Режиссер - не пастырь

В Москве решают, что такое православное кино

0
395
Время на чтение 3 минуты
В российской столице в разгаре второй кинофестиваль духовно-нравственного кино "Лучезарный ангел". По ходу фестиваля было организовано много "круглых столов", посвященных отношениям искусства и религии, которые вызвали не меньший интерес, чем собственно кино. Должен ли кинематограф воспитывать людей, как согласуются между собой эстетические и этические оценки фильмов - на эти и другие "вечные" вопросы пытались вчера ответить участники кинофорума.

Как сказано в пресс-релизе фестиваля, несколько лет назад его организаторы обратили внимание на возникший в России "духовный голод" и "решили вступить в спор с коммерциализацией искусства". Для этого и был создан кинофорум, обязанный показывать только те фильмы, которые выдержат проверку на духовность.

Отборочная работа, по признанию инициаторов "Лучезарного ангела", была непростой. Осложнялась она, в частности, "возникшими спорами в среде кинематографистов, которые решили, что церковь стремится ограничить свободу творчества, привнося новый критерий нравственности для оценки фильмов". Более того, разногласия обнаружились и в самой церковной среде. Так, отец Иоанн (Охлобыстин) высказался в духе Оскара Уайлда: "Нет фильмов православных и неправославных, благочестивых и неблагочестивых, а есть фильмы хорошие и плохие". Он же выразил мысль о своеобразной терпимости православия, сославшись на то, что оно не вступало в конфликт с наукой, поскольку разделило сферы компетенции: наука ведает законами материального мира, а религия - душами людей.

Учитывая эти православные традиции, следовало бы ожидать, что церковь будет толерантно относиться к "неправославному" искусству. Она может осуждать его с высоты своего авторитета, предупреждать паству о нежелательности контактов с неблагочестивыми произведениями (как это делает Минздрав относительно курения и употребления спиртного) и даже настаивать на корректировке законодательства в области культуры, но не призывать к возвращению неправовых институтов вроде цензуры. Хотя лучшая тактика - содействовать увеличению количества и распространению "православных" фильмов, в том числе при помощи кинофестивалей.

К сожалению, некоторые православные священнослужители уверены в том, что "Россия - православная страна". Отсюда совсем немного до утверждения, что в России все должно быть православным - искусство, мораль, право, образование, законодательство и сами люди.

Определенные противоречия имеются также между религией и кинематографом. Не будем вспоминать, что церковь когда-то осуждала лицедейство как таковое, и актеров наряду с самоубийцами хоронили вне кладбищенской ограды. Суть в другом - в том, что у церкви есть паства, а у кинематографа - зрители, а это далеко не одно и то же. Долг церкви - наставлять на путь истинный, а об искусстве этого сказать никак нельзя. Художник - не пастырь, и принимать его за наставника иногда просто опасно. Кто-то сказал: "Он не лекарь, он - боль". Лермонтов был более сух: "Болезнь указана, а уж как ее лечить - Бог знает". Иронический Чехов советовал Короленко изменить жене, чтобы лучше писать. Высокоморальные люди обычно никудышные писатели и режиссеры, а художественные шедевры создаются грешниками, притом не слишком кающимися.

Так или иначе, понятие "православное кино", коли уж оно появилось на свет, имеет право на существование. Что в него вкладывать - другое дело. Одна из монахинь - участниц "круглого стола", обратившись к известному канону "Мадонны, кормящей младенца", назвала его "неправославным", поскольку он показывает плоть, тогда как в православии плоть - только форма для духа. Вроде бы четкий критерий, но ведь, с другой стороны, за плотскими проявлениями стоит человеческая психология, которая имеет отношение к душе, а через нее и к духу. Максимально общее из предлагавшихся определений звучало так: "Православное искусство христоцентрично". Красиво сказано, но и тут возникает вопрос - а католическое искусство - оно что, "христобежно"? Сколько людей - столько мнений.

В чем сходились все участники прений, так это в отношении к нескольким фильмам последнего времени, лучше всего выражавшим дух фестиваля. Это документальная лента "Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи" Валерия Залотухи и Галины Леонтьевой о женщине, вышедшей замуж за советского живописца, который стал священником. Это "Холодная оттепель 1961 года" Виктора Белякова о возобновившихся при Хрущеве гонениях на церковь. И, конечно, памятный "Остров" Павла Лунгина, который, при всех своих досадных неточностях, приблизил священнослужителей к зрителям как никакой другой российский фильм.

http://www.newizv.ru/news/2007-11-08/79409/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Матизен
Письма к Всевышнему
На фестивале мусульманского кино покажут фильмы, в которых нет секса и насилия
03.09.2007
Снова "Остров"
На церемонии премии "Ника" подвели окончательные итоги киносезона
26.03.2007
Все статьи Виктор Матизен
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21