Новый идеологический крен

Школьники Приангарья будут изучать политологию и религиоведение

С 1 сентября 2008 года в учебных планах школ Приангарья появятся два новых предмета - религиоведение и политология. С помощью этих дисциплин государство и церковь намерены бороться с социально-политической, мировоззренческой и духовной безграмотностью современной молодежи. Преподавать их будут обычные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации или получившие второе высшее образование по данным направлениям. Планируется, что внедрение религиоведения и политологии в школьные расписания займет несколько лет. Это связано не только с издержками образовательного процесса, но и с неготовностью общества к таким резким "идеологическим нововведениям".

В нашем регионе, впервые в стране, для решения этих вопросов в конце прошлого года был создан межведомственный проблемный совет при губернаторе Иркутской области по социально-духовному образованию студентов и школьников. В минувший понедельник под его эгидой прошла областная научно-практическая конференция по проблемам методики преподавания политологии и религиоведения в школах Приангарья. Ее участниками стали около 150 человек - представители Иркутской епархии, муниципальных органов образования, педагогических колледжей и вузов региона.

Информацию о том, что с нового учебного года у учащихся школ региона появятся два новых предмета, подтвердил заместитель директора департамента образования Иркутской области Евгений Корнев. При этом он подчеркнул, что введение этих дисциплин в образовательный процесс будет осуществляться постепенно:

- Сейчас мы завершаем разработку соответствующей нормативно-правовой базы. Уже определены площадки для подготовки учителей политологии и религиоведения - это иркутский государственный педагогический колледж N 1 и педколледж N 2. Высшее образование по этим направлениям сегодня можно получить в ИГУ. Его преподаватели, кстати, сейчас работают над созданием учебно-методических комплектов по новым дисциплинам для школ.

На самом деле подготовка кадров для столь серьезного нововведения в Приангарье началась еще три года назад. В частности, первые специалисты по политологии выйдут из стен иркутского педколледжа N 1 уже в следующем году, а религиоведы - через два года. А в ближайшее время на базе этого учебного заведения будет создан сетевой педагогический колледж. С его помощью преподаватели и студенты всех педколледжей региона смогут виртуально обмениваться своими наработками в области новых дисциплин, а учителя школ получат открытый доступ к учебно-методическим материалам.

Необходимость введения политологии и религиоведения в школьные расписания директор педколледжа N 1 Виктор Колесников объяснил философски:

- В современном мире, где правят бал высокие технологии и научно-технический прогресс, происходит отчуждение человека от человека, растет эгоистичность людей. Когда человек начинает делать нравственно-этический выбор в жизни - выбор между добром и злом, геройством и предательством, честью и позором, - ему необходима помощь. Это и будет прерогативой новых предметов.

В свою очередь руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии и по совместительству аспирант кафедры философии и религиоведения ИГУ отец Вячеслав Пушкарев отметил, что религиоведение и политология - это своего рода, крайне необходимые, связующие звенья в сознании учащихся между остальными школьными предметами:

- То, что сегодня ребенок изучает на разных уроках, должно связываться в его голове и сердце воедино наследием русской духовной культуры, традиционным способом позитивной классификации и обработки информации. Стремясь помочь детям усвоить широкую и разностороннюю картину мира, иркутские педагоги, сознательно, все чаще стали обращаться к культурному наследию и искать в нем те незаслуженно забытые религиозные ценности, которые в новых условиях смогли бы способствовать позитивному и объёмному духовному развитию учащихся.

По словам отца Вячеслава, новоявленные религиоведы будут давать детям знания о глубинных движениях внутри телес всех значимых религий, а это значит и о самой сути народного миросозерцания.

Вопрос о политологии до сих пор вызывает споры у специалистов.

- Что именно даст выпускникам колледжа дополнительная подготовка по политологии? Расширит ли это их профессиональные возможности, ведь различные аспекты политической жизни в средней школе изучаются в рамках курса "Обществознание"? Или же во главу угла должны быть поставлены более универсальные цели - например, воспитание всесторонне развитого, социализированного гражданина, имеющего на основании этого больше шансов для самореализации? - спрашивает доцент кафедры отечественной истории и политологии ИГУ Лариса Метелкина.

Ответы на эти и другие вопросы искали участники конференции на секции по политологии. А вот извечную проблему "школа и религия", уже не первый год вызывающую в обществе жаркие споры, обсуждали на секции по религиоведению. По мнению заведующего отделением политологии и религиоведения ИГУ Юрия Абрамова, это противоречие порождено, с одной стороны, несовершенством законодательства, а с другой, активизацией образовательной деятельности религиозных объединений:

- Проблема заключается в том, что религиоведческое, или светское, образование не должно преследовать приобщение к той или иной вере, не должно ставить задачи формирования того или иного мировоззрения у учащихся. Это задача религиозного, или богословского, образования, которое вполне способно планомерно заменить образование религиоведческое в ближайшем будущем. Сегодня, мы внедряем в школу именно религиоведческое образование, которое на данном переходном этапе трансформации российского общества способствует получению научных знаний о религии как духовном, социальном и культурном явлении, ее месте в духовной жизни общества, в истории конкретных народов. Религиоведческое образование включает в себя широкий комплекс дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском, социологическом, политологическом, психологическом, педагогическом и культурологическом аспектах.

Нужно отметить, что впечатление от конференции было вполне ожидаемым. Иркутская епархия и кафедра философии и религиоведения ИКУ уже несколько лет ведут подготовительную работу к началу внедрения данных образовательных дисциплин в школьную программу. Информация о процессах религиизации народного образования очень часта и вполне доступна всем. Именно поэтому, в целом реакция участников была положительной, а их сотрудничество в ходе работы предметных секций подаёт создателям данного проекта "...большие надежды", так сказал об этом на процедуре закрытии заведующий отделением философии и религиоведения ИГУ, доктор философских наук, профессор Юрий Фёдорович Абрамов.

http://www.og-irk.ru/vp305/ideologicheskiy_kren/view_5903.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Оксана Хлебникова:
Есть ли жизнь после ЕГЭ?
Задачи для тестов теперь придумывают учителя-практики
31.08.2009
Новый идеологический крен
Школьники Приангарья будут изучать политологию и религиоведение
27.03.2008
Все статьи автора