itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Паустовский: "Мне, в общем-то, повезло. Я вырос на Украине..."

Новости Москвы 
0
757
Время на чтение 11 минут
14 июля 2008 года - 40 лет со дня кончины К.Г.Паустовского. Почти ежегодно в России, Белоруссии, на Украине, в других местах, связанных с жизнью и творчеством Константина Георгиевича Паустовского, проходят его литературные праздники. Проходили такие праздники и в украинском селе Пилипча-Городище, где была усадьба Паустовских, на родовом кладбище похоронен отец. В Пилипче-Городище на базе сельской школы создан музей выдающегося русского писателя и "украинского письменника", объединившего современные литературы и культуры двух братских славянских народов. Такие музеи есть также в Москве, Одессе, Крыму... В 1939 году, находясь в Ялте, Паустовский записал в дневнике: "Самое тяжелое в наши дни - это стремительный рост пошлости". Интересно, что бы он сказал сегодня?!

В Кузьминки, к Паустовскому

На юго-востоке разрастающейся Москвы, где в последний день весны 1892 года родился будущий писатель, чудом сохранился старинный парк Кузьминки, бывшая усадьба князей Голицыных.

Этот островок живой природы в мегаполисе напоминает пейзаж средней полосы России, который с такой любовью описывал в своих книгах Паустовский (вспомним хотя бы "Мещерскую сторону").

В доме садовника Голицыных - "Серой даче", что стоит здесь, на "лесной опушке", с конца 1980-х обосновался Московский литературный музей-центр К.Г.Паустовского, музей международного значения, который, несмотря на небольшой штат сотрудников, активно поддерживает связи с коллегами из музеев писателя в других странах. В "Серую дачу", где, по словам украинского поэта Бориса Чичибабина, "обрела свое пристанище, бродит, грустит, радуется душа Паустовского", частенько заглядывают любопытные белки, залетают птицы, прикормленные сотрудниками музея. Но главное, что сюда с утра до вечера идут почитатели таланта писателя. Взрослые и дети, москвичи и приезжие - не только из России, но и из-за рубежа. Так же, как шли когда-то к самому Паустовскому - в его московские квартиры в Лаврушинском переулке и на Котельнической набережной. Приезжали к нему гости и в Тарусу, где в 1950-е Паустовские купили домик.

Семья Константина Георгиевича часто переезжала. В детстве и юности он жил и в Киеве, и в других городах Украины и центральной России, возвращался и вновь уезжал из Москвы. А когда он стал журналистом и писателем, география его поездок ещё больше расширилась - Паустовский объездил почти весь Советский Союз, бывал во Франции и Италии, Англии и Болгарии...

Проводит музей и международные научные конференции "Жизнь и творческое наследие К.Г. Паустовского". Помимо ученых России, участие в них принимают их коллеги из Швеции, Франции, Голландии, Литвы, Словакии, Грузии, Китая...

Слависты всего мира, в том числе из Китая и Бразилии, защищают диссертации по творчеству Паустовского. Его книги постоянно переиздаются и в России, и за рубежом. Однажды музей получил из Голландии 15-е издание "Повести о жизни" - этот цикл автобиографических повестей переиздается здесь ежегодно (!).

В свое время писатель мог даже получить за эту книгу Нобелевскую премию, но не сложилось...

Поэзией Паустовского стала его проза

Наш мир, люди и события виделись Константину Георгиевичу Паустовскому сквозь воздух мечты и вечности. В то же время он смотрел на мир отнюдь не через розовые очки, многое сумел предугадать. Как тут не вспомнить его письмо-завещание, которое заканчивается большой душевной болью за будущее России: "мы жили на этой земле. Не давайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд. Мы потомки Пушкина, и с нас за это спросится".

Хотя люблю Паустовского со школы, а в 1977-м защищал по его творчеству дипломную работу, многое знаю о жизни и творчестве писателя, но всегда с глубоким интересом, от корки до корки, читаю журнал "Мир Паустовского", который музей выпускает с 1992 года. "Пусть мы далеки от этого мира, - говорит главный редактор журнала, ученица писателя Галина Корнилова, - пусть утверждают иные, что такого мира не существовало никогда. Пусть так. Но без мечты о нем наше существование безрадостно и тускло. Любовь Константина Георгиевича к человеку, родной природе, русскому языку - всё это сегодня на чаше весов, которая уравновешивает зло".

Журнал, посвященный творчеству и личности одного человека, - редкость в отечественной журналистике. Как, впрочем, и сам факт издания музеем собственного культурно-просветительского и литературно-художественного журнала, который зовет нас в удивительный мир последнего романтика XX века. Сбылось предсказание Бунина: поэзией Паустовского стала его проза.

Опубликованные в 2005 году журналом "Мир Паустовского" дневники писателя открыли для нас доселе потаённое. Они свидетельствуют о резком неприятии молодым литератором Октябрьской революции, а отдельные неопубликованные части "Книги скитаний" (авторское название "На медленном огне ") говорят о том, что Паустовский остро переживал необходимость работать в условиях политического гнета.

В "Повести о жизни" дается объяснение тому, почему художник Паустовский остался в стране, раздираемой гражданской войной и красным террором:

"Это - дело совести. Я считаю, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя бросать свою страну. И свой народ".

Название очередной книги "Повести о жизни", в которой рассказывается о событиях после 1920 года, - "Время больших ожиданий" - тоже объясняет, почему Паустовский остался в России. Ему было двадцать восемь лет, он верил в то, что социализм все-таки упорядочит захлестнувший страну хаос, "но большевизму так и не удалось освободиться от алчности, пренебрежения к личности, глухоте к чужому мнению".

Константин Паустовский и Украина

В прошлом году вышел в свет специальный выпуск журнала "Мир Паустовского", посвященный связям Константина Георгиевича с Украиной. Мало кто знает, что родословная писателя связана с именем прославленного запорожского гетмана Сагайдачного. Это и многое другое объясняет особую глубинную привязанность русского классика к украинской теме, фольклору, языку...

"Образ Украины я носил в своем сердце", - писал Константин Паустовский.
В предисловии к украинскому изданию своих произведений он заметит: "Мы не часто задумываемся над тем, как та или другая страна, где мы провели хоть часть своей жизни, особенно молодость, отражается на нашем сознании, на самом строе наших мыслей и чувств. В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь легкую солнечную дымку, образ родного края с его бескрайним небом и тишиной полей, с его задумчивыми лесами и языком народа.Мне, в общем-то, повезло. Я вырос на Украине. Ее лиризму я обязан многими сторонами своей прозы..."

Таким красноречивым признанием и открывается украинский выпуск "Мира Паустовского".

Как указывалось в метрической церковной книге, "родители его: отставной унтер-офицер II разряда из вольноопределяющихся, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимов Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные".

Почти четверть века Паустовский, "москвич по рождению и киевлянин по душе", прожил в Киеве. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чем не раз признавался в автобиографической прозе.

В 1898 году Паустовские переехали из Москвы в Киев, где отец будущего писателя получил должность делопроизводителя в службе движения Юго-Западной железной дороги. В 1902 году Георгий Максимович Паустовский, получив повышение по службе, стал заведовать отделом статистики Киево-Полтавской железной дороги. Это позволило семье Паустовских улучшить свое материальное положение.

В автобиографической книге "Далекие годы" Константин Георгиевич с нежностью вспоминает о том, как его семья счастливо жила на Святославской улице до переезда два года спустя на Никольско-Ботаническую...

В 1904 году, после занятий с репетиторами, 11-летний "переросток" Костя Паустовский, который до этого был недостаточно подготовленным к вступительным испытаниям, наконец-то, поступил в Первую Киевскую гимназию, получив пятерки по русскому языку и Закону Божьему и четверку - по арифметике.

В 1906 году семья Паустовских распалась, Константин был вынужден уехать в Брянск, к брату матери, где его определили в местную гимназию. Там он, как сам признавался впоследствии, "все чаще с сожалением вспоминал Киевскую гимназию и задумывался над тем, как вернуться в Киев".

Осенью 1907 года Константин Георгиевич вернулся в родной, как считал, город, в котором к тому времени уже не оказалось родни... Снисходительные к подростку воспитатели гимназии опекали его, как могли, а на высшем уровне даже было принято решение освободить Паустовского от платы за учение. Иногда он занимался репетиторством, получая за это небольшие, но "лично заработанные" деньги.

Весной 1911 года в местечке Городище под Белой Церковью от рака горла умер его отец. Константин успел застать его живым, участвовал в похоронах, а затем побывал у родственников, проживавших в деревне Копани Чернобыльского уезда.

В том же 1911 году из Черкасс в Киев переехала бабушка Кости по матери Викентия Ивановна Высочанская и поселилась у младшей дочери на Лукьяновке. Там же некоторое время проживал и Константин.

В июне 1912-го закончились выпускные экзамены в Первой гимназии.

"Паустовский, - было написано в заветном аттестате зрелости, - вступив в Императорскую Александровскую Киевскую гимназию августа 20 дня 1904 года, при отличном поведении обучался по 4 июня 1912 года и окончил полный восьмилетний курс (в подготовительном классе не обучался. - Н.Г.)".

В августе 1912 года Паустовский поступил на естественное отделение физико-математического отделения Киевского университета святого Владимира, а следующий учебный год начал на историко-филологическом факультете, куда Константина перевели по собственному его прошению. Впоследствии Константин Георгиевич перевелся в Московский университет, чтобы быть рядом с мамой, которая проживала в Первопрестольной, однако события последующих лет не позволили ему завершить учебу...

В декабре 1913 года в киевском журнале "Рыцарь" опубликовали повесть начинающего писателя "Четверо". Произведение открывало альманах и произвело сильное впечатление на читателей.

Первая мировая заставила Паустовского прервать учебу. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке, на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году работал рыбаком в артели на Азовском море.

Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман "Романтики".

Осенью 1917-го и летом 1918 года жил у матери и сестры в селе Копани под Чернобылем. А затем Паустовские перебрались в Киев, на Несторовскую улицу.

То, что пережил Константин Георгиевич в 1918-1919 годы, которые ввергли Киев в самое пекло, подробнейшим образом описано на страницах блестящей автобиографической книги "В начале неведомого века".

В 1919 году, после прихода большевиков, Константин Паустовский смог устроиться корректором в газету "Киевская мысль", а затем - в Народный комиссариат продовольствия, где "ведал выпуском ведомственных бюллетеней". В начале мая 1919 года Паустовского призвали в Красную Армию. Служил он в Киеве, в караульном полку на Печерске. В октябре того же года, когда здесь хозяйничала Директория. Паустовский перебрался в Одессу, где вместе с Олешей, Катаевым, Бабелем, Ильфом, Петровым и другими литераторами печатался в знаменитой газете "Моряк"...

"Киев он любил всю жизнь, - писал литературовед Леонид Хинкулов, - хорошо его изучил, знал все его окрестности и нередко изображал их пейзажи в разные времена года. Паустовский чувствовал Киев, его специфический колорит, своеобразие его природы... Киев навсегда остался в биографии писателя городом его молодости, о котором Паустовский всегда говорил с нежностью, который хорошо знал и до конца жизни любил".

Именем Паустовского в Киеве названа тихая и зеленая улица в районе Караваевых Дач.

Тесно связала судьба Паустовского и с Крымом - "местом, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости". Писатель жил и работал в Старом Крыму, Коктебеле, часто бывал в Феодосии. В мае 1938 года Паустовский писал: "Весь Старый Крым в цвету, в распустившихся орехах и каштанах... неправдоподобный воздух, очень душистый, мягкий и прозрачный. Здесь очень хорошо работать в саду".

Под впечатлением Крыма написаны отдельные главы повести "Черное море", рассказы "Потерянный день", "Робкое сердце", "Умолкнувший звук", "Синева", "Встреча"... "Восточный Крым был полон цветения и тишины. Это была особая замкнутая страна, не похожая на все остальные части Крыма...", - писал Паустовский в рассказе "Синева".

...Представляя удивительно насыщенный украинский номер "Мира Паустовского", директор Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского Илья Комаров, сотрудники издания отметили объединяющую миссию огромного творческого наследия Константина Георгиевича в контексте современных российско-украинских культурных связей.

В рубрике "Неизвестный Паустовский" здесь опубликованы рассказы киевского периода жизни и творчества писателя "Поля" и "Браво, Уточкин!". В эссе "Душа жива" доктора искусствоведения, действительного члена Академии искусств Украины В.Л. Скуратовского раскрывается непреходящая животрепетность и нравственно-эстетическая актуальность творчества Паустовского. Проникновенный рассказ киевского писателя Данилы Кулыняка "Миражи над Припятью" проводит читателя по заповедным тропам украинского Полесья, исхоженным юным Паустовским в районе Чернобыля и его окрестностей, над которыми теперь надолго опустилась пронзенная радиацией пустота безвременья. О творческих связях выдающегося русского писателя с украинскими мастерами слова А. Довженко, Ю. Смоличем, М. Рыльским, Ю. Яновским, П. Панчем, А. Копыленко и другими обстоятельно рассказывает кандидат филологических наук С. Щелокова, а молодой исследователь Татьяна Васенкина раскрывает тему "Украинизмы в произведениях К.Г. Паустовского".

Со страниц журнала предстают интересные эпизоды пребывания писателя в Одессе, Крыму.

Многие страницы журнала посвящены увековечиванию памяти, сохранению творческого наследия Паустовского. Кстати, на Украине сегодня действует три музея Константина Паустовского. Надо отметить, что при подготовке материалов для тематического выпуска редакция прибегала к помощи сотрудников Библиотеки украинской литературы. Похоже, участие БУЛ в осуществлении интересных издательских проектов, направленных на осуществление российско-украинских культурных связей, ознакомление россиян с историей, литературой Украины, становится доброй традицией.

"Данке шен, герр Паустовский..."

Много сил отдавал Паустовский борьбе за чистоту русского языка.

"Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку, - писал он. - Человек, равнодушный к родному языку - дикарь. Он вредоносен по своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа".

Незаметно из выдающегося русского писателя, жившего в советскую эпоху, Паустовский стал величиной европейской и мировой культуры. Великая Марлен Дитрих приехала в Москву в 1960-х. В ответ на приглашение выступить в Доме литераторов актриса спросила: "А Паустовский будет?". Этого ей никто не мог обещать. Последние годы писатель болел. И когда в конце того вечера он поднялся на сцену, зал замер: Марлен Дитрих опустилась на колени перед Константином Георгиевичем... В аплодисментах почти потонули слова, которые она повторяла со слезами: "Данке шен, герр Паустовский, данке шен...".

Тарусские страницы

Особое место в его жизни и творчестве занимала Таруса, маленький приокский городок Средней России. Здесь Константин Георгиевич Паустовский поселился в середине прошлого века, провел 13 своих последних лет, творчески плодотворных, счастливых. Писатель пользовался уважением и любовью местных жителей, стал первым почетным гражданином Тарусы. Он словно принял на себя негласное нравственное обязательство заботиться об этом уголке русской земли.

Уже через несколько лет на пустыре рядом с купленным домом-развалюхой радовал глаз настоящий сад.

Паустовский отдал много сил бытовому благоустройству калужской глубинки, сохранению исторического лица города.

Знаменитый альманах "Тарусские страницы", который он "пробил", и поныне - свидетельство свободомыслия и культурного возрождения российской провинции.

В небольшом тупичке над крутым скатом к речке Таруске - небольшой дом (ул. Пролетарская, д. 2), на котором белеет теперь мемориальная доска. От дома Паустовского хорошо видна белая церковь в Бехове на другом берегу Оки - рядом с нею похоронен великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов.

Отсюда можно отправиться вдоль берега Таруски к Ильинскому омуту, существовавшему на земле, вероятно, с незапамятных времен - новелла Паустовского сделала это место знаменитым на весь мир: "Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето. Я думаю, что слово "великий" применимо не только к событиям и людям, но и к некоторым местностям нашей страны, России...То место, о котором пойдет рассказ, называется скромно, как и многие великолепные места в России: Ильинский омут... Оно не связано ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми, а просто выражает сущность русской природы. В этом отношении оно, как принято говорить, "типично" и даже "классично".
Такие места действуют на сердце с неотразимой силой. Если бы не опасение, что меня изругают за слащавость, я сказал бы об этих местах, что они благостны, успокоительны и что в них есть нечто священное".

С Тарусой связаны его поэтические эссе "Уснувший мальчик", "Городок на реке", "Избушка в лесу", "Наедине с осенью"...

Писатель скончался 14 июля 1968 года в Москве, прожив долгую творческую жизнь. По завещанию Константина Георгиевича, его похоронили на городском кладбище в любимой Тарусе. Место, где находится скромная могила Паустовского, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, было выбрано самим писателем...

ГОЛОВКИН Николай Алексеевич - член Союза писателей России.

http://odnarodyna.ru/articles/4/198.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
День святой свободы
3 марта – национальный праздник Республики Болгария – День освобождения от османского ига
04.03.2024
Памяти Фёдора Абрамова
(29.02.1920 - 14.05.1983)
01.03.2024
Елизавета Сергеевна
24 февраля 2024 года – вторая годовщина начала СВО.
28.02.2024
Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет
«Я, на свою беду, бессмертен»
26.02.2024
Все статьи Николай Головкин
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии