О проекте управления Русской Церкви 1943 г.

Новости Москвы 
0
519
Время на чтение 9 минут

Проект "Основных положений управления Русской Православной Патриаршей Церкви" 1943 г.- малоизвестный документ истории высшего управления Русской Православной Церкви

В Государственном архиве Российской Федерации хранится проект "Основных положений управления Русской Православной Патриаршей Церкви" 1943 г. Документ не был утвержден, не стал церковно-правовым актом и не лег в основу положения "Об управлении Русской Православной Церкви", принятого Поместным Собором 1945 г. Однако его исследование необходимо для осмысления существовавшего в то время устройства высшего церковного управления. Проект отразил переходный этап от единоличного управления Русской Церковью Патриаршим Местоблюстителем и Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, а с 1943 г. Патриархом, к постепенному восстановлению соборного начала в церковном управлении.

Созданная Собором 1917-1918 гг. система высшего церковного управления (Поместный Собор как орган высшей церковной власти, Священный Синод и Высший церковный совет как органы высшего управления во главе со Святейшим Патриархом) в Советском государстве функционировать не могла. Ее работа зависела от созыва Поместных Соборов, которые были полномочны избирать состав указанных органов высшего церковного управления, однако после 1918 г. ни одного Поместного Собора провести не удалось, а Синод и Совет, избранные Собором 1917-1918 гг., прекратили свои полномочия в 1921 г., после окончания 3-летнего межсоборного срока. Таким образом, все властные полномочия по управлению Церковью оказались сосредоточены в руках Патриарха. К 1943 г. их легитимным носителем являлся Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), в том же году провозглашенный Патриархом. Архиерейский Собор 1943 г. избрал также Священный Синод при Патриархе в составе 6 членов (3 постоянных и 3 временных, поочередно избираемых Синодом на полугодовую сессию) (1). Однако полномочия Синода нигде формально не были закреплены. Можно предположить, что Священный Синод, избранный Собором архиереев в 1943 г., имел много общего с Синодом при Святейшем Патриархе Тихоне, а затем временным Синодом 1927 г. при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии. Священный Синод 1943 г. не являлся полностью самостоятельным органом высшего церковного управления и был призван помогать Патриарху в осуществлении обязанностей по управлению Русской Церковью. Такую оценку разделяет, в частности, С. Л. Фирсов, отметивший: "Синод образовывался при Патриархе... прежний, более самостоятельный статус Синода в годы гонений и воинствующего безбожия был потерян"(2).

Патриарх Сергий осознавал необходимость зафиксировать основные нормы высшего церковного управления в существующих социально-политических условиях. Сразу после Собора архиереев 1943 г. по инициативе Патриарха началась работа по подготовке положения "Об управлении Русской Православной Церкви". Разрабатывались несколько проектов, один был представлен докладом на заседании Священного Синода при Патриархе 28 октября 1943 г.(3), одобрен и направлен управляющим делами Московской Патриархии архиепископом Григорием (Чуковым) председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР для ознакомления. Данный рабочий проект имел своей целью "установить желательный строй взаимоотношений в деятельности всех органов, входящих в систему управления Русской Православной Патриаршей Церкви" (4).

Проект 1943 г. состоит из 13 пунктов. 1-й пункт отражает структуру высшего церковного управления (Патриарх и Священный Синод, призванный помогать Первосвятителю в управлении), однако не уточняет компетенцию Патриарха и порядок его взаимодействия с другими органами высшего церковного управления. Остается неизвестным и то, сохранялись ли чрезвычайные властные полномочия Предстоятеля, сложившиеся на протяжении двух предшествующих десятилетий. Из 1-го пункта следует, что в предлагаемой модели высшего церковного управления Патриарх занимает центральное место. Он осуществляет управление Церковью при помощи зависимого от него Священного Синода и посредством назначаемых им епархиальных архиереев. Поскольку в последующих пунктах представленная модель высшего церковного управления никак не конкретизируется, можно предположить, что проект закреплял доминирующую роль Предстоятеля. Одним словом, ему передавались все те чрезвычайные полномочия по управлению Церковью, которые в свое время были предоставлены Собором 1917-1918 гг. Патриарху Тихону (исключительные права по единоличному управлению Церковью, включая право назначать преемника - Местоблюстителя Патриаршего престола)(5).

Положение "Об управлении Русской Православной Церкви", принятое Поместным Собором 1945 г., предусматривает иную структуру высшего управления Церкви. Помимо Патриарха и Священного Синода "Положение" вводит в сферу высшего церковного управления Поместный и Архиерейский Соборы. Главное же отличие заключается в постепенном освобождении Патриарха от чрезвычайных властных полномочий. Признавая возможность созыва Поместного Собора, "Положение" 1945 г. закрепляет за данным органом высшую власть в Русской Церкви в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательную, административную и судебную (6). Кроме того, "Положение" 1945 г. уточняет полномочия Патриарха, Местоблюстителя Патриаршего престола, в то время как в проекте "Основных положений" 1943 г. этого нет.

