а без этого создание в зоне "Черноморье - Кавказ - Каспий" регионоцентричного комплекса безопасности практически невозможно.
Поэтому в ЧКР набирает силу тенденция, противоположная региональной интеграции, - тенденция фрагментации. Наблюдается "растягивание" региона разного рода альянсами (типа "Сообщества за демократию и права народов", образованного непризнанными государствами ЧКР), коалициями и межгосударственными объединениями (типа СДВ и ГУАМ), блоковыми структурами (НАТО). У государств ЧКР в качестве предпочтительной формируется политическая линия на выстраивание отношений с внерегиональными державами и международными организациями.
В условиях, когда за достаточно длительный период времени, последовавший после распада Советского Союза, так и не сформировалась сколько-нибудь налаженная система двусторонних и многосторонних взаимодействий "государств-соседей", иного результата трудно ожидать: Черноморско-каспийский регион не стал плотно интегрированным сегментом мирового геополитического пространства. Он как был, так и остается "разъединительным поясом". Если на рубеже ХХ-XXI вв. этот "пояс" разделял Россию и объединенную Европу, то сейчас он разъединяет Россию и евро-атлантическое сообщество, отграничивая РФ и сферу влияния США, захватившую ряд стран бывшего СССР. Можно предположить, что в ближайшее время здесь возникнет еще одна "разделительная линия", теперь уже продленная до Центральной Азии и разделяющая два лагеря - "США+НАТО" и "Китай+ШОС". В этом случае зона "Черноморье - Кавказ - Каспий" станет важнейшим звеном той "дуги нестабильности", которая с конца 1990-х гг. протянулась от Косова до Синьцзяна.
7. См. также об этом: Заславский И. Дело труба. Баку - Тбилиси - Джейхан и казахстанский выбор на Каспии. - М., 2005. - С.159-160, 171.
8.См. об этом: Матвеев А. Щупальца Пентагона тянутся к Каспию. (http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1114144560).
9. См.: Дергачев В.А. Геополитика. - М., 2004. - С.327.
http://odnarodyna.ru/articles/2/230.html