Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Смешарики": уроки доброты

Марфа  Антоничева, Православие и современность

04.04.2008

Около полугода назад все мои друзья разом и с восторгом заговорили о "Смешариках". Я же была настроена весьма скептически: уже больше 300 серий вышло - чего хорошего можно ожидать от подобного потокового производства? Казалось, российские мультипликаторы изобрели своих покемонов... Но однажды я заболела, сильно и надолго. И стала смотреть этих "Смешариков", потому что все вокруг - их любят, диски всегда под руками. К тому же каждая серия длится всего около десяти минут. Вроде бы немного, но за это время перед зрителем разворачивается целая история. И я поняла: смешарики - вовсе не покемоны.

"Смешарики" - это мультипликационный сериал о забавных и милых существах, живущих друг с другом по соседству. Их немного: заяц Крош, еж Ежик, барашек Бараш, хрюшка Нюша, ворон Кар-Карыч, сова Совунья, пингвин Пин, лось Лосяш и медведь Копатыч.

У каждого из смешариков свой особенный характер. Крош - уверенный в себе, пробивной заяц, добивающийся своего не столько за счет сообразительности, сколько благодаря упорству. Ежик - его противоположность, сомневающийся, серьезный, дружащий с зайцем. Нюша - хрюшка, мечтающая стать принцессой, любящая сказки о принцах, мечтающая победить в конкурсе красоты. Бараш - поэт-графоман, вечно витающий в облаках и постоянно ищущий вдохновение, поэтому не спящий по ночам. Лосяш - деятель науки, больше, правда, теоретик, чем практик; ему нравится составлять схемы и маршруты, у него на все есть инструкция и план. Копатыч - медведь "от сохи и плуга", вечный дачник, бытовой рационалист, мало чем интересующийся, кроме своего участка и выращивания помидоров. Пин - безумный изобретатель невероятных аппаратов; как-то он даже создал робота Би-би, научил его всему, что знал, и тот стал для него сыном: этому сюжету посвящены самые грустные серии. Совунья - врач всех смешариков, живущая в дупле большого дерева, их общая бабушка, помогающая каждому своими как нужными, так и совершенно бесполезными советами. Кар-Карыч - ученый ворон, любитель классической музыки.

Каждый выпуск мультсериала представляет собой определенную ситуацию, в которую попадают герои. Что важно: эти ситуации имеют жизненную основу, а не какую-то абстрактно-сказочную. По словам автора идеи сериала, "еще древние мыслители говорили, что в драме есть герой, а есть его враг - который чем-то мешает, которого надо уничтожить. <...> Но вот смотрите, большую часть человеческой жизни занимают семья и работа. Мирная, повседневная жизнь. И если в этой жизни человек будет стремиться найти врага - он станет попросту неадекватен, он будет все время выискивать тех, кто строит ему козни. И вот чтобы такого изначально агрессивного отношения к другим в нашей жизни было поменьше, человека, особенно в детстве, нужно учить другому типу отношений. <...> А правильно выстроенные отношения - это очень непросто. И мы в "Смешариках" стараемся говорить об этом". И это действительно не пустые слова. Как сложно иногда бывает не детям - взрослым - найти общий язык после серь­езной ссоры или непростого разговора. Просто подойти друг к другу и высказать вслух слова примирения. Или увидеть в чужом человеке не отражение собственной личности, а совершенно другого человека, и принять его таким, каков он есть. В детстве это получается проще, никто не спорит. Но почему то, что легко дается ребенку, оказывается практически невыполнимо для взрослого? Многие ситуации, легшие в основу сериала, как раз касаются подобных моментов.

Например, в истории "Бабочка" рассказывается о том, как Лосяш вдруг услышал по радио о том, что все раньше уже когда-то существовали. Он написал на радио письмо, и ему ответили, что в прошлой жизни Лосяш был бабочкой. После этого он изо всех сил пытался примерить на себя жизнь бабочки. В результате с помощью друзей он понимает важную для себя мысль: "Жизнь прекрасна. Главное - вовремя понять, кто ты есть на самом деле".

Некоторые же серии напоминают иллюстрации сюжетов из Ветхого Завета, как, например, "День справедливости". В ней Пин изо всех сил стремится придумать аппарат по изготовлению бенгальских огней. У него плохо получается, и Пин обращается к Богу, чтобы Тот помог ему, ведь на носу праздник, и во что бы то ни стало нужно изобрести этот аппарат. Вдруг у Пина все получается, он зажигает пробный огонь, но неожиданно с неба падает метеорит, и прямо на новое изобретение Пина! Герой в шоке, он понимает, что все его дейст­вия были напрасны... "Зачем что-то делать, если с неба может упасть какой-нибудь случайность и все-все сломайт? Зачем что-то делайт зря?" - в отчаянии твердит изобретатель. В исступлении он бьет какой-то железякой по метеориту, и камень начинает искриться яркими огнями. И тут Пин понимает, что его просьбы были услышаны, его усилия были вознаграждены гораздо более, чем он на то рассчитывал.

Не только детям нужны уроки добра и понимания, но и взрослым, которые иногда забывают о том, какими веселыми и открытыми людьми можно быть, не боясь показаться смешными. Совсем как смешарики!

"Пирамидка" ("Что нужно всем")

Серия с таким названием - пародия на истории успеха, бизнес-пирамиды и новомодные идеи о фэн-шуй. Предприимчивый Крош ищет, чем бы заняться, и решает продавать гвозди. Он делится этой новой и, по его мнению, беспроигрышной идеей по достижению успеха с Ежиком, своим другом. Но внезапно Крош замечает, что Ежик собирает пирамидку из разных предметов. И Крош придумывает отличный, как ему кажется, план: вместо гвоздей можно продавать именно эти пирамидки! Противоречие рационального, продуманного плана одного героя и стихийного художественного мышления другого напоминает о разных типах отношения к жизни: творческом и практическом. В одном случае все действия предполагают достижение определенной цели, результата, желательно материального, и некоего статуса. В другом - жизнь воспринимается как творческий порыв, действие с неизвестным результатом.

"Кордебалет"

Трудно быть начальником, особенно если подчиненные - твои друзья.

Для подготовки репетиции кордебалета к празднику смешарикам нужен начальник. Им становится самый неподходящий для этого дела герой - Ежик. Как оказалось, если учитывать интересы подчиненных, трудно добиться от них какой-то реакции. Ежик изо всех сил старается найти общий язык с друзьями, идет у них на поводу, однако из этого ничего путного не выходит. Но жизнь меняется, когда Ежик из скромного молчаливого существа превращается в грозу зверей. Ему было очень трудно войти в образ грозного начальника и, оказывается, уже невозможно из этого образа выйти.

В отвлеченно-философском смысле эта серия наглядно демонстрирует психологию людей, которые могут подчиняться кому угодно, стоит лишь их посильнее напугать и убедить в том, что за неповиновение их ждет суровая кара. В практически-бытовом смысле эту историю можно считать наглядным пособием по созданию образа жесткого начальника, его положительной (результативной) и отрицательной (одиночество героя) сторонам.

"Путь в приличное общество"

Никогда не хочется казаться глупым в присутствии других. Особенно в "приличном обществе". Что означает это понятие, трудно сформулировать однозначно, но всем известно, что в нем, в этом обществе, нужно вести себя идеально. А значит, нужно избавляться от всех вредных привычек. Об этом сообщила Нюше Совунья, когда та свистела что есть мочи у дупла. Нюша долго думала, как можно избавиться от этой привычки, и решила посоветоваться с друзьями. Как оказалось, вредные привычки есть у многих из них: Совунья очень громко смеется, Лосяш много ест во время чтения, Копатыч ковыряется в носу, Бараш забывает здороваться. Все герои хотят избавиться от своих привычек, так как иначе путь в приличное общество им заказан. Но кто мы без наших маленьких вредных привычек? И не становятся ли именно они своеобразными особенностями нашего характера, отличающими нас от других?

"Торжество разума"

"Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов",- говорит Лосяш в конце этой серии. Так за что же нас любят другие: за красоту или за ум? Этим вопросом задается Нюша на пару с Лосяшем, рассказавшим своей подруге историю из собственной жизни: когда-то он был влюблен в одну лосиху, но она предпочла ему другого лося, так как у него рога были длиннее и ветвистей, а в мире лосей судят лишь по внешности. После этого Лосяш решил заняться наукой, чтобы получить самую престижную премию - Нобелевскую, и тогда, он в это верил, лосиха вернется к нему обратно.

Произошло чудо - Лосяш получает премию. На церемонии вручения ему нужно было выглядеть сногсшибательно, и поэтому все смешарики помогают Лосяшу подготовиться к этому самому важному для него моменту. Но вдруг у Лосяша отпадают рога. И он решает не ходить на вручение премии, несмотря на то, что это самый важный момент в его жизни. И тут мы возвращаемся к вопросу, который задавали в начале: за что же нас любят окружающие?

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4800&Itemid=4



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме