Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церковь вне политики? Часть 3

Нескучный сад

01.12.2007

Часть 1
Часть 2

Многие православные люди убеждены, что политика - грязное дело, и единственный правильный путь для христианина - быть вне политики. Но политика - неотъемлемая часть жизни любого общества. И среди политиков есть люди, отстаивающие христианские ценности. Как их распознать избирателю? Возможно ли создание христианской партии? Может ли православный быть коммунистом или либералом? С этим вопросом мы обратились к известным политикам и общественным деятелям.

Максим СОКОЛОВ, обозреватель "Известий"
"Православие - не сертификат качества, а испытание веры"


- Проверить политика на совестливость можно точно так же, как и частного человека. В своей жизни мы как-то умеем определять, кто из знакомых, сослуживцев, партнеров, свойственников - человек достойный, а кто не очень, и соответственно строим с ними отношения. Все в общем и целом умеют определять, можно ли на человека полагаться. То же и с политиками - достаточно подумать, хорошо ли с этим человеком было бы вместе работать и хочется ли с ним общаться. Если исходить из того, что политик - тоже человек, сделать ответственный выбор не столь уж сложно.

Что до христианской партии, то задача разумной политики - не превратить мирскую жизнь в рай, а не дать ей превратиться в ад. При таких удерживающих взглядах вполне возможно сотрудничество конфессионально весьма различных сил, и специальное конституирование христианской политики вряд ли нужно.

Сходным образом решается и проблема вмешательства государства в нравственность. Публичное и демонстративное непотребство возбранять, потому что в общественном пространстве дети ходят, если же кто хочет чинить непотребство в ограниченном пространстве, то суди его Бог, а не государство.

Может ли православный быть коммунистом или либералом? Православный может быть кем угодно - в том смысле, что это постоянно имеет место. Православие - это не сертификат качества, но лишь исповедание веры, которое очень часто вступает в противоречие с делами и помыслами грешного человека. Широк человек, даже чрезмерно широк - и это не к одному коммунизму относится.

Андрей БАБУШКИН, председатель комитета "За гражданские права", член федерального совета партии "Яблоко"
"Достаточно посидеть несколько часов в Интернете, чтобы составить представление о человеке, который идет во власть":


- Я думаю, что кандидатов во власть надо оценивать по трем критериям. Во-первых, выяснить результаты деятельности человека: если он уже депутат, посмотреть, как голосовал по тем или иным законопроектам, выдвигал ли свои инициативы, если же новичок в политике, выяснить, чем он занимался на своей работе, как себя зарекомендовал. Второй критерий - выдвигались ли против него обвинения, если да, понять, кому они были выгодны, справедливы ли. Бывает, что на политика вдруг обрушиваются все и справа, и слева...Такая повальная критика заведомо не может возникнуть естественным путем. Очевидно, что политика заказали, и есть вероятность, что он порядочный человек, неудобный для конкурентов, которых интересуют только власть и деньги.

И третий принцип оценки - как человек ведет себя в критической ситуации. Я - член партии "Яблоко", и для меня немаловажно, как повел себя Явлинский в 1992 году. Он был пятым человеком в стране, и когда увидел, что все его рекомендации игнорируются, что страна отдана на разграбление, а народ - на обнищание, не принял правила игры (нас тогда убеждали, что трудности в стране временные, и через пару лет в рыночной России все заживут) и ушел из Правительства России. Так что разобраться можно. Достаточно посидеть несколько часов в Интернете, чтобы составить представление о человеке, который идет во власть. Если же избиратель не может отличить, кто из политиков отстаивает его интересы, а кто - свои, он обречен жить в стране, где от него ничего не зависит. Тогда избиратель достоин и хаоса, и безнравственности, и всего иного плохого, что несет ему безответственная власть.

Мне кажется, православный человек - человек терпимый, уважающий свободу выбора, спокойный. Он пытается изменить мир не заклинаниями и призывами, а тем, что на своем месте делает добро. Это относится и к политикам. Можно завоевать симпатии избирателей, апеллируя к темным сторонам души: обогащайся, отбирай у соседа и т.д. Суть христианской политики в обратном - апелляции к лучшим человеческим качествам. Наиболее наглядный аналог - служение тюремного священника. Он пытается в самом страшном злодее найти что-то человеческое, пробудить его, подвести к покаянию и тем самым вернуть к жизни. Христианская политика - такой же поиск, только не внутри зоны, а внутри страны. Но, боюсь, если в программе партии будет прямо говориться о приверженности религиозным ценностям, это многих потенциальных избирателей оттолкнет. Душой я за создание христианской партии, но пока все такие попытки в России закончились неудачей.

Государство не имеет права создавать простор для безнравственности. Невозможны безнравственное телевидение и безнравственное правосудие. Если представитель исполнительной власти оказывается перед дилеммой "поступить по закону или по совести", это говорит о безнравственности закона, а, следовательно, и государства. Задача государства - обеспечить процессы образования, судопроизводства, передачи информации на основах нравственности.

Думаю, что православный может быть коммунистом. Христианство и коммунизм имеют много общего. Они не тождественны (идеология исходит из экономических и политических аспектов, а религия - из нравственных и духовных), но противоречий я не вижу. Даже в период гонений на Церковь были православные коммунисты. Христианин не может быть фашистом и крайним либералом, то есть человеком, для которого главное - экономика. Для христианина цель не оправдывает средства. Но умеренный либерализм, на мой взгляд, с христианством вполне совместим.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=44§ion=9999&article=763



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме