Мой первый злодей - лень,
другой злодей - язык,
а третий злодей - соблазн.
Что же это за бревна такие, которые видеть не мешают, а вот жить спокойно не дают? Почему у соседа, или напарника, или коллеги и денег больше, и дом - чаша полная, и дети умницы? А у себя, куда взгляд не кинь - всюду клин. И самое удивительное - жалуются все: и те, кто, по мнению других, живут припеваючи, и те, кто, по собственному разумению, обойдены и проигнорированы. Но не может же быть такого, чтобы всех и вся обходили милости Божии, и на всех нас лежала печать постоянной нужды и искушений.
Два недавно случившихся со мной события кое-что прояснили.
Сломался у меня компьютер. Вечером работал, а утром, когда я решил забрать пришедшую электронную почту, "хмыкнул" пару раз что-то про себя, а включаться не захотел. Повез я его в ремонт, печально рассуждая: как же быть? На "выходе" церковный многостраничный "Светилен", Пасхальные поздравления необходимо закончить, да и еще масса дел неотложных, которые, начатые и завершенные, лежали в памяти машины, так меня подведшей в столь напряженный момент.
В тот же день должен был ехать на приход: попросили окрестить ребенка.
В церкви, кроме молодых родителей, восприемников и дитяти, была еще одна женщина, наша недавняя прихожанка. "Ну вот,- подумалось мне,- искушения продолжаются".
Дело в том, что много горечи и хлопот приносила с собой эта дама. Озлобленность на мир, на всех и вся, была, как мне казалось, в ней патологическая. Ее исповедь или просто разговор звучали как обвинительный акт. Доставалось всем, но больше всего, естественно, непутевому мужу и непослушным детям. Когда же я пытался сказать, что следует искать причину и в себе, то в ответ получал хлесткие обвинения в своей предвзятости и нечуткости. В конце концов, уговорил я ее поехать к более опытному, чем я, многогрешный, старцу духовнику, хотя уверенности в том, что поездка состоится или что-либо изменит, у меня не было.
После крестин и состоялся наш разговор.
Передо мной был иной человек: спокойствие, рассудительность, какая-то полнота в мыслях, не бегающий и изменяющийся, а ясный и умиротворенный взгляд.
- Батюшка, я пришла поблагодарить вас. Слава Богу, у нас все наладилось, да и я успокоилась.
- Что же сделал-то с вами отец N, что вы преображенная ныне и видом, и словами?
- Да я монаху-то все рассказала, целый час говорила, он молча слушал. Потом положил мне руки на голову и молитвы читал.
- И все?
- Нет. Дал мне коробочек запечатанный и ленточкой заклеенный и сказал, чтобы я ехала домой. Еще он благословил, чтобы я, как приеду, в хате побелила, покрасила подоконники, сыновьям и мужу купила по рубашке, а доченьке платьице, а потом мы должны были вместе сесть за стол с обедом, "Отче наш" прочитать и коробочек этот открыть.
- Ну, а дальше? - Меня уже начало одолевать любопытство.
- Я два дня колотилась, к субботе как раз управилась, ну и сели мы за стол. Открыл муж коробочку, а там пять красненьких, с орнаментом деревянных пасхальных яичек. Посмотрела я на них, а потом на мужа и детей - и такие они все радостные, да чистенькие, да светленькие - и... расплакалась. А в доме тоже хорошо - уютно и все беленькое. И родное все, родное.
Теперь я видел совершенно другого человека. И внешность вроде бы та же, и голос тот же, а человек - другой.
Порадовался я молитве монашеской, уму и прозорливости старца и поехал домой. По дороге зашел за компьютером.
- Отремонтировали? Наверное, что-то серьезное? Ждать придется? - с порога начал вопрошать мастеров, как бы заранее подготавливая себя к неизбежности долгого ожидания и непредвиденных растрат.
- Сделали, отец Александр, сделали,- успокоили меня и, видя мою радостную физиономию, добавили:
- Отец Александр, вот мы смотрим - и такая на вас рубашка нарядная, да красивая, да чистая.
"Ну вот,- подумалось,- опять пятно посадил или в краску где-то влез".
Огляделся. Да нет, вроде и не порвано, и не выпачкано. Вопросительно взглянул на улыбающихся компьютерных спецов.
- Да вот, вы, батюшка, и чистый, и глаженный, а в компьютере, под кожухом, пыли-грязи было столько, что и работать-то ему невмоготу стало. Чистить хоть иногда же надо пылесосиком. Сами, небось, каждый день моетесь...
Тут мне стало стыдно. Чуть же позже сопоставил эти два случая, и стало понятно: не вокруг тебя грязь да нечисть, а в тебе самом, внутри она гнездится. Вот о каком "бревне" Господь говорил.
Внедрится какой-нибудь соблазн греховный в душу нашу, оккупирует сердце, приживется там и начинает диктовать нам свои условия, лень духовную прививая да на язык слова оправдательные посылая,- и пошла жизнь наперекосяк. Зло на зло набегает да страстью питается. Но выход-то есть, хотя и не такой легкий, как покажется на первый взгляд. А надо взять да и выгнать безжалостно из души своей незваного гостя - тот самый грех-соблазн. Уборку сделать надо прежде всего внутри, да, впрочем, и вокруг себя. К чистому чистое приложится, а грязное всегда грязь найдет, как та свинья знаменитая...
"Поверни зрачки свои внутрь себя,- советуют многомудрые старцы и добавляют: - причина бед твоих в сердце твоем".
Протоиерей Александр Авдюгин родился в 1954 году в Ростове-на-Дону, после армии окончил институт, получив диплом инженера по горной автоматике, работал на телезаводе, затем на шахте. Поездка в Оптину пустынь в конце 80-х решила его дальнейший путь. Рукоположен в сан иерея в 1990 году, в том же году получил послушание настоятеля Святодуховского храма в с. Ребриково Луганской области. А с 2005 году стал настоятелем и храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в г. Ровеньки Луганской области, построенном в честь погибших шахтеров. Ныне отец Алекснадр является главным редактором ежемесячной православной региональной газеты "Светилен" и одноименного сайта. Участвует в еженедельной телепередаче "Светилен". Ряд его статей и "непридуманных" рассказов о людях и жизни прихода опубликованы в городской и областной прессе. Работы отца Александра можно увидеть сегодня на многих православных сайтах и форумах Рунета. В издательстве Саратовской епархии готовится к изданию книга отца Алекcандра.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4412&Itemid=115