itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Со своим шариатом в чужой монастырь

Глава англиканской церкви смутил соотечественников чрезмерным уважением к мусульманским законам

0
145
Время на чтение 3 минуты
Введение шариата в повседневную жизнь британского общества - это, по-видимому, дело самого ближайшего будущего. По крайней мере и светская, и религиозная власть на Альбионе относится к этой нестандартной идее скорее как к неизбежному факту. На прошлой неделе в поддержку ограниченного применения норм шариата на практике публично высказался архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс. Вчера же иерарх получил возможность высказать свои мысли премьер-министру Гордону Брауну. Глава кабинета был явно заинтригован тем шумом, что поднялся в прессе вслед за сенсационными откровениями архиепископа, и лично позвонил главе англиканской церкви. Выслушав объяснения Уильямса, Браун похвалил архиепископа за "прямоту" и отдал должное "его преданности служению обществу", сообщило BBC со ссылкой на представителя премьера. Правда, о подробностях разговора высокопоставленных персон так и не сообщается.

История с "шариатом по-английски" началась с интервью Роуэна Уильямса на BBC, где беседа плавно съехала на вопрос исламского закона. Для Британии это вопрос достаточно актуальный, ведь численность мусульман в стране постоянно увеличивается за счет притока новых иммигрантов. Многие из них прибывают из регионов, где строгий ислам - норма жизни, а потому и мусульманский закон стоит превыше всего. В Британии, впрочем, и законы, и этикет, и мораль свои, традиционные, ничего общего с восточными обычаями не имеющие. Впрочем, обычно предполагается, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, потому ни о каких мусульманских законах общество всерьез не задумывалось (да и, сказать по правде, вряд ли среднестатистический британец одобрил бы введение на острове чужих норм, будь они исламские, буддистские или шаманские). Но Роуэн Уильямс счел своевременным поговорить о том, что шариат и в Британии имеет право на существование. И тем самым до невозможности возмутил консервативные круги местного общества.

На самом деле архиепископ вовсе не ратовал за замену традиционного британского законодательства нормами шариата. Скорее уж он говорил о том, что если религиозная община решает какие-то мелкие вопросы по своим обычаям, так в этом ничего ужасного нет и противиться этому особо не стоит. В качестве примера Уильямс приводил легально существующие в Британии галахические суды, разбирающие споры между верующими евреями и в качестве основного "кодекса" использующие талмуд. Он упомянул и проблему абортов, к которым различные христианские конфессии относятся не слишком хорошо. Из этого глава англиканской церкви вывел, что в целом уже давно законодательство страны учитывает некоторые обычаи религиозных сообществ. Так что и в шариате ничего особенного нет.

Впрочем, Уильямс особо оговорил, что "никто в здравом уме не хотел бы видеть в нашей стране жестокость, которую подчас случается связывать с практикой применения закона в некоторых исламских государствах, - с непомерными наказаниями и с отношением к женщинам". "Вряд ли можно помыслить, что мы когда-либо дозволим каким-либо сообществам такую законодательную систему, которая... не дает права пользоваться правами, гарантированными гражданам в целом", - уточнил он. То есть, по разумению архиепископа, если и дозволять шариат, то такой, который будет укладываться в западную систему прав и свобод.

Трудно судить, сможет ли уложиться в эти требования исламское религиозное право, которое у западного человека ассоциируется с отрубанием рук за воровство и побиванием камнями за измену. Еще труднее предполагать, способны ли современные британские последователи пророка Мухаммеда согласиться на "шариат по-британски". Возможно, что некоторые радикалы предпочтут, напротив, получив палец, откусить руку и подняться на борьбу с тотальной исламизацией правовых норм для британских мусульман.

Естественно, что Уильямса начали сразу же критиковать в самой жесткой форме. Причем эта критика дошла до публичных призывов представителей консервативного крыла церкви отправить иерарха на покой. Вспомнили и реальные примеры действия шариата из жизни бывших колоний. Например, о Нигерии, где попытки применить законы шариата не только к мусульманам, но и к представителям других религий привели к серьезным проблемам. Элисон Руофф, член англиканского синода от Лондона, заявила, что архиепископ, конечно, "весьма способный человек, блестящий ученый", но в качестве главы христианской церкви он "в данный момент просто катастрофа".

Что там на самом деле думает Гордон Браун по поводу шариата в британском быту - большой вопрос. Возможно, что в целом он согласен с главой англикан, не исключено, что он полагает, что при этом Уильямс упустил хороший повод промолчать. Однако поговорить с иерархом премьеру стоило, хотел он этого или нет. Потому что когда на того одновременно набрасываются газеты, консервативная публика и церковная оппозиция, его стоит поддержать. Последний раз архиепископа с кафедры в Кентербери выгоняли еще в XIV веке.

http://www.vremya.ru/2008/21/12/197464.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Дзагуто
Молились строем - не помогло
Поверить благодать статистикой не удалось
03.04.2006
Полузабытая "вторая Победа"
60 лет со дня окончания второй мировой войны
06.09.2005
Хорошая плохая Россия
Полстраны жаждет радикальных реформ, остальные мечтают о покое
28.07.2005
Правила слива
"Ньюсуик" пытается обезвредить свою информационную бомбу
17.05.2005
Все статьи Владимир Дзагуто
Последние комментарии