Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Соборный храм сербского народа

Наталья  Масленникова, Русский дом

Косово / 19.05.2008

Исследование Афанасия Матвеевича Селищева "Славянское население в Албании" - довольно объёмный труд с подробной картой Албании. Не современной, а исторической провинции Албания; близ здешних пределов, как говорит Геродот, обитали иллирийцы. Любопытно, что именно к этому народу и возводят своё происхождение современные албанцы, стремясь доказать свою автохтонность на берегах Адриатического моря. Но наука подтверждает обратное

В своё время академик О. Н. Трубачёв указал мне на книгу профессора Афанасия Матвеевича Селищева "Славянское население в Албании". Многое знал Трубачёв о странах и людях, о языках и язы'ках... Потому-то тогда, в октябре 1998 года, будучи на конференции в Черногории, он и поехал в Косово, прямо в Приштину, в университет, читать о славянах, потому-то тогда он, великий славист, особенно подчеркнул, что мы должны совершать поступки, мы должны быть там вместе со страждущими сербами. Академик Трубачёв стал первым русским "десантом" в Косове в то жаркое время, когда на Балканах уже восемь лет шла война; вторым - славная парашютно-десантная рота. Как известно, она прибыла на бронемашинах 12 июня 1999 года, дерзко и смело, по-русски, за одну ночь из Боснии в Косово, заняв, к удивлению Запада, прочные позиции на аэродроме Слатина в Приштине... Современная Россия бездарно сдала эти боевые позиции, но не сдала их Россия историческая.

После октябрьского переворота в Империи судьба профессора Селищева оказалась непростой, как, впрочем, и судьбы многих замечательных русских учёных. В СССР - разгром славистики, аресты, ссылки, лагеря, невозможность публиковать свои труды. А вот в Софии вышли две удивительно актуальные сегодня монографии: "Полог и его болгарское население. Исторические, этнографические и диалектологические очерки северо-западной Македонии" (1929) и "Славянское население в Албании" (1931), в которых языком науки, оперируя неопровержимыми фактами и доказательствами, Селищев рассказал о трагической судьбе двух православных южнославянских народов - болгар и сербов. В 1934 году учёный был арестован...

Исследование о славянах в Албании - довольно объёмный труд с подробной картой Албании. Не современной, а исторической провинции Албания; близ здешних пределов, как говорит Геродот, обитали иллирийцы. Любопытно, что именно к этому народу и возводят своё происхождение современные албанцы, стремясь доказать свою автохтонность на берегах Адриатического моря. Но наука подтверждает обратное.

Во второй главе своего исследования А. М. Селищев уделяет внимание и этому, особенно важному сегодня вопросу. Лишь небольшая выдержка: "Несомненных исторических и лингвистических указаний на пребывание предков этого народа в римской и греческой Албании в первые века нашей эры не имеется. У албанцев нет следов непосредственной связи со старо-далматинским населением. Предки албанцев сидели где-то вдали от моря. У них нет своих терминов для морского плавания и для рыбной ловли. Эти термины позднее были заимствованы ими у романцев, греков, славян и турок. На то же указывает и культурно-бытовая жизнь албанцев. Они плохо знают море; они не имели и не имеют связей с другим берегом Адриатического моря; они плохие пловцы и бессильны справиться с переправой через реки при разливе их... В образе жизни албанцев слабо представлены среднеземноморские элементы". Когда и откуда пришли албанцы в Албанию, неясно.

Было время, когда Албания входила в состав Болгарского царства (IX в.), Византийской империи (XI в.), Сербского и Греческого царства царя Душана († 1355), между прочим, столицей державы был город Скопле.

На Косовом поле в трагической и великой битве 1389 года в войсках св.князя Лазаря были и албанские латники. А знаменитого Скендербега († 1468), правителя средней Албании и освободителя её от турок, воспели в народных песнях, разумеется, как своего героя, и албанцы, и славяне. Турецкое нашествие почти на 500 лет легло тяжким бременем на балканские народы. И если сербы и болгары преимущественно сохранили Православие, то албанцы приняли ислам.

Но обратимся к Селищеву и процитируем некоторые фрагменты его труда, имеющие, на наш взгляд, самое прямое отношение к дню сегодняшнему.

"XIV-XV века - время весьма сильного, иногда бурного распространения албанцев, спускавшихся с гор и устремлявшихся в соседние края... В своём движении уже в это время они теснили во многих местностях славянское население. Наибольшей экспансии - экспансии бурной, разрушительной, разбойнической - движение албанцев на восток и север приобрело в конце XVII, в XVIII-XIX вв. Слабость турецкой власти в Албании и в Македонии, самовластие албанских пашей, бедность многих горных албанских местностей, хищность и разбойничество, развившиеся в предше ствующие века одичания страны под турецкой властью, бегство от кровавой мести,- всё это обуславливало переселение и набеги албанцев на славянские местности на юго-востоке Албании, в Македонии и Старой Сербии. Кровавый террор сопровождал водворение албанцев в этих краях".

Поразительно, но как всё это перекликается с днём сегодняшним в Косове! Ибо сербский народ, православный, смиренный и сильный, талантливый и духовный есть помеха для вожделений "золотого миллиарда", ибо только сербский народ здесь, в Южной Славии, как и русский народ в России, имеет могучее чувство Отечества, Земли, Бога. Приведённая выше цитата - это, так сказать, мини-модель политики нового мирового порядка - глобализма.

В книге А. М. Селищева есть особо ценный с исторической точки зрения материал - донесения русских консулов с Балкан. Эти документы хранятся в архиве МИДа и практически недоступны широкому читателю.

Полны ужаса эти донесения консулов из Битоля и Призрена об условиях жизни сербского (и христианского вообще) населения в этих областях. Из сообщения призренского консула Тимаева от 26 ноября 1866 года:

"... Рекане (албанцы).., поднявшись, хищнически прошли следующие села: Сверке, Будисафце, Крушево... (перечисляется более десятка сел - прим. Н. М.). Во всех этих сёлах разбойники дочиста ограбили всё, что нашли. Они захватывали скот, платье, срывали с голов женщин платки и снимали с ног башмаки. Все эти захваченные вещи отсылали в свои села и в Малессию. Разбойники собирали подати, мучили христиан, насиловали жён, отгоняя мужей от ложа, выбрасывали мёртвых из гробов". Это Косово вчера.

А вот Косово сегодня: разбито, взорвано и уничтожено более 200 сербских храмов и монастырей, многие из которых являются памятниками христианской культуры мирового значения. Резня-масакр - это слово слышится на каждом шагу, наверно, оно стало за последние 16 лет наиболее употребимым в сербском языке; убивают и насилуют не только мирян, но и священников, монахинь. Грабёж, погром... Древняя Печьская патриархия, монастырь Двенадцати апостолов, святая Грачаница, Дивные Высокие Дечаны под угрозой... "Монастырь Высокие Дечаны со своими насельниками показался нам Божиим раем после страшных зрелищ погромов, грабежа и разбоя, свидетелями которых мы оказались, путешествуя в сопровождении итальянского конвоя по косовской земле 17 августа 1999 года. Святая сербская земля - Косово. Разрушенные сёла и города, человеческие лица, искажённые ненавистью и злобой. Рассказы о резне и убийствах сербов, присутствие иностранных войск, тяжёлая военная техника. Всё это с трудом вмещается в человеческое сознание. Мы провели порядочно времени в монастырской трапезной, приходя в себя после грозных впечатлений дня, спать не хотелось, да и никто из нас не смог бы заснуть", - так начинает свою повесть "Разговоры с Косовскими иконами" сербский писатель Любомир Перунович.

Богатейший и страшный материал, собранный в исследованиях профессора Селищева, позволяет сделать неопровержимые, серьёзные выводы о кардинальном различии в этнопсихологии славян и албанцев.

О традиционной склонности албанцев к грабежу, как к средству существования, свидетельствуют документы уже с XIII века. Последние события в Косове лишь подтверждают сию устойчивую вертикаль психологии этого народа.

Говорит автор и об албанизации славянского населения, влекшей за собой, правда, иногда смену религии. Становясь мусульманами, славянское население усваивало албанский язык, но, что интересно, сохраняло и свой, родной; так было и с потуреченными сербами, поэтому совсем не удивительно, что боснийские сербы-мусульмане прекрасно говорят по-сербски, хотя в их говорах процент заимствований из турецкого языка, естественно, выше.

Вывод, который делает учёный, прискорбный: "В таких условиях находилось славянское население в Албании и в пограничных с нею краях. Эти условия определили судьбу населения. Часть погибла, часть ушла в другие местности, оставшиеся обалбанились в течение времени".

Трудно к этому что-либо добавить. Особенно сегодня, когда вооружённые до зубов албанские бандиты, чуя свою безнаказанность за широкой спиной НАТО, дерзко хозяйничают в Косове - "соборном храме сербского народа", как назвал эту великую святую землю сербов Патриарх Павел.

http://www.rusdom.org/node/204



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме