Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Благословение святого Иоанна Кронштадтского

Николай  Головкин, Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

09.02.2008

Прославление в лике святых сонма Новомучеников и исповедников Российских на рубеже тысячелетий - на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года Русской Православной Церкви - подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия в России. Это прославление православных мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога, явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. Среди пострадавших за веру в ХХ веке, чью память Церковь отмечает 10 февраля, - святой преподобномученик Маврикий (Полетаев) /1880-1937/. Ему довелось знать святого праведного Иоанна Кронштадтского, учиться, служить,томиться в тюрьмах и лагерях с теми людьми, чьи имена стали частью нашей истории.

* * *

Он родился 18 декабря 1880 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии. При крещении будущий святой преподобномученик Маврикий (Полетаев) получил имя Михаила.

Местом его учебы были Санкт-Петербургские Духовные школы.

После завершения учебы он принимает сан священника и выбирает местом своего служения далекий Туркестан. Согласно сохранившемуся в их роду семейному преданию, это решение было принято не без влияния святого праведного Иоанна Кронштадского, который благословил о. Михаила на службу в Средней Азии. Он был лично знаком с всероссийским пастырем не только потому, что жил в Кронштадте. Его отец протодиакон Владимир Полетаев служил в Андреевском соборе при святом Иоанне Кронштадтском. А мать молодого иерея Мария Петровна Нисвитская была племянницей его жены. Поэтому святой Иоанн Кронштадтский, конечно же, не мог остаться безучастным к судьбе молодого священника и благословил его на путь служения Господу.

Путь, который, по Промыслу Божиему, оказался со многими скорбями и лишениями, привел духовное чадо отца Иоанна, как и тысячи людей, "за веру и правду пострадавших", на Русскую Голгофу.

В 1908 году, в последний год земной жизни Кронштадтского пастыря, отец Михаил отправляется служить в Закаспий, в древний туркменский город Мерв. Священники ехали служить туда не очень охотно. А между тем христианство в Среднюю Азию пришло задолго до ислама. Вот что пишет об этом в своей книге "Большой полёт крылатого коня" митрополит Ташкентский и Среднеазиатским Владимир (Иким): "...на Туркменской земле всходы проповеди святого апостола Фомы проявились раньше и ярче, чем в любом другом краю Центральной Азии. В пригороде Мерва археологами обнаружен христианский храм, построенный уже в начале II века по Рождеству Христову. В трудах аль-Бируни упоминается имя одного из первых наставников Мервской общины. Им был священник Барахий, память которого почиталась в этом городе на протяжении многих столетий.

...На рубеже III-IV веков в Мерве первой во всем центральноазиатском регионе утверждается епархия во главе с епископом, затем превращающаяся в мощную Мервскую митрополию. Эта митрополия вкупе с возникшей позднее Самаркандской первоначально окормляла всю Центрально-Азиатскую Церковь, которая простирала свое влияние и на Великую Степь, и на Афганистан, и на Китай. Вплоть до эпохи Тюркских каганатов и основания отдельной Невакетско-Кашгарской митрополии - из Мерва в города Семиречья (современная Киргизия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая) направлялись епископы, хорепископы (викарии) и священнослужители".

Как пишет владыка Владимир, в Мерве "был построен прекрасный храм в стиле русского "барокко".

Церковь эта была построена в самом начале прошлого века руками русских солдат, которые несли службу на территории Закаспия. Ее настоятель являлся военным священником, ему приходилось окормлять многочисленный гарнизон российской армии, находящийся в Мерве. Прослужив несколько лет настоятелем этого армейского храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, отец Михаил "за усердное служение Церкви" был возведен в сан протоиерея.

После октябрьского переворота он повторил судьбу всего нашего духовенства. Его неоднократно арестовывали, запрещали исполнять свой пастырский долг. По словам внучки - Анны Владимировны Мирошниковой, овдовев, отец Михаил переехал во Владимирскую губернию, где принял монашеский постриг с именем Маврикий. Его дети были взрослыми, жили отдельно.

Однако согласно Архиву ДКНБ по Карагандинской области Д.N2060, сначала служил в Переяславле-Залесском, потом был переведен в Москву, где в 1927 году принял монашество в Никитском монастыре.

8 сентября 1928 года архимандрита Маврикия, который служил в то время в городе Юрьев-Польский Владимирской области, арестовали (биографический справочник "За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник". Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000, с.58). Коллегией при ОГПУ по обвинению за "контрреволюционную деятельность" (ст.58-10 УК РСФСР) он был приговорен к 3 годам ссылки с лишением права проживания в 6 крупных населенных пунктах страны. По источнику ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-77092., в 1928 году получил 3 года ссылки, наказание отбыл в Орле с 1928 по 1930 год.

По освобождении с 1930 по 1935 год служил в Кукуевской церкви Загорска (Сергиева Посада) Московской области. Жил в доме N 27 по улице Н. Кукуевская, где и был арестован 21 октября 1935 года и впоследствии заключен в Бутырскую тюрьму г. Москвы, где находился до февраля 1936-го. Поводом к аресту послужило "существование контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикием и монахом игуменом Максимилианом".

Особым Совещанием при НКВД СССР 8 февраля 1936 года по обвинению в "антисоветской агитации, активном участие в к/р группировке церковников и бывших монахов Троице-Сергиевой лавры, прославлении в к/р целях могилы "старца Алексия" Соловьева, распространении провокационных слухов" (ст.58-10,58-11 УК РСФСР, "Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936г.") был приговорен к 3 годам ИТЛ.

В обвинительном заключении говорилось, что "в г. Загорске... возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи б. "Сергиевской Лавры" - Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан... и Полетаев М.В., он же архимандрит Маврикий, Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б. монахами "Сергиевской Лавры" и к/р настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б. монахов, монашек и к/р.настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви, окружающим необходимость организации нового церковного управления и людей безусловно преданных церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу "старца Алексея"[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе...".

Карательные органы преследовали за того "старца Алексея"[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище", которому 5 ноября 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе в храме Христа Спасителя было доверено вытащить жребий с именем нового Патриарха. Им стал святитель Тихон.

Пройдут годы гонений и преподобномученика Маврикия (Полетаева) вместе со старцем Алексием Зосимовским причислят к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Архиерейском Юбилейном Соборе.

Но вернемся в то трагическое время. 9 февраля 1937-го архимандрит Маврикий был отправлен в одно из страшнейших подразделений ГУЛАГа - КарЛАГ. Этот лагерь располагался на огромной территории, имевшей даже свою столицу - казахстанский город Караганду.

28 сентября 1937 года архимандрит Маврикий Тройкой при УНКВД по Карагандинской области был обвинен в "создании в КарЛАГе НКВД к/р группы, которая под руководством Полетаева проводила богослужения и тем распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников" (ст.58-10,58-11 УК РСФСР, "Дело архимандрита Маврикия (Полетаева) и др. Караганда. 1937г." ), а так же по причине того, что, "отбывая меру соцзащиты в КарЛАГе НКВД... создал к/р группу, которая под руководством [архимандрита Маврикия] Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников, направленные на дискредитацию советского правительства...".

Он был приговорен к расстрелу.

Свидетели, проходящие по делу говорили, что Полетаев "был организатором собраний заключенных, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. Богослужения устраивали на квартире Полетаева и Кондратьева, в кузнице и за стогами сена. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие... На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, - он сказал, что пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит... Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи. Что Господь милостив, что Он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу". И еще, мол, Полетаев говорил: "...нашим страданиям придет конец,... вера истинных христиан восторжествует в России снова".

На допросах архимандрит Маврикий показал, что "...к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления мне и неприятен", все остальные обвинения отрицал, виновным себя не признал. Категорически отрицал желание создать к/р группу.

"Я свое молитвенное настроение храню при себе, во вне я его не проявлял", - говорил священномученик на допросе.

По рассказам епископа Ташкентского Гурия (Егорова), который в 1933-1943 годах отбывал сроки в различных лагерях и тюрьмах, в том числе находился и в КарЛАГе, отца Маврикия "сильно мучили, а потом расстреляли".

Приговор приведен в исполнение 4 октября 1937 года в 23-00.

Святый преподобномучениче Маврикие, моли Бога о нас!

Николай ГОЛОВКИН, член Союза писателей России

http://www.ioannp.ru/publications/54136



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме