"Именно церковь в состоянии объединять людей"

0
439
Время на чтение 7 минут
Митрополит Киевский и всей Украины Владимир вот уже шестнадцатый год возглавляет одну из наибольших по численности Православных Церквей мира. За это время он снискал уважение не только многомиллионной православной паствы, но и общества и государства. Его труды и деятельность высоко оценены мировой общественностью: митрополит Владимир является почетным членом академий, университетов, богословских институтов различных стран. Характерно, что на переломном историческом этапе, когда решалась судьба Украины и Православной Церкви, во главе ее стал человек, жизнь и деятельность которого тесно связана с этой землей.
Митрополит Киевский и всей Украины Владимир
Митрополит Киевский и всей Украины Владимир

- Ваше Блаженство, каждый год накануне Рождества Христова Вы обращаетесь к многомиллионной пастве Украины с Рождественским посланием, которое читается во всех храмах и монастырях страны. Насколько, на Ваш взгляд, изменилась, говоря светским языком, аудитория православных верующих?

- Если сравнивать сегодняшнее положение и состояние нашей Церкви с тем, каким оно было в начале 1990-х годов, и говорить о различных видах социального служения, о процессах развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений, прибегать к языку статистики, потребуется весьма пространный доклад. Отмечу лишь, что сегодня Православная Церковь обрела достаточно мощный потенциал масс-медиа, включая церковные интернет-ресурсы и телевизионные программы, где можно получить информацию о жизни Церкви. Наверное, это тоже во многом повлияло на рост числа прихожан в более чем одиннадцати тысячах приходах нашей Церкви. Причем это число неуклонно растет большей частью за счет молодежи - людей образованных, мыслящих, воспринимающих слово Божие не как сухую абстракцию, но как живой источник истины.

Если в начале 1990-х строительство храма в селе или городе воспринималось либо с безразличием, либо с настороженностью, то сегодня, и об этом свидетельствуют бесстрастные социологические службы, Церковь имеет высший рейтинг доверия граждан. Ведь верующий человек - это человек с совершенно особым, ответственным отношением к труду, семье, обществу, государству.

- В последние годы приблизились к Церкви и многие политики высокого ранга. Не является ли это данью моде или, того хуже, стремлением таким образом завоевать симпатии электората?

- Многие политики, особенно старшего поколения, сами изменили свое отношение к религии, некоторые из них принесли покаяние, огласив его перед всем народом. Господь взирает на сердце человека, а не на его политический статус. А миссия Церкви состоит не в том, чтобы вести какого-то политика к власти, но в том, чтобы вести человека к Богу.

Конечно, если тот или иной деятель демонстрирует свою причастность к Православию, это повышает его авторитет в глазах верующих. Если мы говорим, что верующий человек - большая ценность для общества, то верующий руководитель ценен вдвойне. И если человек, наделенный государственными полномочиями или же владеющий крупным бизнесом, приходит в храм ради спасения своей души, искренно прибегает к таинству исповеди и причастия, он ничем не отличается от любого мирянина. Для Господа он является той заблудшей овцой, которую нужно спасти и присоединить к стаду. Ибо "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках" (Лк. 15: 7), сказано в Евангелии.

С другой стороны, общественное внимание к Церкви, участие в ее жизни, стремительный рост приходов, открытие новых монашеских обителей, повсеместное храмовое строительство - все это дарит надежду на то, что народ Украины на верном духовном пути. Нужно лишь иметь терпение и не утрачивать веру.

- Тем не менее, Ваше Блаженство, мы видим, как разделилось общество по политическим взглядам. И события трехлетней давности в горячий период выборов президента, а затем и парламентские баталии показали, как разделены по политическим симпатиям целые регионы страны. Разделены они и по религиозным убеждениям. Как соотнести этот факт со сказанным Вами?

- Мы знаем, что Украина имеет сложную и уникальную геополитическую структуру, с которой по сложности нельзя сопоставить ни одну страну Европы. Каждый регион имеет свои исторические, культурные, языковые, этнические и религиозные особенности. Но именно Церковь как ничто другое в состоянии объединять людей, вносить в их быт и культуру закваску Царства Небесного, наполняющую всякое человеческое самовыражение Божественным смыслом, благодатной мудростью и небесной любовью. Каждый верующий во Христа должен сознавать себя чадом Божиим и всегда помнить о духовном родстве с ближними и дальними. Все люди, несмотря на многочисленные внутренние и внешние различия, имеют одного Отца - Бога. А значит, свои взаимоотношения они должны строить на принципах любви, доверия, взаимного уважения, сострадания и правды. Церковь должна постоянно проявлять заботу о единстве своих чад, о единстве всего общества.

- И все же некоторые конфессии, отождествляющие себя с Православием, такие, как УАПЦ и УПЦ-КП, впрочем, как и их политические приверженцы в лице целых политических движений, ратуют за существование в Украине Церкви по доминирующему национальному признаку. И, дескать, только такая Церковь может создать вместе с государством некую модель общественного развития, которая одна лишь в состоянии сохранять национально-культурные и геополитические интересы.

- Природа Церкви такова, что она во все времена была и будет выше всевозможных общественных и национальных феноменов. Церковь не может конфликтовать ни со здоровой национальной идеей, ни с обществом. Она никогда не разжигает национальных страстей, хотя мы видим, как сегодня отдельные политические деятели от ее имени пытаются спекулировать национальными идеями. Церковь Христова имеет и вселенское, и надмирное значение. Недаром в ее богослужениях ежедневно звучат слова "о мире во всем мире". И когда в Украине время ночного покоя, в православных храмах Америки или Аляски возносится такая же молитва о всех Божиих чадах различных рас и национальностей, поскольку наша Церковь, как сказано в Символе веры, единая и соборная. Прискорбно, что представители упомянутых вами религиозных формирований произносят Символ веры на богослужениях, заведомо зная и понимая, что они не относятся к единой и соборной Церкви.

Мало того, соборная Церковь вынесла четкие догматические и канонические определения, согласно которым представители этих так называемых "православных церквей" не могут ими именоваться, поскольку пребывают в расколе и лишены благодатной силы. Ведь лидеры раскола не только себя обманывают, но и народ, который по неведению доверяется им...

Что же касается создания определенной модели общественного развития... К сожалению, в наше время она мало осуществима: слишком много объективных препятствий. Но Церковь всегда ожидает от общества того, чтобы оно максимально способствовало ее евангельской миссии, суть которой в воцерковлении народа и его культуры, что важно не только для осуществления основной цели - спасения каждого отдельного человека (а не какого-то абстрактного населения), но и обеспечения здоровой общественной жизни во всех ее сферах. К сожалению, на сегодняшний день Церковь лишь в условной мере может влиять на такие социальные институты, как семья и школа, духовное состояние которых является определяющим фактором в формировании здорового и полноценного общества.

- Темам семьи и воспитания молодежи Церковь, тем не менее, уделяет большое внимание. Для этой работы создан специальный синодальный отдел, образовано Всеукраинское педагогическое православное общество. С чем это связано?

- Православная Церковь чрезвычайно обеспокоена тем, что в общественном сознании разрушаются традиционные представления о семье, ее непреходящем значении для человека и общества в целом. Мы видим, как нарастают негативные тенденции девальвации, обесценивания института семьи. Уже узаконен гражданский брак, и свободные, безответственные отношения оборачиваются бесчисленными трагедиями как для молодых людей, так и для их потомства. Семья, колыбель всякого человека, средоточие любви между супругами, родителями и детьми, часто воспринимается не как счастье, дарованное Богом, а как бремя, которого стремятся избежать.

Для нас в Украине это одна из самых жгучих проблем, поскольку у нас смертность в два раза превышает рождаемость. И по последним данным, население страны сократилось на пять миллионов человек. Показатель рождаемости пока является у нас одним из самых низких среди стран Европы. Да и средняя продолжительность жизни в Украине, судя по социологическим исследованиям, сократилась. И дело не только в бедности или социальном кризисе (семьи с небольшим достатком часто радуются рождению детей, справедливо считая их самым большим богатством), а в стремлении молодых людей, как нынче говорят, "реализовывать себя" вне семьи, вне отцовства и материнства.

- В этом году Украинская Православная Церковь получила долгожданное место для строительства кафедрального собора. На какие средства он будет построен? И когда он сможет принять верующих?

- Действительно, так сложилось, что в настоящий момент в Киеве наша Церковь не имеет кафедрального собора. Софийский и Владимирский храмы могли бы претендовать на этот статус. Однако первый является государственным заповедником, а второй занят непризнанным в православном мире "киевским патриархатом". Наконец, мы получили возможность построить новый собор. Городской совет Киева уже выделил Церкви четыре гектара земли в живописном месте в районе площади Лыбидской. Сейчас рассматривается несколько проектов нового храма, один из которых будет вскоре утвержден. Для строительства понадобится пять-семь лет. Строить будем, как это было издревле, всем миром. В Украине уже начинается сбор пожертвований. Конечно, надеемся и на поддержку меценатов. В программу сооружения собора включены и другие работы. Например, реставрация и переиздание Пересопницкого Евангелия, уникального памятника нашей культуры и духовности. Средства от реализации этой бесценной книги также пойдут на строительство собора и прилегающего к нему комплекса.

- Ваше Блаженство, чего Вы ожидаете в грядущем 2008 году?

- Милости Божией к нашей стране, к народу, к святой Церкви. Мы имеем уникальный национальный потенциал - в вере, культуре, духовных традициях. Украинский народ - трудолюбивый, творчески одаренный, самобытный. Несмотря на различные трудности, он непременно их преодолеет. Ведь мы имеем великие традиции: из земли киевской на многие народы проистекла благодать святого крещения, не случайно наша столица названа колыбелью городов древнерусских. Киев именовался вторым Иерусалимом. Имея такое уникальное прошлое, мы вправе верить в достойное будущее.

С митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром Беседовали Сергей Герук, Валерий Полищук

http://www.pravoslavie.ru/guest/071221105807
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)
Все статьи Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21