itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Все святые Города ангелов"

0
177
Время на чтение 5 минут
В первую среду августа 1769 года отряд испанцев в кожаных доспехах остановился на привал во владениях индейского племени Тонгва. Среди тридцати вооруженных всадников находился францисканский миссионер Хуан Креспи. Считается, что именно Креспи дал первое христианское название этому местечку - El Pueblo de Nuestra Senora la Reina de los Angeles (селение Девы Марии, царицы ангелов).

Капеллан этим не ограничился. Благодаря ему ближайшая речка была названа в память о защитнике веры святом Дионисии Ареопагите. Озеро - в честь святого Элма, покровителя моряков (известного в православной традиции как святого Еразма, исповедника Формийского). Ближайшие болотистые низины получили имя католической святой Елизаветы Венгерской, небесной помощницы обездоленных.

Почти два с половиной века спустя Лос-Анджелес превратился в огромный мегаполис с 17 миллионами жителей. В нем насчитывается более ста улиц, названных в честь христианских святых.

Калифорнийский художник Джей Майкл Уолкер (J. Michael Walker) в поисках вдохновения обошел каждую из них. Итогом его семилетней работы стали выставка "Все святые Города Ангелов" в одном из центральных выставочных залов Лос-Анджелеса и одноименная книжка. Джей Майкл - скромный провинциальный художник. Тем и интересен. В его картинах краеведческие детали, житейские истории современных калифорнийцев переплетаются с церковными образами. Каким-то удивительным способом совершенно невоцерковлённый американский живописец заставляет нас задуматься: как можно жить по вере в 21-м веке? Об этом с ним побеседовал корреспондент "Нескучного Сада" Алексей Черкасов.

- Как возникла идея проекта "Все святые Города Ангелов"?

- Однажды я искал нужную городскую улицу в книжке-путеводителе. Улица называлась на букву "С". Я был просто потрясен, как много святых названий на карте - Санта-Моника, Сан-Педро, Сант-Эндрю... Мне удалось насчитать 103 имени! Известно, что испанские первооткрыватели и мексиканские поселенцы называли места в честь святых. Они надеялись, что небесные покровители не оставят без заступничества свои земные уделы. Что же происходит там сегодня? Мне показалось интересной идея одновременно исследовать жития святых и названные их именами улицы.

- Вас кто-то поддерживал все эти семь лет?

- В первую очередь моя жена! Кроме того, я получил несколько небольших грантов от лос-анджелесской мэрии и один маленький грант от калифорнийского совета по гуманитарным исследованиям. Все остальное время я работал сам по себе. Мне удалось продать несколько картин. У жены, которая верит в мое творчество, есть постоянная работа. Так у нас получилась хорошая команда!

- А сами вы верите во святых?

- Должен сознаться, мне очень трудно сказать "я верю во что-то". В такой фразе для меня мало смысла. Однако у меня есть сильное чувство духовности и морали. Я постоянно ощущал участие святых в своей работе. Порой казалось, что они сами управляют всем и заставляют меня рассказать их истории наилучшим способом. Знаете, во время написания картин и книги я понял реальность святых. Даже научился понимать их разные характеры и идеи о происходящем вокруг.

- Что вас увлекало больше всего: жития, краеведение, современники?

- Самая интересная часть - это открытия новых переплетений в истории наших улиц и преданий о жизни святых. Например, городские бомжи постоянно собираются на Сан-Джулиан Стрит. А святой Джулиан сам многие годы был нищим скитальцем. Потом он основал приют для странников. Такие истории дают удивительную возможность говорить о проблемых бездомных, о гуманности к бедным и о святости такой помощи людям.

- Как католическая Церковь отнеслась к вашей затее? Кощунством не сочли? Ведь Ваша манера письма не очень-то канонична.

- Мне не хотелось, чтобы люди считали мою задумку "официальным" проектом. Поэтому я не обращался за поддержкой к Церкви. Наоборот, хотелось, чтобы мое искусство было понятно людям разного происхождения и культурных традиций. Тем не менее, многие воцерковленные верующие смогли увидеть в моих работах нечто такое, что по-особому говорит о христианской духовности и "очеловечивает" церковные идеи. Лос-Анджелесская епархия заинтересовалась моими картинами. Мне предложили устроить выставку в кафедральном соборе. В их книжном магазине продается моя книга.

- Довелось ли вам исследовать традиционные иконы? Почему, например, Сан-Моритц святой Маврикий в православном месяцеслове) изображен черным?

- Научные исследования просто необходимы для проекта такого масштаба. Я зарывался в энциклопедические справочники о жизни православных и неправославных святых. Что касается святого Моритца, то он был родом из Северной Африки. Моритц или Маврикий был командиром Фивского легиона. Он принял мученическую смерть на территории современной Швейцарии. Существует много научных работ об этом святом. Они описывают изменения портретных традиций в течение веков. Сперва его рисовали европейцем с темной кожей, потом африканцем с белой кожей. Наконец во времена Ренессанса его изображения исчезают. Художники Возрождения не могли соотнести реальные черты святого с их узкими евроцентричными понятиями о красоте и чистоте. Это мне показалось очень интересным, и поэтому я выбрал своего знакомого чернокожего танцора прототипом для портрета Сан-Моритца.

- Точно, ваши святые очень похожи на обычных современных калифорнийцев. Взять хотя бы портрет святого Исидора. Именно так я представляю себе фермера-латинос...

- Если заняться историей иконографии, начиная с периода готики, то художники всегда старались изображать святые понятия через лица своих современников. Возможно, православная традиция следовала особым путем. Но на Западе дела обстояли именно так. В современном мире, особенно в Лос-Анджелесе и в других крупных городах, встречаются люди со всех уголков мира. Отсюда богатейшая возможность для выбора прототипов. Среди моих моделей: двое танцоров, медбрат, бомжи, матери заключенных, актриса...

- Знают ли жители улиц историю "своих" святых?

- Этот вопрос стал одной из причин для моего проекта. Сегодня почти никто ничего не знает о жизни святых, особенно о святых, на чьих улицах люди живут, работают или проезжают каждый день. Для многих это просто ничего не значащие названия. Люди были удивлены и воодушевлены глубиной новых понятий, которые они обретали после посещения выставки.

- А у вас есть любимый святой?

- Думаю, что Мария Египетская. Хотя ее изображения нет среди моих работ. Из лос-анджелесских святых мне ближе всего Святой Исидор Труженик, покровитель садовников и разнорабочих. "Его" улица находится в очень богатой части города. Когда я посещаю проезд Сан-Исидро, то постоянно вижу наемных тружеников, проживающих жизнь своего святого на его улице. Один из них и позировал для портрета святого Исидора. Этот удивительный момент мне надолго запомнится. Святой Исидор напоминает нам: тысячи и тысячи бедных людей тяжко работают, но получают взамен мизерную плату. Если мы хотим быть достойными людьми, то нам нельзя забывать о бедах и нуждах трудящихся в поте лица.

- "Все святые Города Ангелов" стали вашим первым обращением к христианской теме?

- Нет, в течение многих лет я писал картины на духовные темы. У меня есть целый цикл работ, посвященных Гваделупской иконе Божией Матери. Богородица изображена на них в виде реальной индейской женщины из Мексики. Она совершает все те дела, которыми женщины удерживают мир в целости.

- Надеюсь, мы еще станем свидетелями ваших новых и интересных арт-проектов.

- У меня есть много нереализованных идей. Надеюсь, ни одна из них не потребует семи лет работы... Поживём-увидим. Кстати, я недавно узнал, что Лос-Анджелес и Санкт-Петербург - это города-побратимы. Организаторы моей выставки намекают, что есть шанс привезти её в Россию.

- Это было бы просто замечательно! Спасибо вам и до новых открытий окружающего мира!

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10&article=916
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09