itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Приходская жизнь в России - опрос священства. Часть 3

На вопросы отвечает cвященник Филипп Парфенов

0
177
Время на чтение 5 минут
1. Последние двадцать лет (с 1988 года) Церкви была дана неслыханная для последних времен свобода. Как Вы думаете, правильно ли Церковь использовала это время?

Много времени было упущено и протрачено впустую. Разумеется, определенные потери и ошибки были неизбежны вследствие отсутствия миссионерского опыта и прерванности традиций в целом. Еще в 80-е годы прот. Александр Мень предсказывал, что когда Церковь получит долгожданную свободу, многие окажутся в растерянности и не будут знать, что с этой свободой делать. Отсюда множество вопрошающих и ждущих от нас "отчета в нашем уповании" (1 Петр. 3, 15) остались не удовлетворены или даже разочарованы. Но когда еще к личной неопытности и неискусности многих из нас присоединялись такие черты, как обыкновенная безответственность и беспринципность, открытое собирание "сокровищ на земле" (Мф. 6, 19) или даже сращивание отдельных церковных учреждений с разными мирскими властными или даже коммерческими структурами, это уже оставило заметные раны на теле русской Церкви и определило глубочайшее отторжение от нее у части нашего общества. То есть эффект оказался скорее антимиссионерским.

2. В нашем регионе - Сибири - основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?

Нет, вовсе не увеличивает. Слишком увлеклись у нас сейчас внешним деланием, которое в данном плане превратилось в своеобразное "стахановское движение" внутри РПЦ. Здесь вспоминаются выразительные слова из письма 1933 года священномученика о. Сергия Мечева:

"Множество храмов рукотворенных, благолепно украшенных, было открыто столетиями, и в то же время величайшее множество храмов нерукотворенных в мерзости запустения пребывали заключенными. Ныне храмы, воздвигнутые руками человеческими, разрушаются, но в покаянной тоске по ним поднимаются храмы, созданные руками Божиими... В покаянном плаче молятся открывшие терпением обстояний свои сердечные храмы, изгнанные за служение в храмах Божиих! Войдем, родные, и мы в клеть душ наших, войдем в храм наш душевный, посвященный Господу еще в момент крещения и освященный им в момент первого причащения. Храм этот наш, никто, никогда не сможет его разрушить, кроме нас самих. В нем мы - каждый - иерей и кающийся... Трудно нам, запустившим наш храм невидимый и недостойно жившим только храмом видимым, принять от Господа новый путь спасения".

Преображение рукотворных храмов сейчас идет куда более успешнее (есть и меценаты, и священники-строители, и множество трудящихся безвозмездно), чем воссоздание и освящение душевно-сердечных, сокровенных, живых храмов. Но православие - не в камнях, а прежде всего в людях. Оскудевает число таких людей - отнимается и видимая сторона православия, видимая в людях в первую очередь, а не в камнях, которые становятся тогда в лучшем случае памятниками истории и археологии!

3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?

Может редуцировать если не церковную свободу в целом, то свободу ее отдельных служителей, занимающих ответственные посты. Если епархиальный архиерей полагается больше "на князей, на сынов человеческих" (Пс. 145, 3) в этом деле, он определенно будет от них зависим и будет принимать их правила игры, связав себя с ними определенными договорными отношениями и обязательствами, не обязательно явными и гласными.

4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?

Нет, - как показывает практика, многие вовсе не становятся регулярными прихожанами или даже вовсе отходят от Церкви.

5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?

Сложно судить, поскольку у меня нет четкого представления, какими были приходы до революции. Скорее всего, новые типы немногочисленных приходов сейчас есть, прежде всего с миссионерской и катехизаторской направленностью, поскольку катехизации взрослых до революции как таковой не существовало (с детских лет в гимназиях были обязательные уроки Закона Божия, и это считалось вполне достаточным). Кроме того, с определенной долей уверенности можно утверждать, что новый тип приходов появился в русском зарубежье, начиная с 20-30-х годов и продолжая 1990-2000-ми.

6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?

Скорее её просто нет, не считая регулярных сборов с приходов на епархиальные нужды (а с епархий в Центр), которые в некоторых случаях на местах превращаются в обыкновенные поборы. Но в условиях все более жесткой административной "вертикали власти" внутри РПЦ отсутствие политики скорее плюс, чем минус...

7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?

Такая политика возможна, и прежде всего там, где есть дружная община. Это больше касается небольших храмов, сельских или заграничных.

8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?

Она возможна, безусловно, - просто ее часто не достаточно, ей не уделяют должного внимания!

9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей?

Многое зависит от личных качеств настоятеля. Кроме того, в небольшом храме, прежде всего в сельской местности и за границей, гораздо вероятнее личное знакомство и постоянное общение прихожан друг с другом. В посещаемом большом храме крупного российского города эта возможность часто теряется, и даже при прекрасных качествах священников и их постоянных трудах в таком храме неизбежно будет многоуровневое, многослойное устройство приходской жизни и разные формы общения.

10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?

Самые разные. И встречи разных групп по интересам (познавательные лекции, евангельские чтения с обсуждениями), и паломнические поездки или путешествия, и совместная помощь больным и нуждающимся в больницах, домах престарелых и т.д.

11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?

Для начала неплохо было бы определиться, что понимать под приходской жизнью, что под словом "возрождение" и что в конце концов возрождать. Многим может запросто показаться, что сейчас приходская жизнь давно уже бьет ключом: в воскресные и праздничные дни многие храмы полны, воскресные школы устроены, больницы и тюрьмы священники посещают, люди неуклонно приходят на крестины, литература и разные сувениры в церковных лавках постоянно раскупаются и т.д. Если приходскую жизнь рассматривать по этим внешним признакам, то возрождать-то, получается, особенно и нечего, и вообще все прекрасно.

Но если ставить вопрос о возрождении православных общин или братств, то это совершенно иной угол зрения, при котором выявляется сразу множество проблем. И готовых рецептов для их решения не существует, учитывая давно уже воцарившийся дух индивидуализма и отчужденности друг от друга среди многих приходящих в православные храмы, когда такой уклад жизни, какой уже есть, многих вполне устраивает. Главное сейчас со стороны священноначалия - не губить, не прижимать хотя бы те немногие слабые ростки общин и братств в приходских храмах, которые уже существуют. Поскольку приходов (куда как легко приходят, так оттуда и уходят) у нас много, а вот общин, где бы реализовался литургический призыв "возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы", слишком мало...

http://www.russned.ru/stats/2158
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Филипп Парфенов
Все статьи Священник Филипп Парфенов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09