Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Приходская жизнь в России - опрос священства. Часть 3

Священник  Филипп  Парфенов, Русская неделя

01.04.2008


На вопросы отвечает cвященник Филипп Парфенов …

1. Последние двадцать лет (с 1988 года) Церкви была дана неслыханная для последних времен свобода. Как Вы думаете, правильно ли Церковь использовала это время?

Много времени было упущено и протрачено впустую. Разумеется, определенные потери и ошибки были неизбежны вследствие отсутствия миссионерского опыта и прерванности традиций в целом. Еще в 80-е годы прот. Александр Мень предсказывал, что когда Церковь получит долгожданную свободу, многие окажутся в растерянности и не будут знать, что с этой свободой делать. Отсюда множество вопрошающих и ждущих от нас "отчета в нашем уповании" (1 Петр. 3, 15) остались не удовлетворены или даже разочарованы. Но когда еще к личной неопытности и неискусности многих из нас присоединялись такие черты, как обыкновенная безответственность и беспринципность, открытое собирание "сокровищ на земле" (Мф. 6, 19) или даже сращивание отдельных церковных учреждений с разными мирскими властными или даже коммерческими структурами, это уже оставило заметные раны на теле русской Церкви и определило глубочайшее отторжение от нее у части нашего общества. То есть эффект оказался скорее антимиссионерским.

2. В нашем регионе - Сибири - основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?

Нет, вовсе не увеличивает. Слишком увлеклись у нас сейчас внешним деланием, которое в данном плане превратилось в своеобразное "стахановское движение" внутри РПЦ. Здесь вспоминаются выразительные слова из письма 1933 года священномученика о. Сергия Мечева:

"Множество храмов рукотворенных, благолепно украшенных, было открыто столетиями, и в то же время величайшее множество храмов нерукотворенных в мерзости запустения пребывали заключенными. Ныне храмы, воздвигнутые руками человеческими, разрушаются, но в покаянной тоске по ним поднимаются храмы, созданные руками Божиими... В покаянном плаче молятся открывшие терпением обстояний свои сердечные храмы, изгнанные за служение в храмах Божиих! Войдем, родные, и мы в клеть душ наших, войдем в храм наш душевный, посвященный Господу еще в момент крещения и освященный им в момент первого причащения. Храм этот наш, никто, никогда не сможет его разрушить, кроме нас самих. В нем мы - каждый - иерей и кающийся... Трудно нам, запустившим наш храм невидимый и недостойно жившим только храмом видимым, принять от Господа новый путь спасения".

Преображение рукотворных храмов сейчас идет куда более успешнее (есть и меценаты, и священники-строители, и множество трудящихся безвозмездно), чем воссоздание и освящение душевно-сердечных, сокровенных, живых храмов. Но православие - не в камнях, а прежде всего в людях. Оскудевает число таких людей - отнимается и видимая сторона православия, видимая в людях в первую очередь, а не в камнях, которые становятся тогда в лучшем случае памятниками истории и археологии!

3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?

Может редуцировать если не церковную свободу в целом, то свободу ее отдельных служителей, занимающих ответственные посты. Если епархиальный архиерей полагается больше "на князей, на сынов человеческих" (Пс. 145, 3) в этом деле, он определенно будет от них зависим и будет принимать их правила игры, связав себя с ними определенными договорными отношениями и обязательствами, не обязательно явными и гласными.

4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?

Нет, - как показывает практика, многие вовсе не становятся регулярными прихожанами или даже вовсе отходят от Церкви.

5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?

Сложно судить, поскольку у меня нет четкого представления, какими были приходы до революции. Скорее всего, новые типы немногочисленных приходов сейчас есть, прежде всего с миссионерской и катехизаторской направленностью, поскольку катехизации взрослых до революции как таковой не существовало (с детских лет в гимназиях были обязательные уроки Закона Божия, и это считалось вполне достаточным). Кроме того, с определенной долей уверенности можно утверждать, что новый тип приходов появился в русском зарубежье, начиная с 20-30-х годов и продолжая 1990-2000-ми.

6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?

Скорее её просто нет, не считая регулярных сборов с приходов на епархиальные нужды (а с епархий в Центр), которые в некоторых случаях на местах превращаются в обыкновенные поборы. Но в условиях все более жесткой административной "вертикали власти" внутри РПЦ отсутствие политики скорее плюс, чем минус...

7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?

Такая политика возможна, и прежде всего там, где есть дружная община. Это больше касается небольших храмов, сельских или заграничных.

8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?

Она возможна, безусловно, - просто ее часто не достаточно, ей не уделяют должного внимания!

9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей?

Многое зависит от личных качеств настоятеля. Кроме того, в небольшом храме, прежде всего в сельской местности и за границей, гораздо вероятнее личное знакомство и постоянное общение прихожан друг с другом. В посещаемом большом храме крупного российского города эта возможность часто теряется, и даже при прекрасных качествах священников и их постоянных трудах в таком храме неизбежно будет многоуровневое, многослойное устройство приходской жизни и разные формы общения.

10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?

Самые разные. И встречи разных групп по интересам (познавательные лекции, евангельские чтения с обсуждениями), и паломнические поездки или путешествия, и совместная помощь больным и нуждающимся в больницах, домах престарелых и т.д.

11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?

Для начала неплохо было бы определиться, что понимать под приходской жизнью, что под словом "возрождение" и что в конце концов возрождать. Многим может запросто показаться, что сейчас приходская жизнь давно уже бьет ключом: в воскресные и праздничные дни многие храмы полны, воскресные школы устроены, больницы и тюрьмы священники посещают, люди неуклонно приходят на крестины, литература и разные сувениры в церковных лавках постоянно раскупаются и т.д. Если приходскую жизнь рассматривать по этим внешним признакам, то возрождать-то, получается, особенно и нечего, и вообще все прекрасно.

Но если ставить вопрос о возрождении православных общин или братств, то это совершенно иной угол зрения, при котором выявляется сразу множество проблем. И готовых рецептов для их решения не существует, учитывая давно уже воцарившийся дух индивидуализма и отчужденности друг от друга среди многих приходящих в православные храмы, когда такой уклад жизни, какой уже есть, многих вполне устраивает. Главное сейчас со стороны священноначалия - не губить, не прижимать хотя бы те немногие слабые ростки общин и братств в приходских храмах, которые уже существуют. Поскольку приходов (куда как легко приходят, так оттуда и уходят) у нас много, а вот общин, где бы реализовался литургический призыв "возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы", слишком мало...

http://www.russned.ru/stats/2158



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме