Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Режиссер - не пастырь

Виктор  Матизен, Новые Известия

08.11.2007


В Москве решают, что такое православное кино …

В российской столице в разгаре второй кинофестиваль духовно-нравственного кино "Лучезарный ангел". По ходу фестиваля было организовано много "круглых столов", посвященных отношениям искусства и религии, которые вызвали не меньший интерес, чем собственно кино. Должен ли кинематограф воспитывать людей, как согласуются между собой эстетические и этические оценки фильмов - на эти и другие "вечные" вопросы пытались вчера ответить участники кинофорума.

Как сказано в пресс-релизе фестиваля, несколько лет назад его организаторы обратили внимание на возникший в России "духовный голод" и "решили вступить в спор с коммерциализацией искусства". Для этого и был создан кинофорум, обязанный показывать только те фильмы, которые выдержат проверку на духовность.

Отборочная работа, по признанию инициаторов "Лучезарного ангела", была непростой. Осложнялась она, в частности, "возникшими спорами в среде кинематографистов, которые решили, что церковь стремится ограничить свободу творчества, привнося новый критерий нравственности для оценки фильмов". Более того, разногласия обнаружились и в самой церковной среде. Так, отец Иоанн (Охлобыстин) высказался в духе Оскара Уайлда: "Нет фильмов православных и неправославных, благочестивых и неблагочестивых, а есть фильмы хорошие и плохие". Он же выразил мысль о своеобразной терпимости православия, сославшись на то, что оно не вступало в конфликт с наукой, поскольку разделило сферы компетенции: наука ведает законами материального мира, а религия - душами людей.

Учитывая эти православные традиции, следовало бы ожидать, что церковь будет толерантно относиться к "неправославному" искусству. Она может осуждать его с высоты своего авторитета, предупреждать паству о нежелательности контактов с неблагочестивыми произведениями (как это делает Минздрав относительно курения и употребления спиртного) и даже настаивать на корректировке законодательства в области культуры, но не призывать к возвращению неправовых институтов вроде цензуры. Хотя лучшая тактика - содействовать увеличению количества и распространению "православных" фильмов, в том числе при помощи кинофестивалей.

К сожалению, некоторые православные священнослужители уверены в том, что "Россия - православная страна". Отсюда совсем немного до утверждения, что в России все должно быть православным - искусство, мораль, право, образование, законодательство и сами люди.

Определенные противоречия имеются также между религией и кинематографом. Не будем вспоминать, что церковь когда-то осуждала лицедейство как таковое, и актеров наряду с самоубийцами хоронили вне кладбищенской ограды. Суть в другом - в том, что у церкви есть паства, а у кинематографа - зрители, а это далеко не одно и то же. Долг церкви - наставлять на путь истинный, а об искусстве этого сказать никак нельзя. Художник - не пастырь, и принимать его за наставника иногда просто опасно. Кто-то сказал: "Он не лекарь, он - боль". Лермонтов был более сух: "Болезнь указана, а уж как ее лечить - Бог знает". Иронический Чехов советовал Короленко изменить жене, чтобы лучше писать. Высокоморальные люди обычно никудышные писатели и режиссеры, а художественные шедевры создаются грешниками, притом не слишком кающимися.

Так или иначе, понятие "православное кино", коли уж оно появилось на свет, имеет право на существование. Что в него вкладывать - другое дело. Одна из монахинь - участниц "круглого стола", обратившись к известному канону "Мадонны, кормящей младенца", назвала его "неправославным", поскольку он показывает плоть, тогда как в православии плоть - только форма для духа. Вроде бы четкий критерий, но ведь, с другой стороны, за плотскими проявлениями стоит человеческая психология, которая имеет отношение к душе, а через нее и к духу. Максимально общее из предлагавшихся определений звучало так: "Православное искусство христоцентрично". Красиво сказано, но и тут возникает вопрос - а католическое искусство - оно что, "христобежно"? Сколько людей - столько мнений.

В чем сходились все участники прений, так это в отношении к нескольким фильмам последнего времени, лучше всего выражавшим дух фестиваля. Это документальная лента "Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи" Валерия Залотухи и Галины Леонтьевой о женщине, вышедшей замуж за советского живописца, который стал священником. Это "Холодная оттепель 1961 года" Виктора Белякова о возобновившихся при Хрущеве гонениях на церковь. И, конечно, памятный "Остров" Павла Лунгина, который, при всех своих досадных неточностях, приблизил священнослужителей к зрителям как никакой другой российский фильм.

http://www.newizv.ru/news/2007-11-08/79409/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме