Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Можем ли мы помочь ближнему найти веру

Алексей  Осипов, Русская неделя

25.10.2007


Ответы на вопросы …

- Что делать, если близкие не пришли к вере, а душа болит за них? Ждать по принципу свободы выбора или подсказывать и подталкивать?

- В такой общей форме ответить довольно трудно, поскольку очень многое зависит от характера отношений с близким человеком, от его духовного состояния. С одним человеком можно разговаривать, он живо всем интересуется, спорит. Другой человек даже и слышать не хочет. О ком идет речь? В этом сложность ответа на такие вопросы. Но есть некоторые общие соображения. Вот, посмотрите на потрясающую идею Церкви как целостного организма. Нам открыто, что мы все не горох в мешке, где каждой горошине нет никакого дела до другой горошины. Оказывается, все мы - клетки в живом организме, связанные между собою: болит зуб - человек страдает. Приходит студент ко мне на лекцию, весь корчится от боли. Спрашиваю:

- Что такое?

- Зуб болит.

- А тебе-то какое дело? Ну и пусть он болит, а ты-то здесь при чем?

Студент почему-то недоволен. Любая клеточка наша соединена со всеми другими, и мы все соединены. Одних мы любим, других ненавидим, не понимая того, что мы в одном теле, и чем хуже мы что-то сделаем другому человеку не только делами, но и мыслями, тем больше мы повредим себе и всему организму. Если исходить из этой идеи, что все мы - один организм, отсюда вытекают два варианта действия в ответе на ваш вопрос. Первый вариант: если человек еще способен слушать, то нужно дать ему какие-то книги, интересные статьи, проводить беседы, познакомить с каким-то человеком, то есть постараться дать этому человеку то, что он способен воспринять в силу своего интеллектуального и морального состояния. Это способ самый естественный и очевидный. Но может быть ситуация гораздо сложнее. Недавно обратилась ко мне за советом одна мать, сын ее был религиозным человеком, но вот вернулся из армии другим, о вере даже слушать ничего не хочет. Работает, хорошо получает, пьет и гуляет. Что делать? Опять обращаюсь к идее Церкви. Все мы связаны, особенно мать с сыном, это клеточки очень близкие друг с другом, и состояние одной клетки сильно влияет на состояние другой. Посмотрите, как воспаляются близкие клеточки вокруг занозы. Что отсюда следует? Если уж близкий человек, за которого у меня душа болит, ничего не слушает, то единственный способ, которым я могу эффективно подействовать на него, заключается в том, чтобы я свою клеточку сделал максимальным здоровой и чистой, а значит, максимально способной к оздоровлению вокруг себя и других клеток. Великая мысль высказана у преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". А то мы начинаем искать, кто бы нам что-нибудь сделал, а за себя никогда не беремся: "Что-то нужно делать с молодежью, но не с нами, что-то нужно делать с сыном, но не со мной. Это сын у меня плохой, а я-то хороший, лучший в мире". Эффективное средство - дать перед самим собой обещание хотя бы немного, но изо всей силы пожить по-христиански. Если бы эти люди - мать, отец, братья, сестры - сказали бы: "Давайте вот эту неделю проживем по-христиански, никого не осуждая, не обижая, не завидуя, не притворяясь, терпя недостатки друг друга, наложив на себя пост, в субботу исповедаемся, в воскресенье причастимся". Если бы близкие действительно оказались способными к такой любви (а любовь - это когда от себя что-то отнимаешь), если бы эти клеточки оживотворились, одухотворились, то это непременно бы подействовало на того, кто далек от веры. Мы - Церковь, от нас зависит состояние близких и дальних людей, вот где подвиг и духовное очищение. Вот где действительно обращение человека.

- Если из-за моей греховности брат сознательно отвергает Христа, как вести себя, как помочь брату, если слова не имеют силы?

- Нужно помогать не брату, а себе. Если вы сможете чем-то себе помочь, тем самым вы поможете и брату. Другого пути нет.

- Как быть человеку, когда он уже в секте или наркоман?

- Конечно, в этом состоянии ему трудно себя видеть. Но это состояние есть конечный результат долгого процесса. Он не случайно туда попал. Вы знаете, что испытывают эти бедные люди, в каких жутких условиях они находятся! Например, в Гвиане в 1978 году заставили покончить жизнь самоубийством 923 членов секты "Храм народа". Весь наш земной опыт не случайность, это опыт, который душа переживает, приобретая самое важное: не вкусив горького, не оценим сладкого. Мы не знаем, какими путями спасается человек. Разбойник на кресте рядом с Христом спасся в последние мгновенья своей жизни. Можем ли мы хоть об одном человеке сказать, что с ним происходит или произойдет? Вот меня часто спрашивают о католичестве и протестантизме. Я говорю: это ересь и заблуждение!

- Так значит, папа Римский погибнет?

- Ни об одном человеке не могу сказать, кто погибнет, а кто спасется.

- А вот этот трижды православный, значит, спасется?

- Не знаю. Я могу говорить о религиях, о мировоззрениях, но как только спросите о человеке - замолчал, пудовый замок на рту. Знаю только одно - Бог есть Любовь, и все Его промыслительные действия сводятся к тому, чтобы человек через познание зла этого мира стал способным к принятию Бога. Бог же показал, Кто Он есть, смирился до Креста, Он - абсолютное смирение и абсолютная любовь. Поэтому написано в Апокалипсисе: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Отк. 3, 20). Вот в чем дело: мы Бога можем принять или не принять, это от нас зависит. Господь предвидел, что грехопадение человека нужно для того, чтобы мы могли увидеть, кто мы есть без Бога,и захотели стать чадами Божииими. Увидеть то зло, то страдание, которое мы претерпеваем, когда нам не нужен Бог. Эти перипетии нашей жизни, то, что мы видим и переживаем, являются драгоценнейшим опытом, благодаря которому мы сможем принять Бога: "Да, Господи, Ты - мое благо, Ты - моя жизнь, Ты - мое бытие". И у каждого свой путь к этому.

- Как можно молиться за моего родственника-баптиста?

- Молиться от всей души.

- Мой брат увлекся буддизмом, я молюсь о нем. Есть ли такое слово, каким можно вразумить таких бедных людей?

- На такой вопрос ответить невозможно. Здесь нужно знать, насколько он далеко туда зашел. Если он находится на стадии искреннего убеждения, основанного на определенных аргументах, с ним, конечно, можно говорить. И разговор может быть не бесплодным. Но, к сожалению, восточные религии обладают сильным наркотическим духом. А наркомана трудно привести в нормальное состояние. Нужно почитать в положительном смысле критическую литературу о буддизме.

© Расшифровка лекций А.И. Осипова КЦ "Русская неделя"

http://www.russned.ru/stats/1713



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме