Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иезуиты сегодня - миссионеры по всем фронтам

Адольфо  Николас, Богослов.Ru

22.03.2008


Интервью с генеральным настоятелем ордена иезуитов о. Адольфом Николасом (Adolfo Nicolas) …

В предлагаемом вниманию читателя интервью подводятся итоги деятельности ордена иезуитов за последние годы и намечаются дальнейшие перспективы развития самого многочисленного ордена Католической Церкви.

Человек на передовой... Это определение выбрал сам о. Адольфо Николас, генеральный настоятель ордена иезуитов, обрисовывая портрет иезуита в сегодняшнем мире. Человек, занятый решением проблемных вопросов, поставленных культурой, наукой, атеизмом, религиозными отношениями. Постоянно на службе у Церкви и в послушании у Папы. В интервью телевизионному центру "Vaticano", "Радио Ватикана" и "Оссерваторе Романо", о.Николас подводит итоги тридцать пятой генеральной конгрегации ордена - с 7 января по 6 марта в Риме - на которой он был избран генеральным настоятелем. Своих ближайших предшественников, о. Кольвенбаха (Kolvenbach) и о. Аррупе (Arrupe), о. Адольфо вспоминает с теплом и признательностью. По его мнению, на первом плане - миссионерские задачи, проблема снижения интереса к миссионерскому призванию, апостольство слова, перспективы, возникшие в сотрудничестве с мирянами и религиозными сообществами.

N.: Отец Николас, вы сказали, что в продолжение этой генеральной конгрегации царил климат единодушия. В чем это выражалось?

О. Адольфо Николас: Участники проявили исключительное единодушие, несмотря на то что были представлены различные подходы к осмыслению истории Общества Иисуса: на встрече присутствовали представители ордена иезуитов из разных стран. В результате между всеми участниками установилась глубокая связь. Я видел голландца и бразильца, которые разговаривали на немецком, единственном понятном для обоих языке. А затем была молитва. В этот раз литургия была очень хорошо подготовлена: с музыкой, моментами молчания и пением, в которых проявлялось всеобщее единство. Обычно считается, что иезуиты не поют, но в этот раз пели, и хорошо... Именно тогда наиболее отчетливо каждый почувствовал себя частью единого целого. А затем последовали очень напряжённые дни выборов генерального настоятеля.

N.: Конгрегация взяла на себя функцию исполнителя основной миссии ордена - принимать активное участие в религиозной, научной и социальной жизни человека. Скажите, пожалуйста, каким видится облик иезуита третьего тысячелетия?

О. Адольфо Николас: Я бы сказал, что это человек, осознающий трудность своей миссии. Сегодня деятельность и само существование Церкви в мире усложнились; нужно одновременно вести диалог с миром и отвечать на призыв Папы, который ожидает от нас участия и влияния практически на все области жизни общества: культуру, науку, образование. Кроме того, иезуиты должны противодействовать атеистическим движениям и быть в курсе религиозной жизни других конфессий.

Стать иезуитом всегда было трудно, но сегодня это сделать ещё труднее. Это очень сложная миссия, требующая полной отдачи и новой, максимально высокой активности. Этот вопрос поднимался в рамках конгрегации; готовность отправиться на определённый срок в другую страну по службе или для формирования на местах межнационального видения Церкви, мира, самих себя должна стать нормой. Поэтому, в том числе и по словам Папы, эта миссия породит множество трудностей, к которым мы должны быть готовы. Ввиду нашей известности нас будут критиковать, неверно истолковывать, мы должны будем попрощаться с различными удобствами, домашним теплом и общением на родном языке... Но думаю, всё это необходимо во имя служения Церкви. Как говорил Бенедикт XVI, ссылаясь на св. Игнатия, иезуиты должны быть теми, кто никогда не довольствуется посредственным.

N.: Какие проблемы возникают перед миссионером в его деятельности на ведущих позициях?

О. Адольфо Николас: Я бы сказал, всевозможные проблемы. В первую очередь необходимо по-новому взглянуть на мир - сначала увидеть, а уже потом проповедовать. Конечно, это языковые сложности. Кроме того, это трудности, вызванные настороженностью в отношении нас, особенно в связи с отдаленностью миссии, а также личные проблемы, возникающие при столкновении с образом жизни тех, кто живёт за гранью нашего мировоззрения. Однако всё это может породить интерес и послужить стимулом к действию, потому что в других людях, культурах и религиях существует много хорошего. Поэтому на границах христианства существует острая необходимость в глубокой и возгреваемой вере. В данном контексте, несомненно, важно считать себя частью одного целого, частью Общества - не случайно мы так зовёмся.

N.: Какие вопросы, касающиеся религиозной жизни, на конгрегации обсуждались более подробно и какой вкладывался смысл при составлении особого документа о послушании?

О. Адольфо Николас: Все вопросы, подлежащие обсуждению, по большей части, были подготовлены заранее. Прежде всего обсуждался вопрос об управлении орденом. Так как мы находимся в глобализованном мире, таком многообразном и взаимосвязанном - в настоящее время именно последнее играет главную роль - мы нуждаемся в такой системе управления, которая будет эффективна непосредственно сегодня. Это первое.

Кроме того, обсуждалось наше сотрудничество с мирянами, духовенством и другими организациями. Но одной из самых главных тем почти для всех генеральных конгрегаций стало размышление о самой миссии. Как сделать так, чтобы она гармонировала с современным миром и одновременно занимала авторитетную позицию? Сегодня миссия исходит из собственных позиций, подтверждает их или ставит под сомнение. Каким образом она реализует свое служение? Это - основные темы. В конце встречи обсуждался вопрос о послушании. Почему? Основных причин две: во-первых, сам Папа Бенедикт XVI побудил нас к размышлению о послушании и, во-вторых, тот факт, что в течение последних двадцати лет, во время недавних конгрегаций мы разговаривали о нестяжании, целомудрии, но не затрагивали вопрос о послушании в современном контексте.

N.: По этому поводу, почему Вы составили декларацию о принятии послания Папы Римского, если послушание Наместнику Петра является одним из отличительных признаков вашего Общества? По Вашему мнению, чем вызвано мнение о чрезмерной автономии, которой пользуется Орден в церковной иерархии.

О. Адольфо Николас: Декларация в ответ на письмо Понтифика - это только часть диалога, который ведется со времени создания Общества, от св. Игнатия, поэтому я тоже обязан его продолжить. После своего избрания генерал идёт на прием к Папе Римскому для возобновления обетов в его присутствии. Когда я, в свою очередь, сделал это, Бенедикт XVI был немного удивлён, поскольку не знал об этом раньше, но в результате остался очень доволен. Перед Понтификом конгрегация обязалась выполнять свои обязательства; итогом этой встречи стала декларация, в которой мы подтвердили, что наша харизма - это харизма служения Церкви.

Мы не существуем параллельно Церкви и не являемся Церковью в Церкви: мы часть Церкви, служащая ей небольшая группа. Мы посчитали необходимым отметить эту сущность нашего призвания ещё раз, тем самым подчеркнув наше подчинение Понтифику. Почему это было сделано столь демонстративным образом? Именно потому, что кто-то в Церкви ставит под сомнение нашу реальность и послушание. Думаю, это неизбежно, хотя лично я не вижу проблемы в том, что люди так думают. Другое дело, если бы это соответствовало правде. Повторяю, в определённой мере всё это неизбежно, потому что мы - всегда на передовой. Даже Папа Бенедикт XVI во время аудиенции 21 февраля поддержал нас в этой миссии, проходящей вне формальных границ Церкви. Он привёл нам исторические примеры того, как иезуиты, занятые осуществлением этой внешней стороны мисси, проложили новые пути.

N.: Общество Иисуса стоит перед проблемой нехватки духовенства, особенно в Европе и Северной Америке. Как вы намерены решать этот вопрос?

О. Адольфо Николас: Проблема нехватки кадров действительно существует - это цифры и данные. Однако прежде всего необходимо понять её в целом. Не только духовенство и не только иезуиты испытывают эти трудности: во всём мире произошли радикальные изменения, например, социологические: сейчас в таких странах, как Италия, Испания много бездетных семей, редко встречаются семьи с одним или двумя детьми. Нас в семье было четверо, и в семьях многих иезуитов было четверо, пятеро, двенадцать, тринадцать братьев. Сейчас же - один ребёнок: очень трудно смириться с тем, что твой единственный сын станет монахом, священником, иезуитом! Это - социологическое изменение, которое, естественно, влияет на выбор призвания.

Есть, как известно, экклесиологические изменения. После II Ватиканского собора появилось много церковных форм деятельности мирян, являющихся действительно полезными для церкви. Теперь мирянин может посвятить себя служению Церкви полностью, на всю жизнь. Тогда, чтобы считаться хорошим христианином, не нужно быть священником или монахом. И это, разумеется, влияет на рассуждения молодых людей при выборе жизненного пути. Нельзя не сказать о демографических изменениях: больше всего детей рождается на Юге или в бедных странах, поэтому мы имеем больше возможностей на Тиморе, чем в Испании. Тимор беден, и семьи там пока ещё многодетные и надеются получить образование, а мотивация порой сомнительна, поэтому мы всегда, ещё до II Ватиканского собора, настаивали на мотивации и производим достаточно жесткий отбор кадров. Это мои убеждения. Самое главное - это истинная мотивация. Вопрос не в том, чтобы размножаться и выжить, а в том, чтобы жить: как прожить в соответствии с нашим призванием. Думаю, что предпочтительнее "меньше, но лучше", чем множество, которое превращается в скопление, "массу", как говорил св. Игнатий.

N.: Какие направления были указаны конгрегацией в сотрудничестве с другими организациями, используя Ваше выражение, в особенности с мирянами?

О. Адольфо Николас: Этот вопрос требует последующего детального рассмотрения. Неразработанность этой проблемы отразилась и в документах. В настоящее время мы придерживаемся позиции следовать направлению, выбранному предыдущими конгрегациями. Этим мы хотим решительно подчеркнуть незыблемость основ нашей деятельности.

Osservatore Romano. Перевод: Богослов.Ru

http://bogoslov.stack.net/text/291276.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме