Экспозиция "Новомученики и исповедники российские" подготовлена при участии Московского Патриархата, собирающего сведения об этой эпохе по архивам и следственным делам НКВД-КГБ
Церковь благоговейно чтит мучеников за Христа не из каких-то политических соображений, а по заповеди Апостола - "поминайте наставников ваших". Однако обстоятельства складываются таким образом, что Церковь оказывается хранительницей исторической памяти в ситуации, когда различные политические силы предлагают нам по-разному сфальсифицированные версии истории. Я бы отметил две ложные тенденции - тенденция к очернению исторической России с одной стороны, и к обелению Сталина - с другой. Тенденция к обелению Сталина связана с тем, что разоблачение его преступлений оказалось вписано в определенный контекст, и стало восприниматься как часть определенной идеологии. Согласно этой идеологии, история России преступна и позорна, Россия всегда была мрачной тиранией, и Сталин - продолжатель, возможно, на более интенсивном уровне, вековых мрачных традиций российской государственности.
Эта идеология, на самом деле, является революционной и прямо наследует большевикам - хотя многие из тех, кто ее разделяет, к большевикам относятся резко негативно. Для революционеров очень важно представить ту государственность, которую они ищут уничтожить, как воплощение зла, как что-то, безусловно заслуживающее уничтожения. "Проклятый царизм", исполненный "свинцовых мерзостей". С точки зрения революционера, история Отечества представляет собой сплошной позор, мрак и ужас, от которого страну и должна спасти революция. Революция выступает тут как секулярная пародия на страшный суд и явление "нового неба и новой земли". Коммунистическая мифология описывала дореволюционную Россию в самых мрачных красках, а 1917 год - как зарю нового, прекрасного мира.
И в наше время многие люди - отдают они себе в этом отчет или нет - следуют большевисткой традиции очернения отечественной истории, просто в "проклятое прошлое" у них включается не только царизм, но и коммунистический период; светлое царство должно наступить уже не в результате победы пролетарской революции, а в результате торжества "европейских ценностей", которые с реальной Европой связаны слабо, и вообще мало соотносятся с реальностью - они просто играют роль того мистического света, который противопоставляется "свинцовым мерзостям" русской истории.
Проблема усугубляется еще одним обстоятельством. Восточноевропейские национализмы - как это обычно для национализмов - склонны видеть историю как арену борьбы хороших "нас" с плохими "ими", "мы эльфы, а они - орки", причем роль орков отводится русским, а преступления Сталина рассматриваются как свидетельства извечного русского зла.
Все это вызывает понятную - но, как я вполне уверен, ошибочную реакцию. Люди отвергают - и совершенно справедливо - образ России как вселенского зла, который им предлагают революционеры и русофобы; и, отвергая его, они заодно отвергают и те исторические факты, к которым он апеллирует. Сталин-де, был вовсе не так страшен, как его малюют; и вообще в том, что он делал, была суровая историческая необходимость.
Отвечая таким образом, люди незаметно для себя заглатывают наживку, соглашаются с тезисом, с которым они вовсе не обязаны соглашаться. Этот тезис состоит в том, что сталинская тирания была органическим продолжением русской государственности, не разрывом с исторической Россией, а ее продолжением. Крайняя порочность сталинского правления рассматривается в этом случае как свидетельсво порочности русской истории и русской государственности в целом, и признавать одно - значит признавать другое.
Однако, этот тезис попросту неверен. Коммунистическая тирания была именно разрывом с исторической Россией; историческая Россия была большевикам ненавистна и враждебна и подлежала уничтожению, "разрыванию на основания", как пелось в гимне "проклятьем заклеймленных", чтобы на ее месте воздвигнуть "новый мир".
Это особенно бросается в глаза, когда мы видим отношение большевиков - и, особенно, Сталина - к Русской Православной Церкви. Православие - и это не вопрос веры, это исторический факт - было хребтом России, основанием ее культуры и ее идентичности. И вот этот хребет коммунисты всеми силами старались сломать. Духовенство и рядовые верующие подвергались массовому истреблению, которое по масштабам сопоставимо только с Холокостом; действия коммунистов по отношению к православным вполне подпадают под определение "геноцида". Более того, эти действия никак нельзя списать на ожесточение гражданской войны - истребление продолжилось и тогда, когда Ленина сменил Сталин, а коммунисты уже прочно утвердились у власти.
Я считаю, что правильно гордиться своей страной; но невозможно гордиться всем, нужно что-то выбрать, что-то признать нашей Россией, а что-то - чумой и бедствием, которая на нашу Россию обрушилась.
Если мученики бутовские (и очень многие другие), умерщвленные за веру во Христа, нам свои, то Сталин, по воле которого они и были умерщвлены, нам не свой, а тиран и губитель нашей страны и убийца лучших ее сынов и дочерей.
Если Сталин - великий государственный деятель, то мученики бутовские - преступники и предатели, достойное по делам своим принявшие от мудрого и справедливого вождя.
Тут нам неизбежно надо от кого-то отречься, что-то проклясть, а что-то благословить - либо Россию мучеников и исповедников, либо коммунизм и сталинизм как его наиболее яркое воплощение.
Еще одна причина, по которой так важно сохранению Церковью исторической памяти - такое явление, как неоатеизм. Собтственно, словом "атеизм" называют два разных явления. Бывает личное неверие, при котором сам человек в Бога не верит, а верит ли сосед - его, в общем, не волнует. А бывает так, что людей необычайно волнует чужая вера; прямо-таки лишает сна и покоя. Они видят в религии социальное зло, с которым рвутся бороться. И вот для этого - воинствующего - атеизма, характерно поразительное историческое беспамятство.
Бывает так, что пожилой человек, страдающий склерозом, помнит события своей юности, но не помнит того, что было сегодня утром; неоатеисты страдают аналогичной болезнью - у них всегда на устах рассказы (нередко совершенно легендарные) о каких-нибудь средневековых ужасах, Инквизиции или Крестовых Походах, но они совершенно не помнят недавней истории нашей страны, когда атеистическое Царство Разума, Научного Мировоззрения и Свободы от Религиозного Дурмана уже было явлено во всей своей силе и принесло соответствующие плоды. Поэтому то, что Церковь сохраняет историческую память, так важно не только для Церкви, но и для общества в целом; те, кто забывают уроки истории, оберечны на их повторение.
http://www.radonezh.ru/new/komentariy/?ID=6398