В ходе концерта, который продолжался более двух часов, участники хора исполнили около 20 церковных песнопений конца XIX - начала XX века - произведения композиторов так называемой Московской Синодальной школы: А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чеснокова, В.С. Калиникова, К.Н. Шведова. В программу также вошли произведения современных авторов: регента хора Свято-Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрита Матфея (Мормыля), регента Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры Владимира Горбика, диакона Сергия Трубачева и других.
Традиции хорового пения
По окончании концерта руководитель хора, регент Александр Занорин рассказал журналистам, что хор начал готовиться к выступлению давно, с апреля: "Когда мне поступило от Московской филармонии это предложение я, честно говоря, испугался. Но все равно ответил согласием. Я много раз выступал на этой сцене, но в качестве певца, а тут - возможность выступить в качестве дирижера, со своим хором, причем достаточно молодым, которому в декабре будет четыре года...".Идея создания хора принадлежит Преосвященнейшему Лонгину, Епископу Саратовскому и Вольскому, возглавившему епархию по благословению Святейшего Патриарха в 2003 г. "Одним из первых дел Владыки стало создание профессионального Архиерейского хора. Причем мужского, звучание которого более емкое, цельно отражающее главные черты хорового церковного пения",- пояснил Занорин. Он рассказал, что саратовский Архиерейский хор в значительной степени опирается на традиции церковного пения знаменитого хора Троице-Сергиевой Лавры: "У архимандрита Матфея есть определенный стиль, сочетающий и молитвенность, и профессионализм. Мы стараемся стремиться к этому стилю, и продолжать, и развивать, и прививать его у нас на саратовской земле".
Значительное влияние на манеру исполнения хора оказал также Владимир Горбик: "Еще одна лаврская традиция, которую я у него заимствовал, точнее, он мне эту традицию передал, подсказал - это сочетание смешанного, ?микстового? пения и фальцетного. Оно придает произведениям легкость и воздушность".
В то же время А. Занорин подчеркнул, что его цель - сохранить колорит и стилистические особенности саратовского певческого коллектива: "Конечно, есть основы, которые заложены в партитуре - их нужно исполнять, от них никто не отказывается, но кроме академических законов существует еще закон прочтения текста и отображения образности, которая скрыта в сочинении. Допустим, образ Богородицы - светлый, небесный, легкий, здесь возможно фальцетное звучание, чтобы передать состояние легкости, небесного звука".
Говоря о традициях и преемственности в своем деле, Александр Занорин, потомственный хоровой дирижер и выпускник Саратовской консерватории, выразил особую благодарность своему педагогу Людмиле Алексеевне Лицовой, которая руководит Саратовским губернским театром хоровой музыки. Этот театр в настоящее время является одним из ведущих хоровых коллективов в России, отметил он.
О составе участников и надеждах на будущее
Архиерейский хор состоит из профессиональных музыкантов, хотя различных специальностей. В его состав входят "народники", пианисты, струнники, духовики, дирижеры.Четверо участников хора - клирики Саратовской епархии. Еще четверо - воспитанники Саратовской Православной Духовной семинарии: "Это ребята, которые приходили в хор, даже не зная нот, и для них стало большим шагом вперед исполнение таких сложных, достаточно тяжелых по характеру, по фактуре сочинений, требующих хорошего дыхания, хорошего певческого навыка", - рассказал регент.
В этом году по благословению Владыки Лонгина в Саратове начался набор мальчиков в создающуюся Православную хоровую школу. Высоким образцом для нее служит Синодальное училище - существовавшее до революции духовно-музыкальное учебное заведение, в котором воспитанники, наряду с общеобразовательными предметами постигали искусство духовной музыки и регентское дело.
Мальчики, которые пришли в школу, сами хотят обучаться церковному пению. В основном это дети прихожан саратовских храмов: "Во время прослушивания мы даже удивлялись, что родители порой сами не знали, как талантливы их дети. Вот приходит ребенок, никогда не учившийся музыке, 11-12 лет - и вдруг обнаруживается, что у него хороший голос и слух, талант".
В Саратове Архиерейский хор Духосошественского кафедрального собора в основном, поет, принимая участие в богослужениях, но также дает концерты - два-три раза в год.
Составлением богослужебного репертуара занимается сам регент: "За это время у нас расширился репертуар, мы освоили восемь Херувимских песен, можем свободно стилистически подбирать ?программу? в соответствии с духом службы. Если это служба Великого Поста - песнопения более сдержанные, если Пасхальная - светло-торжественные". Большую часть богослужения составляет пение обихода, а стихиры поются знаменным распевом.
О реакции зала
Корреспонденту портала "Православие и современность" удалось побеседовать с посетителями консерватории до начала концерта и в антракте. Отзывы были восторженными.- Я считаю, это замечательно, что возрождаются традиции русского духовного пения, - сказала одна из слушательниц. - Мы знаем западные образцы - "Реквием" Моцарта или Верди, а наше церковное пение было почти в "подполье", 70 лет это было что-то запретное. Разве это правильно? Это же настоящее искусство, и голоса у нас очень сильные бывают.
- Очень довольна, что появилась возможность слушать такую музыку, - вторит ей другая посетительница. - А то раньше... Были, конечно, концерты церковного пения в Москве и в 1980-е годы, но билетов было не достать. Когда я в райкоме работала, "бегала" на них по "комсомольской" линии.
- Замечательный концерт, - сказали мать и дочь, которые, по их словам, ходят в церковь, любят церковное пение и стараются не пропускать подобные выступления, в том числе, в московском Свято-Даниловском монастыре. - Только вот... Возникает какое-то чувство неловкости - такие песнопения звучат, что хочется встать. Возникало желание молиться.
- Я просто потрясен, - сказал профессор Брайан Генри, президент Международного союза теоретической и прикладной химии IUPAC. - Я сам из Канады, выбрался сюда случайно - меня пригласила на концерт хозяйка дома, в котором я остановился. Никогда не слышал ничего подобного, хоть я и люблю музыку. У этого хора такой широкий диапазон голосов, каждый исполняет свою мелодию, а поют - как один человек! Это нечто уникальное, что-то такое, что Россия должна сохранять и дарить всему миру.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4304&Itemid=3