Для японцев он стал японцем

16 февраля - память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (†1912)

Павлович Н.А. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Дневники 1870-1911 гг. - М.: Издательство ПСТГУ, 2007

Говоря об этой книге, нельзя не упомянуть об удивительной судьбе ее автора. В разные годы жизни Надежда Павлович работала секретарем в Наркомпроссе у Н. А Крупской, была близка кругу поэтов Серебряного века, а впоследствии, познакомившись с оптинским старцем Нектарием, стала его преданной духовной дочерью. До своей смерти в 1980 году по благословению старца она ухаживала за оптинскими могилами и заботилась о сохранении скита. Жизнеописание святителя Николая Японского было написано Павлович в 1975 году в связи с прославлением епископа-миссионера в лике святых.

Рассказ о миссионерском пути святителя Николая полон драматизма (в самом хорошем смысле этого слова). Вот, например, первая встреча с Японией молодого иеромонаха, представлявшего себе в мыслях далекую страну как невесту, ожидающую его с цветами: "Приехал и смотрю: моя невеста спит самым прозаическим образом и даже не думает обо мне". Вместо внимательных слушателей отца Николая ожидали враждебные взгляды, да и не только взгляды, - по его признанию, над ним издевались и бросали камнями.

А что последовало за этим? Не отчаяние и не упреки "неверным", нет, за этим последовали восемь лет усиленного труда, восемь лет иеромонах Николай изучал японскую историю, культуру, религию - только для того, чтобы удостовериться, "в какой мере осуществимы надежды на просвещение страны Евангельской проповедью". И в течение этих восьми лет о. Николай не просил себе помощников из России - пока не изучил глубоко дух японского народа и не убедился в том, что проповедь Православия будет им воспринята. За эти годы будущий святитель полюбил Японию, стал ученым востоковедом.

Он учил язык - и как он учил язык! - на японских шхунах, в рыбацких деревнях; изучал серьезные научные труды, а потом шел в "говорильни" (общественные собрания, на которые народ собирался послушать рассказчиков), обедал в дешевых столовых и заходил в кумирни. Он знал историю Японии лучше самих японцев - по их же собственным свидетельствам.

По словам автора, "если апостол Павел для эллинов стал эллином, то святитель Николай для японцев стал японцем. Эта внутренняя установка прошла через всю дальнейшую жизнь и деятельность святителя Николая".

Великий подвиг, великий святой - а в каких условиях совершалось его святое дело? Поражает то, что все время молодая Японская Церковь существовала в условиях нищеты, деньги находились с огромным трудом - от начала создания Миссии до смерти еп. Николая. А судьбы первых японских христиан не могут оставить равнодушными.

Например, первый обращенный в христианство был языческий жрец Савабэ, ненавидевший молодого миссионера и хотевший его убить. До своего обращения Савабэ имел общественное положение, деньги, семью, после - стал нищим отверженцем, но до конца остался верен Церкви.

Помимо всех сложностей проповеди Православия в Японии на время епископа Николая пришлось и такое испытание, как Русско-японская война, которая могла бы свести на нет весь успех миссии. В книге большое место отводится рассказу о том, как мудро и тактично действовал святитель в этой сложной ситуации.

Жизнеописания святых, близких нам по времени и месту рождения, - чтение не только душеполезное, но и увлекательное. Нам легче представить обстоятельства их жизни и провести параллель с нашим "сегодня", и в этом случае читателю никогда не покажется, что жития, святые, подвиги - это сказки.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=44§ion=17&article=826
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Вероника Бузынкина:
Для японцев он стал японцем
16 февраля - память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (†1912)
16.02.2008
Все статьи автора