itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Очерки по теории иконописания. Часть 12 (нерукотворность)

0
341
Время на чтение 5 минут
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11

Теперь, говоря о творческом начале в иконописании, нужно объяснить, что подразумевается под нерукотворностью икон. Значение выражения "нерукотворный образ" следует понимать в свете Евангелия от Марка гл.14 ст.58: "Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный" - образ этот прежде всего сам Христос, воплощенное Слово, явленное "в храме тела Его" (Ин.2:21). Со времени Его явления Моисеев запрет образа теряет смысл, и иконы Христовы, с точки зрения православия, становятся неопровержимым свидетельством воплощения Бога. Здесь не образ Бога, сделанный по образу человеческому, а подлинный лик ставшего человеком Сына Божия, который предание Церкви возводит к непосредственному соприкосновению с живым Его ликом. Значит, икона всегда, в принципе, воспроизводит первую, нерукотворную. Ее освящение - это подтверждение того, что нет пропасти между истинностью изображения и самой Истиной.

Нерукотворность содержится в самом творчестве иконописания. Творчество, как мы видели, основано на жесте доверия человека Богу, в ответ на Его верность своему творению. Художник, творя, ежесекундно принимает то или иное решение. И когда уже не сам художник, пусть себя смиряя, принимает эти решения, но с молитвой препоручает себя высшей силе - "не я, но Ты", - тогда открывается за изображением источник благодати, тогда - икона, а не картина. Икона - благодарность художника Богу в ответ на благодать. Все краски замешаны на благодарности.

Нерукотворность иконы - не от греховной немощи, а от другой немощи, немощи отдающейся, которая дает силе действовать в себе: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (1 Кор.12,8). Эти слова, обращенные к апостолу Павлу, поясняет митрополит Сурожский Антоний: "Вы, наверное, помните, как, когда вы были маленькие, ваша мать или отец или кто-нибудь другой вдруг, решил вас учить писать. Вы сели, не зная, что будет, вам вложили в руку карандаш, которым вы не умели пользоваться, и не знали, чего ожидать; а потом вашу руку взяла мать и стала водить вашей рукой; и пока вы понятия не имели о том, что должно произойти, пока ваша рука свободно двигалась в движении материнской руки, линии были такие прекрасные: и прямые и округлые, и все было гармонией. В какой-то момент ребенок думает: теперь я понял, я буду помогать - и начинает дергать карандаш; вот, хочу помочь; я вижу, что движение ведет кверху - я веду его до верха, уклоняется куда-то в сторону - я поведу его в сторону... И получаются каракули. Вот так человек пишет историю на земле. Если бы мы только отдались в Божию руку и дали двигать Богу нашей рукой, писать свою скрижаль таинственную нашей рукой, но его движением, не было бы того уродства, которое мы создаем на земле... И другой пример. Хирург надевает перчатки во время операции, такие тонкие, такие хрупкие, что ногтем порвать можно; а вместе с этим потому именно, что они такие тонкие, такие хрупкие, умная рука в перчатке может чудо совершить. Если вместо этой перчатки надеть крепкую, толстую перчатку, ничего нельзя сделать, потому что от этой гибкости, от этой слабости зависит и свобода движений. Вот и мы должны быть так же хрупки, так же отданы, так же свободны, как детская рука в материнской руке, как легкая перчатка на руке хирурга, как парус, способный охватить дыхание духа и понести судно, куда должно. Вот где немощь может стать помощью, а не поражением, вот какой немощи мы должны учиться". 1

Присутствие нерукотворной силы в иконописи персонифицировалось русскими мастерами образом ангела-премудрости Божией, помогающей евангелистам. Например, в миниатюрах новгородского Евангелия 15 в. (ГБЛ, Рогожск., N138) Марку и Матфею ангел-София указывает на тексты их сочинений, а в миниатюре с Лукой (первым иконописцем в Предании) - как бы водит его рукою, подложив свои пальцы под ладонь евангелиста (!!!). Причем, лики ангелов-премудрости трактованы нейтрально, они не дают материала для суждения об образе.


Н.В. Покровский указывал, что греческие подлинники изображения Луки с Премудростью не знают. 2 Тем более интересно, что новгородские мастера, стремясь показать, что между Лукой и Премудростью существует тончайшее и идеальное духовное согласие, постарались обратить внимание на то, что Премудрость не просто ведет руку евангелиста, но подкладывает руку свою под его пальцы; именно рука Софии оказывается ближе всего к иконе. 3 Синергия иконописца и Премудрости Божией показывают, что икона строится на мимесисе, подражании, трансцендентной неподражаемой идее; подражание - в самой сущности субъекта познания. Поэтому идеал такого подражания антиномичен - это "неподражаемое подражание" (подражание неподражаемому), но без этих онтологически-эстетических актов, по мысли св. Дионисия Ареопагита, невозможно приобщиться к Богу. Отец Павел Флоренский видел качественное различие искусств в том, какою из способностей художник действует в качестве основной, и какою - в качестве вспомогательной, то есть движение ли служит осязанию или осязание движению. Мимесис иконописца, как возможность высшего познания, основанного на принципах познания эстетического, делает икону действенной. Эти действенность и движение иконы и есть ее нерукотворенность. Вопреки кажущейся статичности, икона - это, прежде всего, движение. Но движение не в пределах своей рамки, а как раз за пределы ее: цель иконы - пробудить встречное движение. "Откровение", несомое иконой, - всегда диалог. В нем участвует не только говорящий, но и слушающий. Если икона - это весть, обращенная к человеку, то икона - это действие. Проще, икона - это приглашение к молитве.

Нерукотворность иконы есть составная часть единственного нерукотворного действия в церковном предании - литургии. Развитие предания - устроение жизни вокруг литургии. Икона как церковное искусство ставит человека перед тайной. Конечно, в некотором смысле и богословие, и иконописание всегда обречены на неудачу, так как человеческими средствами передают сверхчеловеческое и невыразимое. Но в этом-то и состоит их смысл: они подводят нас к последней черте и говорят: далее следуй сам. Тайна же христианства в сути своей предельно ясна, ибо предлагает однозначный выбор: ты со мною или против меня; ты приемлешь мою чашу или желаешь подменить ее другой, более понятной и рукотворной.

Иконоборцы приводят слова апостола Павла: "Бог не требует служения рук человеческих". Богу - утверждают они - не нужны наши иконы. В этом они правы. Но слова апостола Павла нужно читать полностью: "Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду" (Деян.17,25). Те же слова говорил Соломон, построив своими руками храм Божий; и при этом в основание храма клал необработанные камни (ибо церковь не может стоять на человеческом основании). Или вспомните совет Гамалиила: "Ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его" (Деян. 5,38), имея в виду Церковь Христову. Храмы, иконы, жертвы не нужны Богу, но нужны нам: "ибо сильно желаем увидеть Его образ; потому что, как говорит апостол Павел, теперь мы видим как бы сквозь тусклое зеркало, гадательно. Изображение же и есть зеркало и гадание, соразмерное с величиною нашего тела. Ибо ум, и поле многих напряжений, не в состоянии выйти из пределов телесного", - пишет преп. Иоанн Дамаскин. Входя в храм, мы входим в нерукотворную реальность.

Итак, нерукотворность - это поставление человека перед тайной, вечный зов Творца к твари.



1. Митр. Сурожский Антоний (Блум). Беседы о вере и Церкви, М.: Интербук, 1991, с. 115-117.

2. Покровский Н.В. Синайский иконописный подлинник. С-Пб., 1896, с.59.

3. подробнее о миниатюрах см. Смирнова Э.С. Миниатюры двух новгородских рукописей // Древнерусское искусство, сб.N3, М., 1983, с. 180-202.

http://www.russned.ru/stats/2165
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Бакулин
Все статьи Мирослав Бакулин
Последние комментарии