Кто читает святых отцов?

0
102
Время на чтение 6 минут
Только ли студенты-богословы изучают творения святых отцов? "Чтение святоотеческой литературы полезно для всех христиан, не зависимо от рода их деятельности и образования", - советуют со всех сторон. Но можно ли разобраться в творениях древних отцов Церкви без специального образования? Или разбираться и не обязательно, главное читать и запоминать? Мы провели опрос: кто и с какой целью берется за это душеполезное занятие.

Гор Чахал, художник:

Должен сказать, что систематически я перестал читать труды святых отцов после того, как осознал, что понимать их труды могут только люди, в какой-то степени прошедшие их путь к спасению. Слава Богу, что до этого я успел прочитать довольно много. Теперь я обращаюсь к ним, в основном, в конкретной нужде. Поскольку моё творчество непосредственно связано с богословием и я часто не уверен, что по грехам моим могу составить себе верное представление о предмете, я обращаюсь к Преданию, чтобы попытаться увидеть изображаемый предмет глазами святых отцов, мнению которых я полностью доверяю. А в повседневной жизни за работой я обычно слушаю аудиокнигу "Жития Святых", которую нашёл в сети. Жизнь моя меняется, на мой взгляд, скорее, не после чтения книг, а после очередной выставки, которая откладывается в душе прочувствованным и лично пережитым знанием.

Екатерина Богданова, главврач больницы свт.Алексия:

Времени читать, к сожалению, нет. Последний раз я читала книгу о свт.Луке Войно-Ясенецком "Я полюбил страдания" и это было в декабре. Я унывала и расстраивалась из-за проблем на работе, настроение было паршивое, тогда я взяла книгу и начала читать. Меня поразило, как он, медик, хирург и святитель, стойко переживал все трудности, сам держался и мог людей подбодрить! А ведь он подвергался таким гонениям, что и не сравнить с нашими временами! Мне тогда, в трудную минуту, чтение этой книги очень помогло. А вчера ко мне пришла устраиваться на работу врач, она сказала, что не православная, но размышляет об вере. Я с радостью посоветовала ей почитать свт.Луку и даже поцитировала кое-что из книги на память. Думаю, ей это будет интересно сначала с позиции доктора, а потом, может быть, ее заинтересует православие.

Настя Иванова, сестра реанимации:

На венчание нам с мужем духовник подарил жития всех святых, но дальше первого тома мы пока так и не продвинулись. Творения древних святых непросто читать, понимать и запоминать, уж а подражать святым отцам тем более трудно. Когда я училась в Свято-Димитриевском училище, мы читали и изучали "Поучения Аввы Дорофея" - я очень эту книгу люблю. Там есть трогательный рассказ, как Авва Дорофей, который трудился в больнице, переживал, что плохо перестилает постели. Я каждый раз, перечитывая это место, поражаюсь тому, как внимателен он был к больным и как добросовестен в своем послушании. На несколько дней после чтения меня хватает, чтобы делать свою работу усерднее, а потом снова надо читать!

Ольга Седакова, поэт:

Я со студенческих лет читала святых отцов и вообще богословские труды. В новом контексте святоотеческая мысль порой звучит особенно ярко (например, в сочинениях современных греческих богословов Христоса Яннараса, митр. Иоанна Пергамского или Еп.Каллиста (Уэра)). Как ни странно, эти труды никогда мне не казались непонятными. Читаю я их в переводе - на русский или на новые европейские языки (так, "Защиту святой исихии" я впервые прочла во французском переводе о.Иоанна Мейендорфа, а Евагрия Понтийского и Исаака Ниневийского - в итальянском). Мне всегда хотелось что-то из них выписывать, и у меня собралось множество тетрадей с такими выписками. Иногда я перечитываю не оригиналы, а эти выписки.

Вообще, к трудам святых отцов мне приходится обращаться по разным поводам.

Во-первых, "по работе". Так, в последний год, занимаясь Данте, я читала бл. Августина в замечательном переводе Т.Ю.Бородай. Без этого (как и без Дионисия Ареопагита и других) всерьез говорить о "Божественной Комедии" невозможно. Для работы над церковнославянским словарем мне часто приходится обращаться к "Точному изложению православной веры" св.Иоанна Дамаскина.

Во-вторых, "для образования". Есть вещи, которые стыдно не знать.

И, наконец, "для души". Наподобие того, как обращаются к стихам или музыке. В этом случае я чаще беру не большие труды одного автора, а разные антологии, сборники. Например, "Истоки" - антология отцов Древней Церкви, составленной и комментированной Оливье Клеманом. А иногда выборки на церковнославянском, например, "Тихонравовский Дамаскин" (рукописные сборники религиозно-нравоучительных сочинений - житий, апокрифов, поучений, проповедей. В их состав включались переводы из сборника "Сокровище" ("Thesauros") греческого проповедника 16 в. Дамаскина Студита - отсюда наименование). Одной фразы, одного абзаца хватает надолго... "Можно обрести предчувствие Бога, если в каждом ощущении пытаться воссоединить реальность всего сущего и не удаляться от него, не проникнув сначала в его нездешнее звучание" Кирилл Александрийский. Строматы 5, 11.

В мысли святых отцов я особенно люблю эту ее способность вызывать (или возрождать, или создавать) в уме восприятие всего сущего как целого, причем такого целого, которое живет не собой самим и не ради себя. Это противоположно секулярной мысли, особенно постмодернистской.

Олег Кузьмин, директор управления развития молочного проекта "Вимм-Билль-Данн":

Да, я читаю труды святых отцов. Последний раз читал свт. Иоанна Златоуста - это было неделю назад. Он пишет очень понятно и современно. Силуан Афонский прекрасно пишет, митрополит Антоний Сурожский, свт.Димитрий Ростовский - много есть замечательных авторов.

Порой, я читаю святых отцов по определенным темам, порой все подряд, это зависит от книги, от настроения и от того, какие у меня вопросы. Я не выписываю никаких цитат, но бывает что-то запоминаю и могу потом пересказать в разговоре. Моя жизнь меняется от этого чтения. Как она может не меняться, если хотя бы чуточку прислушаешься к тому, что говорит свт.Иоанн Златоуст?

Анна Фадеева, прихожанка одного московского храма, 78 лет:

Творения святых отцов я не читаю, но зимой читаю жития святых по календарю, то есть каждый день по минеям в зависимости от праздника. Если день святителя Николая Чудотворца - я читаю его житие, если празднуется день святого праведного Иоанна Кронштадского - читаю его житие. У меня есть все 12 томов, поэтому жития святых я хорошо знаю. Почему только зимой читаю? Летом я в деревне - на огороде, летом времени читать нет!

Федор Василюк, психолог, декан факультета психологического консультирования и психотерапии МГППУ:

Я читаю святых отцов, но увы реже чем хотелось бы. Последние, кого я читал - Иоанн Дамаскин и Силуан Афонский. Но не так, чтобы открыл и проштудировал. Скорее, я ищу ответ на конкретный вопрос, ищу подсказки, размышляю. Поводы бывают разные, иногда я читаю святых отцов так же, как Евангелие, с поиском ответов на жизненные ситуации. Сейчас у меня нет возможность читать и изучать. Поэтому иногда я читаю святых отцов, как поэзию - когда открываешь в случайном месте и читаешь, надеясь, что именно сейчас прочтешь то, что нужно. Знаете, так еще бывает, когда с другом хочется поговорить, не важно о чем.

Да, в Евангелии есть ответы на все вопросы. Я сейчас скажу возможно не очень точную метафору: многие вещи в семье дети узнают от мамы, но это не замещает общения с братом или сестрой. Возможно сестра не обладает полнотой информации как мать, но она ближе по опыту и принять какую-то истину, какую-то правду от сестры или брата проще, чем от родителей.

Раньше я делал выписки из святых отцов и вкладывал эти бумажки в Евангелие или в молитвослов, чтобы они мне попадались чаще на глаза, чтобы снова встречаться с этой мыслью. Если через это высказывание меня пронзил какой-то луч правды, то надеешься, что может быть это произойдет еще раз...

Екатерина Чистякова, учительница биологии в школе "Свет" при храме свт. Митрофана Воронежского:

Во время Великого поста я читала "Лествицу", а недавно еще читала "Оптинский цветник" - высказывания оптинских старцев в кратком изложении. Моя работа в школе требует очень много времени, поэтому на серьезную литературу его почти не остается. Когда ко мне попадают книги древних святых - я их читаю, но сейчас почему-то чаще попадаются современные авторы, чаще дарят и советуют творения святых нашего времени. И древние и современные отцы пишут в общем-то об одном и том же, но дух тех, древних святых действует на меня очень отрезвляюще. Когда читаешь святых отцов, по-другому начинаешь воспринимать веру, более серьезно. Оказывается, возможность жить христианской жизнью очень к нам близка! Каждый человек может так жить, но только нам не хватает дерзновения.

Некоторые батюшки рекомендуют читать утром и тогда это настраивает на день. Но даже если ничего не запоминается и если не можешь вспомнить "о чем прочитал", все равно в какой-то жизненной ситуации может "всплыть" в голове эпизод из жития святых и подсказать, как правильно поступить.

Андрей Гусаров, председатель совета директоров ООО "ФПК Сатори"

Больше я люблю жития святых, но читаю и творения святых отцов. Батюшка мне сказал, что надо читать - я читаю. Скорее ищу практический опыт. По крохам выбираешь, что ложится на жизнь, что может пригодится в каких-то ситуациях. Для меня очень важен пример жизни святых людей, хотя с собственной жизнью это тяжело соизмерять. Когда читаешь, например, про мучеников, то понимаешь, какой глубокой веры были люди! Наши трудности, жизненные неудачи, неполадки - это все детский лепет, по сравнению с тем, что они претерпевали.

Я начал читать Евангелие, но многого не понимал. Например, читая про игольное ушко, можно сделать неправильные выводы. Один мой знакомый, прочитав эту главу в Евангелии, бросил заниматься бизнесом и ушел в монастырь, но в результате этот его порыв плохо кончился, так как из монастыря он скоро ушел и как-то больше и не устроился в жизни. А если бы он читал, как толкуют эту притчу святые отцы, он бы знал, что для спасения не важно богатый ты или бедный, а твое отношение к богатству. Надо относиться к нему, как к таланту, умеешь - зарабатывай, но важно, на что ты тратишь потом эти деньги - во Слава Божию или на свои какие-то "хотелки".

Хороший вопрос вы задаете: зачем вычитывать ответы у святых отцов, когда есть духовник, к которому можно подойти и все спросить, что надо. На этот счет я думаю, что не по всем вопросам нужно дергать батюшку. А потом, профессор богословия Осипов Алексей Ильич (я иногда слушаю его лекции) говорит, что батюшки не всегда бывают правы - надо иметь и свое понимание. А для это нужно читать святых отцов.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=15&article=998
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45