itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рассуждение о правах человека

0
222
Время на чтение 5 минут
Права, обязанности и Высший Законодатель

Иногда доводится слышать, что права человека - чисто светское понятие. Это, однако, ошибка. Разговор о правах в чисто юридической плоскости - имеет ли гражданин Х по закону право на У - действительно не носит богословского характера. Но когда говорят о "неотъемлемых правах человека" выходят далеко за юридические рамки; если закон не соответствует правам человека (или тому, как их понимает автор), закон требуется пересмотреть - т.е. неотъемлемые права человека рассматривают как нечто первичное и более авторитетное по отношению к закону.

Таким образом предполагается некое представления о нравственном и справедливом, не всегда совпадающее с законом, но более авторитетное, чем закон - настолько, что сам закон следует пересматривать в соответствии с этими представлениями. В этом случае вопрос: а на чем основаны сами эти представления? - неизбежен; а это вопрос мировоззренческий, более того, богословский. Это вопрос о Высшем Законодателе, стоящем над всеми иными законодателями.

Следует отметить и то, что само провозглашение неотъемлемых прав есть провозглашение неотменимых обязательств.

Часто складывается впечатление, что люди рассматривают свои права как нечто, во-первых, само собой разумеющееся, во-вторых, не предполагающее ограничений и обязанностей. Указание на какие-либо ограничения и обязанности рассматривается, напротив, как "ущемление прав".

Однако права являются обязанностями, а свобода является ограничениями - смотря по тому, смотрите ли Вы на одно и то же с Вашей точки зрения или с точки зрения соседа. Ваше право на жизнь и на собственность есть возложенное на соседа обязательство на Вашу жизнь и имущество ни прямо, ни косвенно не покушаться. Ваша свобода слова означает не только то, что Вы можете говорить что хотите; оно означает, что государству или частным лицам запрещено подвергнуть Вас за это преследованиям. В самых тиранических обществах у людей была возможность высказать все, что они думают - а у властей была возможность подвергнуть их за это истязаниям и казни. Права и свободы - это не столько то, что Вам позволено делать, сколько то, что с Вами делать запрещено.

А это неизбежно вызывает вопрос - кто имеет власть запрещать?

То, что у Вас есть неотъемлемые права, означает, что у меня есть по отношению к Вам неотменимые обязанности. Кто имеет неотьемлемую, неоспоримую и неотменимую власть эти обязанности налагать? Это не думы, парламенты или иные законодательные собрания - на них самих налагается обязанность в своем законотворчестве исходить из неотъемлемых прав. Кроме того, если бы источником прав было государство, было бы невозможно говорить об их неотъемлемости. Государствам случалось права отнимать, и если мы не ставим над государством некого Высшего Законодателя, само понятие неотъемлемости теряет смысл. Государство дало, государство и взяло - кто же оспорит его, государства, полномочия, если над государством никого нет?

Довольно часто доводится беседовать с неверующими (часто решительно, воинственно неверующими) людьми, которые решительно настаивают на своих правах. Это вызывает неизбежный вопрос - почему Вы думаете, что у других людей есть моральные обязательства уважать Ваши права? Мы не сомневаемся в наличии неотъемлемых прав - но мы-то верим в Высшего Законодателя; например, раз Он дал заповедь "не убий" у всех есть обязательство воздерживаться от нанесения побоев - или иного явного вреда здоровью и жизни других людей, хотя бы им лично и неприятных.

Но допустим, мы разделили позицию наших оппонентов, они нас убедили - Бога то ли вообще нет, то ли Он не имеет власти налагать моральные обязательства. Тогда кто может налагать те неотменимые обязательства, которые неизбежны при всяком разговоре о "неотъемлемых правах"?

Люди? Больше ведь некому. Но с чего бы это вдруг мы должны признать за ними такие полномочия? И за какой именно группой людей мы должны такие полномочия признавать?

Поэтому мы неизбежно приходим к вопросу - кто есть тот Высший Законодатель, который наделяет неотъемлемыми правами, и, соответственно, налагает неотменимые обязательства? Для людей, стоявших у истоков концепции "неотъемлемых прав" ответ был очень простым: Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. (Декларация независимости США, 1776 г.) Люди, провозглашавшие неотъемлемые права исходили из самоочевидной истины Бога как Творца, Законодателя и Судии, Того, кто налагает обязательства и наделяет правами.

Однако к нашему времени концепция прав человека стала рассматриваться как внерелигиозная или даже антирелигиозная. Вопрос "на чем основаны права человека?" - повисает в воздухе. На людей по-прежнему возлагается обязательство безусловно уважать права человека, но кто возлагает такое обязательство? Кто замещает Бога в обезбоженной концепции прав?

Права человека как квазирелигия.

Права человека провозглашаются высшим авторитетом, которому все обязаны повиноваться; авторитетом, неоспоримые требования которого распространяются на всех людей и во всех странах и которые не могут быть отклонены. Но кто является полномочным пророком этого квазибожества? Кто тот законодатель, который вправе обязывать весь мир, если Бог больше не рассматривается в качестве законодателя? На место такого законодателя самовыдвигаются те или иные группы людей, и мы вправе спросить - почему, собственно, мы должны принимать притязания этих людей обязывать нас к чему-либо, особенно, когда речь идет о попытках обязать нас пренебречь заповедями Божиими?

Более того, мы можем указать на явление, в отношении которого, как мы надеемся, с нами согласятся и наши оппоненты - на возможность явных злоупотреблений от имени "прав человека". Вся человеческая история говорит о том, что не существует идеалов, которые люди не могли бы извратить и употребить во зло. Идеалы прав человека - не исключение. Здравый смысл (и Писание) говорит о том, что явно не всякий человек, претендующий на то, что действует от имени Бога, действительно Богом на это уполномочен. Тот же здравый смысл говорит о том, что далеко не всякому человеку, выдвигающему какие-либо требования от имени прав человека, следует повиноваться. Интересно, что среди людей, говорящих о правах человека, мы наблюдаем ту же палитру человеческих типов и человеческих мотивов, что и в мире религий; мы видим подвижников, которые отдают свою жизнь служению; видим честных адептов, которые искренне хотят как лучше; видим адептов не вполне честных, которые приобретают влияние, известность или деньги; видим массу конформистов, разделяющих общепринятую веру потому, что она общепринятая; видим воинственных фанатиков, которые делают с доктриной прав человека то же самое, что Басаев или Бен Ладен с Исламом - убивают, пытают и обездоливают множество людей во имя прав человека. Увы, мы живем в очень опасном мире, где существуют влиятельные политики, которые считают себя вправе - и даже обязанными - развязывать опустошительные войны, чтобы принести права человека туда, где они, по их мнению, нарушаются.

Нарушения прав человека во имя прав человека - это, увы, реальность мира в котором мы живем. Религиозные экстремисты грубо попирают этические заповеди своей религии, полагая в то же время, что именно они являются ее наиболее верными последователями; подобно этому ревностные борцы за права человека могут угрожать этим самым правам. Этому уже достаточно примеров. Речь не только о войнах; можно вспомнить, например, что в Британии и Испании чиновникам, которые отказываются регистрировать однополые союзы в качестве "браков" грозит увольнение. Можно вспомнить, как шведский пятидесятнический пастор Оке Грин, резко отозвавшийся о гомосексуализме в проповеди перед своей немногочисленной общиной, был подвергнут судебному преследованию и едва избежал тюрьмы - причем в этих, и многих других случаях горячее желание изгнать людей с работы или даже посадить в тюрьму за их убеждения выказывали именно борцы за права человека. Можно указать и на попытки принудить католические агентства по усыновлению в Британии направлять детей в однополые пары.

Те или иные политические группы, самовыдвинувшиеся на роль Высших Законодателей, якобы полномочных определять, что именно все люди обязаны чтить в качестве прав человека, могут представлять угрозу для прав и свобод (а иногда и жизни) других людей - и в этом надо отдавать себе отчет.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2760
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59