itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Интервью с преподавателем Российского Православного Института св. ап. Иоанна Богослова (РПИ), философско-богословского факультета дисциплины "агиография" Бездетко Еленой Владимировной

0
301
Время на чтение 3 минуты
- Елена Владимировна, Вы преподавали не только в РПИ, но и в других духовных богословских заведениях. Как Вы оцениваете уровень богословского образования на сегодняшний день?

- Ну как его оценить? Это же очевидно. До революции выпускник академии (других учебных заведений подобного профиля в то время не было) знал несколько древних языков, стало быть, имел возможность в подлиннике читать святоотеческую литературу. Он также в совершенстве владел одним-двумя иностранными языками, то есть мог свободно знакомиться с трудами современных богословов. К учёбе в академии он готовился, проведя несколько лет в духовном училище и в семинарии, где не только формировался богословский фундамент, но и личность самого богослова. Фактически, пребывание в высшем учебном заведении предполагало, прежде всего, начало серьёзной научной работы, к которой воспитанник был подготовлен и духовно, и интеллектуально. Я уже не говорю о материальном содержании студентов. Имелась масса благотворительных фондов, и такого рода благотворительность поощрялась и церковью, и государством. Дореволюционный студент был подготовлен и духовно, т.к. воспитывался в атмосфере православия с детства. Даже если он приходил из расцерковлённой среды, всё равно обстановка в религиозном государстве сама по себе заставляла усваивать многие вещи на уровне быта, да и "втянуться" в духовную жизнь тогда было значительно легче, чем сейчас.

С другой стороны, руководители духовных учебных заведений заботились и о преподавателях. Существовали казённые квартиры и достойная зарплата, на которую можно было содержать семью и даже покупать научную литературу. Поэтому после работы (до которой не надо было полтора часа ехать, а можно было дойти за две минуты) преподаватель не нёсся сломя голову в другое учебное заведение на подработку, а, отдохнув, спокойно шёл в библиотеку, которая в том же вузе имелась и по объёму была сопоставима, например, с фундаменталкой МГУ. Вы понимаете, что качество преподавания от этого сильно выигрывало. И, разумеется, уровень подготовки студентов тоже.

- Можно ли образование, которое студенты получают в РПИ назвать духовным? Что определяет духовное образование, в чем его отличие от богословского?

- Начну с ответа на второй вопрос. Богословское образование - это не просто объём информации и определённый уровень её понимания и усвоения. И на Западе и на Востоке имеется немало профессоров богословия, которые даже не являются верующими людьми. Некоторые из них переходят в ислам или в иудаизм. Духовное образование - это, прежде всего страх Божий, который, как известно, является началом премудрости. В определённой мере это формируется знанием. Но в значительно большей степени - участием в богослужениях и непосредственным общением с духовными людьми. Что касается РПИ, то в последние годы у нас появилось достаточно много преподавателей, которые имеют серьёзный духовный багаж, поэтому рискну сказать, что в этом плане у нас имеется весомое преимущество по сравнению с другими духовными вузами. Я знаю студентов, которые приходили к нам металлистами и рокерами, а заканчивали РПИ по-настоящему воцерковлёнными людьми.

- В настоящее время уровень дореволюционного богословского образования оценивают достаточно высоко. На Ваш взгляд современный уровень превосходит дореволюционный или нет?

- Я на этот вопрос уже частично ответила. Для того, чтобы поднять уровень современного образования (не только богословского) нужно создавать независимые благотворительные фонды и резко улучшать материальные условия как студентов, так и преподавателей, а также создавать соответствующую духовную и материальную базу. Студент, который ночь работает, а днём дремлет на занятиях, не может стать отличником учёбы.

- Философско-богословский факультет РПИ прежде всего ориентирован не на подготовку пастырей, а научных исследователей. Можно богословие ставить в один ряд с академическими науками: химией, физикой, математикой или все-таки богословие нельзя воспринимать чисто с научной точки зрения?

- Сербский святитель Николай Велимирович совершенно справедливо полагал, что законы природы подчинены Закону Божию. Сейчас это становится очевидным для многих учёных. Разумеется, богословие отличается от академических наук так же, как основание и вершина горы отличаются от её середины. Богословие - начало и конец всякой науки, если, конечно, её представители честны и глубоко копают.

- Как студенты относятся к подвижнической жизни святых, о которых Вы им рассказываете?

- Вначале как к сказке. По зрелом размышлении как важному и необходимому жизненному ориентиру.

- Насколько в наше время возможно подражать подвигам и жизни тех, кого Церковь причислила к лику святых?

- Как известно, "в жизни всегда есть место подвигу", было бы желание. Начинать надо с малого - некоторое молитвенное правило, регулярное причащение, стандартная постовая дисциплина, посильная помощь нуждающимся, церковная десятина, то есть отчисление на церковь десятой части доходов. Это то, с чего начинали большинство подвижников. Когда человек в этой малой добродетели утвердится, Господь незаметно поведёт его к большим.

Интервью для "Prokimen.ru" подготовила Семенова Светлана

http://www.prokimen.ru/article_2777.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии