Архипастырь - первый из новомучеников

10 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских

90 лет со дня мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), первого новомученика из числа русских иерархов 7 февраля, 1918 год

Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Память сщмч. Владимира празднуется в день его мученической кончины, 7 февраля, и в день Собора новомучеников и исповедников Российских

В 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей совершила прославление русских святых, просиявших в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Принявшие смертные муки от христоненавистников Царственные страстотерпцы и бесчисленные новомученики и исповедники - архипастыри, пастыри, монашествующие и православные миряне, предстали в своей нетленной славе. Это торжество, свершившееся в Русском Зарубежье, отозвалось великой радостью в Отечестве. Икона, которая была центром чина прославления, немедленно стала распространяться в России. Несмотря на то, что в то время православные из Советского Союза редко попадали за границу, а икону власти преследовали как "антисоветскую", она находила пути в русские дома в виде маленькой открытки, напечатанной и освященной в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилль) и её фотокопий.

Память новомучеников и исповедников Российских была приурочена Русской Зарубежной Церковью к ближайшему воскресению от 7 февраля - дня мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира, первого архиерея, казнённого безбожниками. В центре архиерейского чина, как и всей иконы - Престол, у которого стоят Патриарх Тихон и митрополит Владимир, первенствующие среди русских святителей, пострадавших за Христа от большевиков.

Митрополит Владимир (Василий Никифорович Богоявленский) родился 160 лет назад в январе 1848 года в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Среднее образование он получил в Тамбовской Духовной семинарии, высшее - в Киевской Духовной академии. Преподавал в Тамбовской семинарии Священное Писание и немецкий язык. В 1882 году он был рукоположен во иерея. Рано потеряв жену и ребёнка, отец Василий принял решение всего себя отдать служению Церкви и в 1886 году принял постриг с именем Владимира, и возведённый в сан архимандрита, был назначен настоятелем монастыря. В 40 лет над ним была совершена епископская хиротония. Благоговейное служение епископа Владимира, его вдохновенные и красноречивые проповеди, близость к пастве и внимание к нуждам простых прихожан снискали ему любовь и уважение паствы. Так было повсюду, где он служил - в Новгороде, Самаре и в Грузии. В Грузии, где владыка Владимир (уже архиепископ) был Экзархом, им было построено более 100 храмов и открыто более 300 церковно-приходских школ.

В 1898 году архиепископ Владимир становится митрополитом Московским и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. К тому времени Москва, как и Петербург, практически "догнала" Запад в развитии капиталистической городской культуры. Социалистические и атеистические идеи всё шире распространялись в низах городского населения. Митрополит Владимир возглавил в Москве борьбу с силами разрушения за сердца и умы рабочих. Ради этого трудами Владыки был построен епархиальный дом - культурный центр, в котором проводились беседы и лекции, была устроена прекрасная библиотека, внутри здания находился великолепный храм (впоследствии всё это, вплоть до внешнего вида здания, было уничтожено). Владыка разъяснял рабочим антихристианскую и антинародную сущность марксизма, им была создана "Комиссия по организации чтений для фабрично-заводских рабочих". В этих чтениях участвовали будущие выдающиеся деятели черносотенного движения.

Чем более активным было участие в общественной жизни консервативных деятелей Церкви, тем большая ненависть либералов и революционных демократов окружала их. Владыка Владимир шёл прямым путём, не обращая внимания на "общественное мнение". В 1901 году он без колебаний подписал постановление Синода об отлучении графа Л.Н. Толстого от Церкви, в 1905 году выступил с разъяснением опубликованных С.А. Нилусом "Сионских протоколов". Кажется, не было в жизни России "болевых точек", которые оставались бы без внимания митрополита Владимира. Он принципиально отвергал "политику" с её компромиссами и лавированием. Благодаря этому он не удержался на первой по значению Петербургской (Петроградской) кафедре, на которую был поставлен в 1912 году. В 1915 году Владыка на личной аудиенции у Государя пытался доказать Императору Николаю II, что близость к его семье Распутина пагубно сказывается на состоянии общества и государства...

В конце 1915 года митрополит Владимир покинул столицу. Он был переведён на Киевскую кафедру, третью по значению, но самую почётную по старшинству. Ему пришлось делить свою жизнь между Киевом и Москвой, принимая деятельное участие в подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви. Владыка Владимир стал его важнейшим участником как первенствующий член Святейшего Синода и самый авторитетный святитель. В этом качестве он совершил при открытии Собора чин Божественной Литургии.

Члены Собора представляли всю полноту Русской Православной Церкви. Их было 564 человека - архиереи, клирики, церковнослужители, монашествующие и православные миряне. Начало работы Собора было исполнено оптимизма. Падение монархии еще не осознавалось как катастрофа. Многие уповали на неодолимое могущество патриаршего престола, который в России приходит на смену царскому. Тогда же пришло горькое сожаление об утрате Церковью оплота в лице православного государства.

Будучи почётным председателем Собора митрополит Владимир, открывая его рабочее заседание, произнёс вступительное слово. Владыка говорил о необходимости для членов Собора стремиться к единомыслию во имя будущего Русской Церкви. О Церкви он сказал: "Это скала, о которую разобьются всякие волны". Он был прав в этом, но как и большинство тогда, не мог предвидеть, какой величины волны адской стихии вскоре обрушатся на Церковь и на Россию.

21 ноября 1917 года митрополит Владимир возглавил чин интронизации избранного Собором Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Страна начинала жить под новой властью. В дни своего "великого Октября" большевики, завладев после артобстрела Московским кремлём, превратили его в охраняемую зону. Укрывшись за крепостными стенами посреди захваченной страны, они немедленно устремились в сокровищницы и ризницы за "бриллиантами для диктатуры пролетариата", а членов Собора заставили долго просить о разрешении совершить в Успенском соборе чин интронизации Патриарха. Всласть поглумившись, "хозяева" Кремля позволили взять из патриаршей ризницы "на время" святыни, необходимые для совершения чина. Митрополит Владимир с приветственным словом вручил Патриарху жезл святого митрополита Петра. По совершении чина Церковь покинула Успенский собор и Московский кремль на долгие десятилетия...

После избрания Патриарха всея Руси митрополит Владимир вернулся в Киев, где со времени прихода на кафедру был окружён великим почитанием и любовью. Но после февраля 1917 года переменилось многое. Подспудно развивавшиеся в российском государстве и обществе деструктивные силы в одночасье вышли на поверхность. Националисты на окраинах России легко выхватили из слабых рук Временного правительства бразды правления, и в унисон с ними заявили о себе недруги России в церковной среде. Наряду с провозглашением "автономий" началось самочинное провозглашение не зависимых от Синода национальных "церквей", захват же власти большевиками инициировал превращение на окраинах России автономных республик в независимые государства. Защищая русское национальное и церковное единство, Владыка испытывал сильнейшее давление со стороны так называемой "Украинской церковной рады", которая то требовала его удаления с Киевской кафедры, то предлагала ему стать украинским патриархом. Владыка и слышать об этом не хотел. Посулы, лесть и угрозы сепаратистов были бессильны. Наихудшему суждено было случиться с захватом Киева большевиками. Митрополит находился в Лавре в своих покоях, когда к нему пришла группа вооружённых людей. Владыку вывели за пределы Лавры и расстреляли. Это произошло 7 февраля 1918 года.

В Москве на заседании, посвящённом памяти убиенного митрополита, Святейший Патриарх назвал его кончину "жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России"... Вслед этим словам Патриарха протоиерей Иоанн Восторгов подчеркнул, что "в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита".

http://www.rusdom.org/node/65
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Жилкин:
Памятники и память
90 лет Декрету Совнаркома "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг" 12 апреля, 1918 год
12.04.2008
Один из лучших
65 лет назад в застенках НКВД погиб величайший учёный современности, биолог Николай Иванович Вавилов 26 января, 1943 год
26.01.2008
Нашествие Батыя
19 декабря, 1237 год - 770 лет назад началось вторжение войск хана Батыя в пределы Руси
19.12.2007
"Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы"
95 лет назад родился Лев Николаевич Гумилёв. 1 октября, 1912 год
16.10.2007
Все статьи автора