Предложения Московской Патриархии по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной культуры в государственных общеобразовательных учреждениях.

Основы православной культуры 
0
106
Время на чтение 8 минут

Юрисконсульт МП К. А. Чернега сообщила, что Московская Патриархия направила на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова, Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных и религиозных объединений С. А. Попова, Министра образования и науки А. А. Фурсенко письменные обращения по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях.

Содержание этих обращений сводится к следующему.

Согласно п. X Рекомендации 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24.04.2002 правительства государств-членов Совета Европы призваны "включить информацию о религиозных культурах в школьные программы".

В настоящее время изучение основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется на основании писем Минобразования России от 22 октября 2002 и от 13 февраля 2003 г. в рамках национально -регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.

К числу субъектов Российской Федерации, включивших этот предмет в региональный компонент, относятся, в частности, Белгородская, Брянская, Владимирская, Смоленская и другие области. В Белгородской области "Православную культуру" изучают 141887 школьников.

Вместе с тем, положительный опыт регионов по включению в базисные учебные планы предметов, направленных на изучение основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры, совершенно проигнорирован законопроектом N 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)", принятым 11сентрября 2007 в первом чтении.

Предусмотренные данным законопроектом поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменяют структуру государственного образовательного стандарта и исключают из него национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

В случае принятия законопроекта преподавание основ духовно-нравственной культуры в субъектах Российской Федерации станет невозможным.

Свою позицию по данному вопросу неоднократно высказывала Общественная палата Российской Федерации. Предложения Общественной палаты, учитывающие мировоззренческое и культурное многообразие российского общества, оставлены без внимания разработчиками законопроекта.

Законопроект N 412299-4 рассчитан на реализацию новых- федеральных государственных образовательных стандартов, которые в настоящее время разрабатываются специально сформированной при Российской академии образования рабочей группой.

Учитывая это обстоятельство Московская Патриархия еще в конце 2006 г. направила в Минобрнауки России и в Российскую академию образования предложения о включении в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» с минимальной учебной нагрузкой 2 учебных часа в неделю по всем годам обучения (1-11 классы).

В составе образовательной области «Духовно-нравственная культура» предложено предусмотреть учебные предметы по истории и культуре основных религий, в том числе учебный предмет «Православная культура»; для учащихся иного вероисповедания, соответственно, учебные предметы "Культура ислама", "Культура буддизма" и т.д.

Для учащихся, которые не изучают курсы религиозной культуры, предложено обеспечить преподавание в это же учебное время аналогичных философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, мораль, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.

Однако, вышеизложенные предложения Московской Патриархии не рассмотрены; рекомендованные ею представители не включены в состав рабочей группы по разработке федеральных государственных образовательных стандартов.

Более того, содержание данных стандартов в целом до сих пор не определено.

В этой связи прошу Вас дать поручение Комитету ГД по образованию и науке отложить рассмотрение во втором чтении законопроекта N 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" до окончательной разработки содержания федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения с включением в них новой образовательной области «Духовно-нравственная культура».

Вместе с тем, Московская Патриархия предложила внести в законопроект следующие поправки.

1. Изложить пп. 1) п. 3 ст. 7 законопроекта в следующей редакции:

" Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1) структуре и содержанию основных образовательных программ, соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется субъектами Российской Федерации, а также участниками образовательного процесса;"

Обоснование: Согласно п. 5 ст. 14 законопроекта определение содержания образования в конкретном образовательном учреждении отдано всецело на усмотрение соответствующего образовательного учреждения.

В целях обеспечения декларированного пп. 1) п. 2 ст. 7 законопроекта единообразия образовательного пространства Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт должен включать требования к содержанию основных образовательных программ.

В п. 6 ст. 9 законопроекта предусмотрен обязательный учет региональных (национальных) особенностей при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому в субъектам Российской Федерации должно быть предоставлено право наряду с участниками образовательного процесса формировать вариативную часть федерального государственного образовательного стандарта.

3. Дополнить ст. 7 законопроекта пунктами 8 и 9 следующего содержания:

"8. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.

9. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают:

1) величины максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям, годам и ступеням обучения для общеобразовательных учреждений разных ступеней и видов образования, не допускающие ущерба для здоровья детей с учетом их возрастных возможностей;

2) перечень учебных дисциплин, составляющих обязательную часть основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным годам, обязательные минимумы содержания образования и величины минимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам по указанным дисциплинам, причем общий объем учебной нагрузки обучающихся по обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 70% максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям, годам и ступеням обучения в общеобразовательных учреждениях соответствующей ступени и вида образования;

3) величины минимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам обучения, составляющие вариативную часть основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которая формируется участниками образовательного процесса, а именно государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации - в размере не менее 10%, органами самоуправления образовательных учреждений с учетом образовательных запросов семей несовершеннолетних обучающихся и самих обучающихся - в размере не менее 15% величин максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам обучения.

4) требования к результатам освоения основных образовательных программ, включая требования к выпускникам по освоению ими обязательных минимумов содержания образования по учебным дисциплинам, составляющим обязательную часть основной образовательной программы учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования."

Обоснование: Согласно п. 6.1) ст. 9 законопроекта государственные требования к структуре федерального государственного образовательного стандарта устанавливаются Минобнауки России.

Необходимо сохранить действующую редакцию п. 4 ст. 7 Закона РФ "Об образовании", согласно которой основные положения государственного образовательного стандарта должны устанавливаться федеральным законом, а не органом исполнительной власти.

2. Дополнить новую редакцию п. 5 ст. 14 законопроекта абзацем 4 следующего содержания:

" В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, устанавливают к минимуму содержания основных образовательных программ государственные требования, учитывающие региональные (национальные) особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта "

Обоснование: Согласно п. 5 ст. 14 законопроекта определение содержания образования в конкретном образовательном учреждении отдано всецело на усмотрение соответствующего образовательного учреждения.

Вместе с тем, п. 6 ст. 9 законопроекта предусматривает обязательный учет региональных (национальных) особенностей при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому субъектам Российской Федерации должно быть предоставлено право устанавливать к минимуму содержания основных образовательных программ государственные требования, учитывающие региональные (национальные) особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта.

4. Изложить п. 15 ст. 29 законопроекта в следующей редакции:

"К ведению субъектов российской Федерации относится:

15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, разработка примерных основных образовательных программ"

Обоснование: Согласно предусмотренной законопроектом новой редакции абз. 3 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" примерные основные образовательные программы, с учетом их уровня и направленности, могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Законопроект сохраняет действующую редакцию п. 15 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" , согласно которой в ведении субъектов Российской Федерации находится разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

Вместе с тем, из смысла предлагаемой законопроектом п. 6 ст. 9, п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" следует, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать не только отдельные составляющие примерной основной образовательной программы (то есть базисные учебные планы и примерные программы курсов, дисциплин), но также и примерные основные образовательные программы в целом.

5. Изложить новую редакцию абз. 2 п. 5 ст. 14 законопроекта в следующей редакции:

"Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности."

Обоснование: Предложенная законопроектом новая редакция абз. 2 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" возлагает обязанность по разработке примерных основных образовательных программ на " уполномоченные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования ".

В силу п. 1 ст. 37 Закона РФ "Об образовании" государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В новой редакции абз. 2 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" необходимо четко (недвусмысленно) указать, что обязанность по разработке примерных основных образовательных программ возложена не только на соответствующие федеральные государственные органы, но также и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Дополнить п. 8 ст. 9 законопроекта абзацем 3 следующего содержания:

"К минимуму содержания дополнительной образовательной программы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации , осуществляющими государственное управление в сфере образования, могут устанавливаться государственные требования в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации".

Обоснование: В настоящее время многие граждановедческие, краеведческие курсы, также как и курсы по изучению истории и культуры религий изучаются на факультативах в рамках дополнительных образовательных программ.

Следует предоставить субъектам Российской Федерации право определять минимум содержания дополнительной основной образовательной программы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06