Безусловно, положение "Об управлении Русской Православной Церкви" 1945 г. было далеко от разработанных Всероссийским церковным Собором 1917-1918 гг. определений. Так, в нем ничего не говорится о ряде прав и обязанностей Патриарха, возложенных на него церковными канонами как на первого епископа Поместной Церкви, а также содержащихся в определении "О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России" от 8 декабря 1917 г. (об обязанности предоставлять Собору отчет о состоянии Церкви за межсоборное время, о долге печалования перед государственной властью, о праве надзора за всеми учреждениями высшего церковного управления, о праве посещения епархий, о праве принимать жалобы на архиереев, о праве помилования или смягчения церковных наказаний, о правомочии на освящение святого мира и др.), что в большей части нашло закрепление в "Уставе об управлении Русской Православной Церкви" 1988 г. Умалчивает "Положение" 1945 г. о подсудности Святейшего Патриарха и о процедуре судопроизводства над ним, чему был посвящен ряд статей определения "О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России" от 8 декабря 1917 г.(7) Несмотря на указанные недостатки, "Положение" 1945 г. отличалось от проекта "Основных положений" 1943 г. в смысле более точного определения полномочий Первосвятителя и других частей высшего церковного управления и было шагом вперед на пути приближения к нормам, разработанным Собором 1917-1918 гг.

Проект "Основных положений" 1943 г. не уточняет статус Священного Синода. В 1-м пункте сообщается, что он должен состоять при Патриархе, т. е. подчиняться ему. Священный Синод по проекту 1943 г. отличался от Синода, церковно-правовой статус и полномочия которого закреплялись в определениях "О Священном Синоде и Высшем церковном совете" от 7 декабря 1917 г. и "О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления" от 8 декабря 1917 г., отсутствием конкретизации статуса, компетенции, характера взаимодействия с другими органами высшего церковного управления.

"Положение" 1945 г. юридически закрепило самостоятельный статус Священного Синода. Согласно 1-му пункту раздела I "Положения", Священный Синод является органом высшего церковного управления, осуществляя управление Церковью совместно с Патриархом (8). Такое изменение было направлено на укрепление соборного начала в высшем церковном управлении. Синод, согласно пункту 3 проекта "Основных положений" 1943 г., должен был состоять из постоянных и временных членов. Члены Синода должны были избираться из наличного состава епархиальных архиереев в порядке, указанном Собором епископов Русской Православной Церкви. Это свидетельствует об укреплении принципа соборности в высшем церковном управлении, поскольку уже не Предстоятель Русской Церкви определяет состав Синода, как это было ранее, а члены Синода избираются, причем в порядке, определенном Собором епископов.

Состав Синодов 1923 и 1924 гг. определялся Святейшим Патриархом Тихоном. После утраты в 1921 г. полномочий членами Священного Синода, избранными на Соборе 7 декабря 1917 г., Патриарх Тихон в 1923 г. единоличным указом определил состав Священного Синода и Высшего церковного совета. Безусловно, такое назначение членов Синода и Совета шло вразрез с пунктами 4 и 8 определения "О Священном Синоде и Высшем церковном совете" от 7 декабря 1917 г., предусматривавшими соборное избрание членов Синода и Совета. Решение Патриарха, несомненно, явилось попыткой продолжить традицию соборного управления Русской Церковью. Однако в условиях того времени Синод и Совет, пытавшиеся опираться в своей деятельности на соборные определения, но не получившие регистрацию властей, оказались лишены возможности исполнять свои функции и указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. были распущены. Вскоре был образован Временный Патриарший Синод, который просуществовал до кончины Святейшего Патриарха Тихона. Его состав также формировался Патриархом.

В соответствии с "Актом" митрополита Сергия о создании Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя как сами участники Синода 1927 г., так и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя. И. Стратонов привел сведения, касающиеся состава Временного Патриаршего Синода: "Между Синодом митр[ополита] Сергия и Синодом, существовавшим при Патриархе Тихоне в последнее время его жизни, полное тождество. Как Синод при почившем состоял из назначенных членов, так и Синод при Заместителе пополняется распоряжением митр[ополита] Сергия и вначале состоял из девяти постоянных членов. Вскоре, однако, появляются в Синоде члены, вызываемые для присутствия в нем на время одной сессии. В связи с этим сокращается число постоянных членов до семи, а потом до шести при четырех временных, а затем при пяти временных... На основании знакомства с составом Временного Патриаршего Синода уже сейчас могут быть формулированы некоторые наблюдения, именно: 1) ясна тенденция к сокращению числа постоянных членов, 2) к увеличению числа вызываемых, число которых в последнюю сессию достигло пяти, предусмотренного определением Собора 1917-18 годов; 3) при вызове в известной степени придерживаются установленного тем же Собором разделения епархий на группы, так что каждая из групп была представлена в Синоде" (9).

В 1943 г. Синод был избран Собором архиереев. Отсюда можно предположить, что правило об избрании членов Синода из наличного состава епархиальных архиереев в порядке, указываемом Собором епископов Русской Православной Церкви, появилось в проекте "Основных положений" 1943 г. благодаря прецеденту Архиерейского Собора 1943 г. Данное правило не могло основываться на определениях Собора 1917-1918 гг. по той причине, что, согласно 4-му пункту определения "О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете" от 7 декабря 1917 г., члены Синода должны были избираться Поместным Собором (10).

Положение "Об управлении Русской Православной Церкви" 1945 г. закрепило иной по сравнению с проектом 1943 г. порядок формирования состава Священного Синода, а также ввело ряд норм, касающихся деятельности Синода, которых не было в проекте. Так, согласно "Положению" 1945 г. Синод состоит из Председателя (Патриарха) и 6 членов - епархиальных архиереев, трое из которых постоянные: митрополиты Киевский, Ленинградский и Крутицкий, и трое временные. Временные члены Синода вызываются по старшинству хиротонии для участия в одной сессии, согласно списку архиереев, по одному из каждой группы, на которые разделяются все епархии (11). Представляется, что закрепленный в "Положении" 1945 г. порядок формирования состава Синода не противоречил движению в направлении укрепления соборного начала в высшем церковном управлении, поскольку поочередный вызов временных членов Синода из общего числа архиереев обеспечивал их ротацию в Синоде, а также представительство различных епархий. Синодальный год, согласно "Положению" 1945 г., был разделен на 2 сессии: с марта по август и с сентября по февраль(12). Такая детализация состава Синода, порядка вызова его временных членов способствовала возрастанию веса Синода и его влияния на высшее церковное управление, несмотря на то, что компетенция Синода не нашла своего закрепления в "Положении" 1945 г.


2-й пункт проекта "Основных положений" 1943 г. изложен в иной редакции, нежели в "Положении" 1945 г. Проект "Основных положений" предусматривал согласование действий по управлению Русской Православной Церковью с государственной властью, для чего Патриарх должен был иметь контакты с Советом по делам Русской Православной Церкви. Такое вмешательство государства в дела управления Церковью несколько сглажено "Положением" 1945 г., в соответствии с которым контакты Патриарха с Советом de jure были необходимы только по вопросам, требующим решения правительства СССР.

Таким образом, проект "Основных положений управления Русской Православной Патриаршей Церкви" 1943 г. преследовал цель юридически закрепить сложившийся к 1943 г. строй высшего церковного управления. Несмотря на ряд устаревших норм, неполноту, а часто и пробелы, проект "Основных положений" 1943 г. явился одним из важных этапов подготовки к разработке положения "Об управлении Русской Православной Церкви" 1945 г. Он стал своего рода мостом, соединяющим период чрезвычайных по трудности условий, в которых существовала Русская Церковь, с последующим временем, когда появилась возможность постепенного восстановления соборно-патриаршей модели высшего церковного управления и приближения к нормам, выработанным Всероссийским церковным Собором 1917-1918 гг. Начало этому процессу было положено Поместным Собором 1945 г. и принятым им "Положением".



Примечания:

1. Журнал Московской Патриархии. 1943. N1. С. 17-18.
2. Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен: (Конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 568.
3. ГА РФ, ф. 6991, оп. 2, д. 2а, л. 10.
4. Там же, л. 12.
5. Церковные ведомости. 1918. N 3/4. С. 160.
6. Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945. С. 1.
7. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 1. М., 1994. С. 6.
8. Положение об управлении Русской Православной Церкви. С. 1.
9. Стратонов И. Происхождение современного устройства Русской Патриаршей Церкви. Париж, 1933. С. 14-15.
10. Собрание определений и постановлений... Вып. 1. С. 7.
11. Положение об управлении Русской Православной Церкви. С. 3.
12. Там же.


Священник Сергий Звонарёв, кандидат богословия Московской духовной академии

Источник: "Вестник Церковной истории". Москва, 2008 г. N2(10)

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=51904&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Звонарёв
Все статьи Священник Сергий Звонарёв
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии