Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Великая пропасть между вами и нами?

Ольга  Новикова, Православие и современность

07.06.2008

Два года назад я написала статью "На пороге храма". Она и привела меня в Церковь. Но до сих пор меня не покидает ощущение, что я так и не переступила этот порог. Я словно оказалась посередине - между прошлым и будущим, но "держаться" за этот "миг" сил больше нет. Надо делать выбор. Либо зайти, либо захлопнуть за собой дверь. Первое - трудно, последнее - невозможно.

* * *

Мне всегда нравилась работа журналиста. Нравилось узнавать что-то новое и делиться своими открытиями с читателями. Больше всего на свете я мечтала помогать людям, вести журналистские расследования, хотела изменить мир к лучшему... Но писать чаще всего приходилось о пластиковых окнах, гидромассажных ваннах или о том, чем паркет отличается от ламината. Что я и делала, утешая себя мыслью, что хороший журналист должен уметь писать обо всем. Поэтому это раздвоение или даже растроение личности (если "халтуры" было много) меня сильно не волновало - иногда все-таки удавалось делать стоящие материалы на социальную тему! И я как-то не задумывалась о том, что рано или поздно за каждое свое слово буду держать ответ. Только когда пришла работать в церковную газету. Только там я поняла, как это больно - "раздваиваться под пилой". Писать про паркет и ламинат мне стало совсем неинтересно - ни за какие деньги. А еще я поняла, что хороший журналист - это тот, кого серьезно волнует то, о чем он пишет.

* * *

Поначалу мои знакомые воспринимали мою работу как очередной этап в жизни, а попытку открыть для себя Православие - как обычное увлечение: мало ли что с людьми не случается, кто-то вот нэцке собирает! Но потом, поняв, что это всерьез и надолго, забеспокоились. Одна знакомая светская журналистка, увидев меня, усмехнулась: "Что, уже в платочке ходишь? Так нужно? Dress-code?".- "Нет, так проще". И действительно, по работе мне приходилось общаться со многими людьми, бывать в храмах, где платок и юбка - не пропуск, а своего рода символ, означающий "я - своя". Так, наверное, первые христиане рисовали на песке рыбу...

Благо, что мои родные и близкие меня в моем стремлении не ограничивали. За исключением, пожалуй, самого близкого - мужа, который мое желание воцерковиться воспринял без энтузиазма, и поначалу даже грозился выбросить из дома все иконы, но все же разрешил оставить - строго на одной полке, и нигде больше! Маленькая икона появилась также в машине - после того, как мы чуть было не разбились, муж согласился освятить ее.

А вот знакомые - те просто решили, что я "пропала для общества". Поначалу некоторые из них еще пытались "вернуть меня к жизни", для чего рекомендовали срочно уйти с работы. Мне даже предложили непыльное место, хорошую должность с высоким окладом и условием: писать о том, о чем скажут. Каких-то два года назад я бы, наверное, согласилась. А теперь - нет. Почему? Не стала объяснять. Слова "радость жизни во Христе" их вряд ли убедили бы. Зачем упоминать имя Господа в суете?

Так меня оставили в покое. Не могу сказать, что круг моих знакомых резко сократился - он изменился. Прошлые отношения себя исчерпали. Мы изредка созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками, желаем здоровья и всяческого благополучия. Настоящие же друзья остались со мной, приняв меня такой, какая я есть. Появились и новые - хорошие, добрые, готовые прийти на помощь в любую минуту. И все же что-то не дает мне покоя, не дает почувствовать себя полностью "своей", войти в храм и остаться в нем навсегда.

* * *

"Смерти нет. Наша жизнь не заканчивается крышкой гроба. Есть вечная жизнь, они верят...". Стоп. Кто это - они? Ты же говоришь о своей вере, значит, ты тоже должна быть в "их" числе! Я даже не успела понять, как это произошло - только что я сама отреклась от своей веры. И сделала это не под страхом колесования или расстрела, а просто, в разговоре, пытаясь утешить близкого человека в минуту горя и рассказать ему то, что сама успела узнать о Православии - вере, в которую крещена, но о которой знаю не больше, чем житель затерянного в пустыне африканского племени!

Господи, прости меня!

* * *

"Только не проповедуй!" - все мои неофитские порывы поделиться новообретенными познаниями с мужем, как обычно, заканчиваются неудачей. "Нет, ты послушай!".- "Не хочу!".- "Почему?".- "Ты изменилась. Стала страшной занудой. И в платке - как бабулька! Мне не нужна жена-монашка! Я женился на другой"...

Господи, почему так тяжело? Как рассказать о той радости, которая живет в моем сердце с тех пор, как в него постучался Ты? Как поделиться ею, не поучая и не превращаясь в фарисея? Как донести ее? Рассказать о самом главном, без чего вся жизнь обессмысливается, замыкаясь в круговорот: поспал-поел-пошел на работу-вернулся-выпил пива-посмотрел телевизор-лег спать? Ведь как это страшно - никогда не проснуться!

* * *

"Знаешь, сегодня в храме наш сынок впервые сам подошел к Причастию!".- "Что это такое?".- "Это - самое главное, что может быть в жизни христианина. Он приобщился Святых Христовых Таин".- "А, понял, выпил вина с хлебом?".- "Нет, это не просто вино с хлебом. Это Тело и Кровь Христовы".- "Вы что - вампиры?"...

Что же происходит? Почему так трудно говорить о Тебе, даже когда хотят слышать? Как научиться говорить о Тебе, чтобы люди поняли? Как стать достойной той Любви, которую Ты принес в этот мир?

* * *

"Ты - сектантка! Вы все в твоей Церкви - сектанты".- "Пожалуйста, перестань, я устала, я не хочу с тобой ругаться".- "Нет уж, ты говори. Может, Господь проверяет тебя, хочет узнать, насколько ты сильна в своей вере?".

Господи, помоги мне!

* * *

Снова спорим. "Пойми, я - военный. Церковь и армия несовместимы".- "Еще как совместимы: Суворов был гениальным полководцем и при этом верующим человеком!". Оба замолкаем, когда видим по телевизору воинский храм, куполом которому служит часть боевой ракеты.

* * *

Долгое время я пыталась понять: что же скрывается за негативным отношением людей к Церкви? Какие-то личные обиды, предрассудки или банальная глупость: я этого не понимаю, значит, этого быть не должно? Заявления типа "религия - опиум для народа", "вера - удел рабов", "РПЦ - коммерческая организация" или того хуже - "вторая КПСС" - даже не хочется брать в расчет, настолько они не вразумительны. Какова же суть претензий, предъявляемых современным обществом к Православию? Насколько велика пропасть между ними? И преодолима ли она?

На зимних каникулах мы с сестрой повели наших детей в театр на спектакль "Владимир - Красное Солнышко". Обрадовались, решив, что в рождественские дни поставили спектакль о святом равноапостольном князе, благодаря которому Русь приняла Крещение. Но радость была преждевременной. Лучшими "друзьями" князя, пытающегося спасти Солнце и победить Тьму, оказались леший, бабка-короежка, заря-заряница, вода-водяница и прочая нечисть. А в конце мы чуть не упали со стульев, услышав, что князь Владимир принес на Русь много новых богов!

Что это - необразованность режиссера или торжество язычества? Почему так воинственно настроены люди именно по отношению к родной вере, благодаря которой была создана наша страна, культура, литература? Неужели всерьез можно рассуждать о том, что у России было богатое языческое прошлое и письменность, уничтоженная "огнем и мечом" пришедшими на Русь "захватчиками" - святыми Кириллом и Мефодием?

* * *

Мне кажется, я поняла, в чем дело. Православие - слишком "неудобная" вера. Человеку, предпочитающему комфорт во всем, легче поклоняться нескольким богам - кого-нибудь да задобришь. Или вообще не думать о Боге. Ведь грех - до осознания его таковым - не так страшен, как после. Одно дело - жить, не задумываясь о последствиях, и совсем другое - посмотреть на себя со стороны, в свете евангельской Истины, осознать свою неправоту и попытаться изменить себя. Вот здесь и начинается самое сложное. Гораздо проще обвинить весь мир во всех своих грехах, бедах, неудачах, болезнях, чем признать, что это ты сам виноват во всем, что с тобой происходит.

Поэтому так трудно стоять на пороге храма. Жить по-прежнему уже нельзя, а по-новому - тяжело. И начинаются бесконечные "вихляния", поиски компромиссов, которых нет и быть не может, ибо отказ от веры - это смерть. И если ты дойдешь до определенной черты, назад дороги уже не будет. Можно либо зайти в храм, либо закрыть дверь с другой стороны. Нельзя, увидев свет в полной темноте, сказать, что ты ничего не видел. Можно ослепнуть и вновь погрузиться во тьму. Или наконец прозреть и продолжить путь к свету.

* * *

"Что такое пост?".- "Это ограничение себя в горизонтали, чтобы расти в вертикаль".- "А почему же вы не едите именно мясо? Оно не дает расти?".- "Так положено".- "Ничего-то ты не знаешь! Белковая пища слишком тяжелая, отнимает много сил и не дает сосредоточиться на молитве. Это один из ваших батюшек говорил по телевизору!". Оказывается, пока меня не было, муж смотрел православную передачу о посте и фильм о монахах, выращивающих арбузы на Валааме,- впервые не переключил на другой канал. На столе - "подарок" для меня: баночка с консервированными ананасами.

Господи, спасибо Тебе!

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5032&Itemid=4



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме