itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Зов и призыв

0
146
Время на чтение 4 минуты
Начался весенний призыв в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта призывная кампания - первая после вступления в силу известного президентского Указа N138, отменяющего отсрочку от службы в армии для священнослужителей. Диакон Димитрий Васильев, недавно отслуживший в армии (еще до принятия священного сана), попытался себе представить, как будет выглядеть на практике воинская служба для молодого православного духовенства.

Полемика вокруг - или даже скорее, "разговор на тему" - подписанного Президентом России 6 февраля Указа N138 - "Вопросы предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу" - ведется в нашей стране в довольно-таки узких кругах. Очевидно, что люди, которые никаким образом не интересуются церковной жизнью, представители "нецерковных" профессий - врачи, учителя, предприниматели, простые рабочие - даже не знают о том, что, согласно этому Указу, духовенство теперь также подлежит призыву на срочную военную службу, а даже если и знают, не придают этому никакого значения. Однако для православных диаконов, священников, не служивших в армии до рукоположения, тем более монашествующих, все обстоит совершенно иначе. Многие из них уже получили повестки в военкомат. Однако до сих пор нет никакой официальной информации о том, в каких условиях им предстоит служить, будет ли при этом учитываться их священный сан. Что ж, остается только строить предположения.

По-видимому, после призыва их ждет обычная армейская служба в чине рядового. Даже на самый поверхностный взгляд она абсолютно несовместима со служением церковным. Ситуация видится даже абсурдной: представьте себе батюшку с автоматом наперевес, совершающего марш-бросок на много километров. Это даже, если ничего не говорить о дедовщине и необходимости иногда стрелять не только по мишеням, но по живым людям... Насколько сообразуется такая служба с канонами Церкви?

Вскоре после выхода Указа N138 юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега охарактеризовала его с точки зрения церковного права. Так, 83-е апостольское правило гласит, что "пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, подлежит извержению из священного чина". Или другое положение канонов, 69-е апостольское правило. В нем говорится, что, "если пресвитер или диакон не постится в Святую Четыредесятницу перед Пасхой, да будет извержен из сана". Другими словами, каноны запрещают священнику проходить военную службу, упражняться в воинском искусстве, использовать оружие, носить оружие. Да и соблюдение поста в воинской части очень проблематично и затруднительно, практически невозможно. То есть обычная служба в армии для священнослужителя - это прямая дорога в запрет...

В связи с этим возникает много вопросов, главный из которых такой: неужели кто-то всерьез полагает, что несколько сотен священников, оторванных от своего служения, своих приходов (а духовенства во многих епархиях крайне не хватает), никогда до этого не служивших в армии, всерьез укрепят военную мощь страны?

Попробуем разобраться и, может быть, удастся выявить возможные перспективы наилучшего применения новоизданного Указа в реальной жизни. Все-таки русские диаконы и священники как никто другой заинтересованы в процветании своей Родины. И если Господь рассудит, чтобы какое-то время они служили не в храме, а в армии, то нужно будет подумать, как с максимальной отдачей понести свое служение.

Если разобраться, выигрыш в количестве призывников из среды духовенства для военкомата будет совсем не так заметен, как кажется. Не так уж много у нас в стране семинарий, и не так уж много выпускают они священнослужителей призывного возраста - невелик "доход", куда больше вреда для Церкви, теряющей настоятелей приходов и православных педагогов. Следовательно, на обороноспособности России это не скажется практически никак.

Кем-то из политиков высказывалось предположение, что служба духовенства вместе с остальными рядовыми солдатами поднимет уровень нравственности среди последних. Но, скорее всего, эта надежда неоправданна. Батюшка должен быть батюшкой, в рясе, с крестом, с бородой. Для мирских людей эти атрибуты важны безусловно, при их же отсутствии священник просто перестанет восприниматься как таковой. И будет в роте просто одним "чудиком" больше, а таким в общепризнанных авторитетах, как известно, не место. К тому же, для самого священника вряд ли бесследно пройдет длительное и постоянное пребывание в таком беспокойном месте, как армейская казарма. Без привычного ритма жизни, регулярной молитвы, постов, участия в Церковных Таинствах он просто не сможет сохранить свой духовный мир в неприкосновенности. Духовный голод - это отнюдь не литературный оборот для переживших его хотя бы раз в жизни. Это бездонная пропасть, в которую можно падать до бесконечности, точнее, пока уныние не перемелет душу в едкую труху...

Панацеей от всех этих бед мог бы стать храм на территории военной части (а не в ближайшем городе, куда без увольнительной так просто не выбраться), где любой служащий священник хотя бы раз в неделю укреплял бы себя молитвой и Причастием. Там же могли бы начать или продолжить церковную жизнь другие верующие солдаты и офицеры - и кто скажет, что это им совершенно не нужно, просто ни разу не спрашивал у них самих об этом.

Однако, таких армейских храмов у нас в стране куда меньше, чем можно себе представить, и регулярные богослужения проводятся далеко не в каждом из существующих. В силу специфики воинского прихода доход служащих там священников невелик, его зачастую не хватает даже на покрытие дорожных расходов от храма до дома, а ведь еще есть и семья... В итоге страдают все: верующие жители военных городков, дичающие без духовного воспитания солдаты, сами офицеры. Скоро к ним, похоже, присоединятся еще молодые священники и диаконы.

Если так уж необходимо выдать духовенству военные билеты, почему бы не дать ему право проходить службу альтернативно, но не в лазаретах и подсобных хозяйствах (хотя и это был бы выход), а в военно-приходских церквях, молельных домах? Да мало ли возможностей найти подходящее место для собрания верующих - было бы желание! Не санитары, не пастухи на выгонах, а священники нужны нашей армии. И идеальный вариант - учреждение института военного духовенства. Если уж нам так нравится все западное, почему у нас до сих пор нет ничего подобного? За границей такая практика повсеместна, и, заметьте, о нарушении прав представителей других религий никто не говорит. В офицерской должности военного капеллана, с офицерской зарплатой, чтобы хватало прокормить себя и матушку с двумя-тремя детьми, с видом на жительство и с местом, где можно проводить богослужение хоть семь раз в неделю, если есть на то нужда, разве отказались бы наши батюшки проходить службу? Разве отказались бы они, если надо, поехать со своей военной частью, куда нужно командованию? И первыми согласились бы уже служившие в армии до хиротонии священники, бывшие офицеры и рядовые, патриоты своей страны. Они пошли бы служить туда, потому что не понаслышке знают, как плохо верующему человеку без духовной помощи, без молитвы и храма, вдали от дома проходить военную службу.

Пошли бы, но... никто не зовет...

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4820&Itemid=4
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Димитрий Васильев
Все статьи Диакон Димитрий Васильев
Последние комментарии