itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церкви нужны канонисты

0
116
Время на чтение 6 минут
Богослов.RU публикует несколько статей, посвященных различным аспектам современного церковного права. Статья преподавателя Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле А.В. Псарева посвящена современным проблемам преподавания церковного права. Публикуется впервые.

Канонично ли...

Недавно мне пришлось провести беседу на одном динамично развивающемся приходе Русской Зарубежной Церкви о значении канонических правил в Православной Церкви. Надо сказать, что сейчас очень трудно найти приход Русской Зарубежной Церкви, где не было бы заметно присутствие россиян, эмигрировавших за последние 10-15 лет. Демография этого прихода весьма отличалась от привычных норм: здесь практически отсутствовали представители или потомки послереволюционной и послевоенной волн эмиграции. Моя беседа содержала некоторые мысли из вводных лекций курса церковного права о том, что церковные правила не налагают прещений сами по себе, но приводятся в действие законной церковной властью, пользующейся канонами, как снадобьями для душевного врачевания, и что, следовательно, канонично то, что служит спасению души.

Вопросы, заданные мне после беседы, например: "канонично" ли стоять в церкви без платка или как "канонично" налагать на себя крестное знамение - отражали представление о понятии "каноничности" среди прихожан.

По своему личному опыту могу судить, что такой подход вполне естественен у людей, пришедших в Церковь в зрелом возрасте; поэтому недаром церковное право изучается на последнем курсе семинарии, когда для студентов уже вполне очевидно, что православный подход подразумевает рассмотрение какой-либо проблемы в контексте.

Творческий подход не избежен

Для адекватного понимания "намерений законодателей" церковных правил и для верного их применения необходимо знакомство со Священным Писанием, историей Церкви и Византии, нравственным и пастырским богословием. Конечно, главной миссией семинарии является подготовка приходских священнослужителей, а не специалистов по каноническому праву. Однако в пастырском служении важно понимание того, что для работы с канонами необходим междисциплинарный подход. Навыки, приобретенные студентами на курсах, предшествующих изучению данного предмета, позволяют вести занятия в достаточно свободном режиме общения.

В этом отношении ориентиром для меня является подход протопресвитера Фомы Хопко, составлявшего свои лекции в Свято-Владимирской духовной академии по принципу "работы в составе группы" (team work) и старавшегося вместе со студентами определить, что является православной позицией по тому или иному вопросу, при этом избегая предположения, что у преподавателя есть некая презумпция непогрешимости, даже когда он говорит ex cathedra.

Мне представляется, что задача этого, возможно, и других предметов, заключается, прежде всего, не в том, чтобы снабдить студентов неким багажом знаний, которым они смогут воспользоваться при любых обстоятельствах, но в том, чтобы воспитать у студентов самостоятельное православное мировоззрение, чтобы дать им навык правильной постановки вопросов и нахождения на них ответов. То, что без личного творческого подхода приводить в действие законоположения церковного права невозможно, видно из того, что содержание многих правил не самоочевидно и для толкования требует привлечения различных вспомогательных пособий; замечу, последний, имеющий общеправославное значение собор, пытавшийся согласовать и упорядочить канонический корпус Вселенской Церкви, проходил в VII веке.

Границы икономии

С самого начала курса мы оказываемся в затруднительном положении (в книгах невозможно найти ответы на все вопросы), когда выясняется, что не только преподаватель, но и авторитетные толкователи зачастую не могут объяснить, как иные эксцессы церковной жизни согласуются с "теоретической частью". Остается повторять, что во избежание сложных ситуаций священник должен по всем спорным вопросам обращаться к архиерею, а качество тех или иных решений зачастую может быть определено только в будущем, и скорее всего, в будущем веке.

Вопрос о том, почему в жизни не соблюдаются какие-либо церковные правила, вплотную подводит нас к обширной теме церковной икономии, принципы которой в области душепопечения описаны в 102 правиле Трулльского Собора (в нем указано, что налагаемая епитимья должна соизмеряться с душевным состоянием кающегося).

Предварительное изучение истории Церкви помогает студентам рассматривать вопрос об икономии в более широком аспекте церковного созидания. Например, в основе дискуссий о событиях истории Русской Церкви новейшего периода лежит вопрос о границах церковного "домостроительства" в аномальных условиях жизни, будь то при тоталитарном режиме или в диаспоре.

Может ли клирик быть математиком?

Тогда как Священное Писание постоянно присутствует в жизни христианина, нельзя сказать того же о канонических правилах, составляющих неотъемлемую часть Священного Предания Православной Церкви. Поэтому одна из главных задач первого семестра заключается в том, чтобы студенты получили ясное представление о составе Книги Правил, о том, где искать правила посвященные той или другой тематике.

Каноны составляют фундамент для прохождения материала курса, их изучение сопровождается знакомством с толкованиями, что позволяет студентам непосредственно прикоснуться к проблематике нашего предмета. Так, при прохождении вопроса о требованиях к клирикам студенты обнаружили, что греческое слово ?? maqhmatiko? в 36 правиле Лаодикийского Собора в английском переводе Пидалиона отображено как "математики", а в Книге Правил представлено более ясно - "числогадатели".

Яркий пример канонической экзегетики дает студентам упомянутый выше собор, ставивший своей целью упорядочить каноническое предание Православной Церкви в конце VII века, - Трулльский, который в 16-ом правиле, рассматривая эволюцию института диаконата, исследует проблему и в историческом и сакраментальном измерении.

Ниша Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке

Без введения в православное каноническое право в I семестре во втором невозможно подойти к разделам предмета, связанным со спецификой Свято-Троицкой семинарии.

Большинство приходов Русской Зарубежной Церкви находится на Северо-Американском континенте, поэтому неудивительно, что касающиеся её вопросы проходятся главным образом на опыте ее североамериканских приходов, основанных в 1920-х годах представителями послереволюционной эмиграции. Существовавшая здесь до революции епархия по своей миссионерской направленности, мультикультурному и многонациональному составу резко контрастировала с опытом, принесенным духовенством и паствой Русской Зарубежной Церкви из своих велико- и малороссийских епархий. Достаточно сказать, что русскому заграничному духовенству было позволено Святейшим Синодом стричь волосы и во внебогослужебном обиходе носить сюртуки.

Однако сегодня, спустя десятилетия, такие традиции Православной Церкви царской России, как, например, ношение духовенством ряс и длинных волос в Северной Америке представляет ценность, особенно для тех кто, приняв Православие в зрелом возрасте, ищет приобщения к аутентичной, непрерывающейся традиции благочестия. Сохранение последней является общепризнанным вкладом Русской Зарубежной Церкви в Православие на Северо-Американском континенте.

Важная особенность РПЦЗ состоит в том, что она, имея гарантированную законом свободу слова в рамках американского плюралистического общества, смогла посредством трудов своих духовных писателей, например архиепископа Аверкия (Таушева) или архимандрита Константина (Зайцева), обличать перед сильными мира сего апостасию в различных её проявлениях - экуменизме, модернизме или сервилизме.

Русская Зарубежная Церковь никогда не считала себя независимой, осознавая себя как временно самостоятельную из-за политических обстоятельств часть Русской Православной Церкви. Этот момент ограждения от внешних политических воздействий сыграл значительную роль в отношении Русской Зарубежной Церкви с Поместными Церквами. Условия изоляции привели к отсутствию диалога, к тому, что направление православной экклезиологии, представленное такими богословами, как протопресвитер Николай Афанасьев и митрополит Иоанн (Зизиулас), в Русской Зарубежной Церкви не нашло своевременного отклика.

Однако положение меняется: на IV Всезарубежном Соборе в мае 2006 года один из маститых протоиереев - отец Виктор Потапов - в своем докладе "Задачи православного прихода в наши дни" опирался, в том числе, на работы митрополита Антония (Блума), протопресвитеров Николая Афанасьева и Александра Шмемана.

Сказанное выше применимо и к позиции Русской Зарубежной Церкви в отношении неправославных христиан. В основе этой позиции лежит богословие новосвященномученика архиепископа Верейского Илариона (Троицкого), выраженное в его работе "Христианство или Церковь". В практическом отношении Русская Зарубежная Церковь в 1971 году приняла практику, одобренную собором Константинопольского Патриархата 1755 г., требующую крещения всех инославных, желающих присоединиться к Православной Церкви. Здесь опять возникает вопрос о границах икономии, в данном случае в отношении приема в Церковь.

* * *

Авва Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) часто повторял своим ученикам о том, что каноны - это живая, а не мертвая материя. То, насколько необходимо сегодня воспитывать такое представление в народе Божием, видно из вопросов, заданных мне на приходе, где проходила беседа о значении церковных правил. Для того чтобы положение изменилось, необходимо, чтобы изучение канонического права вдохновляло студентов к посвящению себя малопопулярной, но очень актуальной области богословия - церковному праву, в качестве ученых-богословов, а еще лучше - священнослужителей.

Андрей Владимирович Псарев, преподаватель Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле (США; Русская Православная Церковь Заграницей)

http://bogoslov.stack.net/text/271588.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06