itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Священномученик Петр, митрополит Дабро-Боснийский

Добродетельный зодчий и мученик Христов

0
178
Время на чтение 7 минут
Многострадальная земля сербской Боснии и Герцеговины на протяжении веков обильно обагрялась кровью мучеников за Христа. Особенно трагичным в этом отношении было время турецкого владычества, но не стал исключением в этом отношении и XX век, когда Сербскую Церковь постигли не меньшие испытания. Во время Второй мировой войны земли Боснии и Герцеговины были включены в состав марионеточного Независимого Государства Хорватия.

В разгар фоне кровавого террора в отношении православного духовенства, не могла остаться незамеченной и фигура митрополита Добро-боснийского Петра, являвшего собой образ истинного патриота, идеал сербского архиерея, народного вождя и верного пастыря стада Христова.

Владыка Петр происходил из самого сердца сербской Герцеговины. Его отцом был прославленный народный герой, священник и воевода Богдан Зимоньич, участник знаменитого восстания 1875 года. По примеру своего отца владыка Петр всю свою жизнь был неразрывно связал с судьбой православного народа Боснии и Герцеговины.

Йован Зимоньич родился 24 июня 1866 года в Грахове. Получив начальное образование в родном доме, он в 1887 году закончил семинарию в Рельево и поступил на Православный богословский факультет в Черновцах. В 1892 году он с успехом защищает диплом и проводит год в Венском университете. В 1893 - 1901 гг. уже преподает в Богословском училище в Рельеве. 6 сентября 1895 года принимает монашеский постриг с именем Петр в монастыре Житомислич. В течение двух последующих дней происходит его рукоположение в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Неутомимый труженик и талантливый педагог, отец Петр пользовался особой любовью семинаристов. Он был скромен, любезен в обхождении и искренен. 20 июля 1901 г. иеромонах Петр назначается консисториальным советником Дабробоснийской митрополии, в 1903 г. производится в архимандриты. На этой должности его и застало избрание митрополитом Захолмско-Герцеговинским. Известие об этом избрании было встречено в православной Герцеговине с особым воодушевлением. 27 мая 1903 года в кафедральном соборе Мостара состоялось хиротония нового владыки. В торжественном богослужении приняли участие три православных архиерея, на торжествах присутствовал австрийский имперский комиссар барон Апель и около 300 народных депутатов.

Новому архиерею предстояла нелегкая задача - восстанавливать запущенную епархию и одновременно вести тяжелую борьбу с австрийскими властями за сербскую автономию в сфере школьного образования. Борьба эта в известной мере завершилась в 1905 году, после чего митрополит Петр мог больше времени посвятить работе церковных органов, постройке храмов и организации сербских школ. Владыка приступил к активному церковному строительству в Герцеговине. Помимо многочисленных храмов, им был построен большой митрополичий двор в Мостаре, а в монастыре Житомислич открыто монашеское училище.

В это время в Боснии и Герцеговине произошло несколько крупных политических событий, негативно повлиявших на положение Сербской Церкви и народа. В 1908 г. Австро-венгрия произвела аннексию Боснии и Герцеговины, и надежды на скорое освобождение от иностранного владычества рухнули. Затем последовала череда Балканских войн, а начало Первой мировой войны было ознаменовано арестами, убийствами и террором в отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной владыке Петру епархии были убиты или казнены, а другие окончили свои дни в концентрационных лагерях. Несмотря ни на что сам митрополит Петр во время войны оставался на своей кафедре и делал все возможное, чтобы облегчить положение своей паствы. Патриот, бесстрашный защитник народных и церковных интересов, он неоднократно проявлял готовность идти до конца. Накануне объявления Австро-венгрией войны Сербии, митрополит Петр во время беседы в кафедральном соборе требовал от присутствовавшего австрийского генерала, чтобы власти прекратили изгнание сербов Боснии и Герцеговины, обещая в противном случае обратиться к императору или призвать сербский народ к восстанию. Во время разразившегося голода владыка собирал детей и отправлял их в более благополучные районы.

После Первой мировой войны на карте мира появилось новое государство - Королевство сербов, ховатов и словенцев, получившее в последствии название Югославия. Босния и Герцеговина вошли в его состав, и владыка Петр активно включился в работу по объединению частей Сербской Церкви.

После окончательного восстановления патриархии владыка был перемещен в Сараево на митрополичью Дабро-боснийскую кафедру, продолжая при этом осуществлять административное управление Захолмско-герцеговинской епархией. Его деятельность по-прежнему была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Боснии. Многие боснийские мусульмане и католики хорваты хорошо знали и уважали владыку. Когда владыка отправлялся на прогулку через мусульманский квартал, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его. Каждое Рождество он лично посещал и поздравлял местного католического архиепископа.
За время его управления митрополией было построено и освящено множество новых храмов и колоколен. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство семинарии в Сараево, но начало войны не позволило этому осуществиться. В Дабро-боснийской митрополии плодотворно действовало "Братство святого Саввы", занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекции.

Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции, действовали детский дом, детский сад и столовая для сирот. Особое внимание владыка уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал. Владыка Петр установил удивительную гармонию в отношениях с духовенством и народом, им было рукоположено около 40 священников. За свои труды владыка был награжден орденом Святого Саввы I степени, звездой Карагеоргия и орденом Белого Орла IV степени. О степени авторитета митрополита Петра говорит то, что во время избрания нового предстоятеля Сербской Церкви в 1938 году, он был одним из главных кандидатов на патриарший престол.

Нападение Германии и ее союзников на Югославию в апреле 1941 г. застало митрополита Петра на кафедре в Сараево. Из-за сильных бомбардировок владыка на некоторое время покинул город, но 21 апреля уже вернулся в свою резиденцию. В это время в Сараево уже орудовали отряды усташей, повсюду проходили аресты и погромы, но желание быть со своей паствой, превозмогло предостережения близких. О мужестве архипастыря говорит то, что в это время он уже знал об убийстве его собрата епископа Банялукского Платона (Йовановича). Получая советы перебраться в более безопасное место, митрополит наотрез отказывался от подобного рода предложений: "Там где я делил с народом добро, я точно также разделяю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте".

27 апреля 1941 года в здании митрополии провели обыск гестаповцы. Один из немецких офицеров спросил у владыки: "Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?", - добавив при этом, что за это владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит Петр смело ответил: "Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь...".

Одним из первых официальных распоряжений властей "независимой" Хорватии стал запрет употребления кириллицы. В начале мая 1941 усташский комиссар Боснии, католический священник Божидар Брале, звонил митрополиту Петру требовал, чтобы он дал распоряжение своему духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу.

Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что если в назначенное время это не будет сделано, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: "Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не окончена". После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: "...по показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимоича и угрожал ему...".

Твердая позиция архипастыря проявилась и в его отказе совершить благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.

12 мая 1941 г. в митрополию пришли усташские полицейские и увели владыку Петра в свое управление, откуда митрополит был отправлен в общую тюрьму. 17 мая владыка был доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац, где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич, где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными.

Дальнейшая судьба митрополита доподлинно неизвестна. На протяжении 1941-1942 гг. Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но безрезультатно. По одной из версий митрополит был переведен из Госпича в лагерь Ядовна, где был зверски убит ударом молотка по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. По другой версии митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения священномученика так и осталось неизвестным. Однако бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и верность Православию, до конца исполнив слова Спасителя: "Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы" (Ин.10.11)

Память о владыке Перте, народном герое и мученике, навсегда осталась в сердцах его верной паствы. В 1982 году, в связи с 40-летием мученической кончины владыки Петра, его наследник на Сараевской кафедре митрополит Дабробоснийский Владислав Митрович писал: "Благодаря своей доброте, благородному сердцу, митрополит Петр пользовался большим авторитетом у всех горожан, не взирая вероисповедание и национальность... Проповедуя любовь, всепрощение и милосердие, он мученически положил живот свой.... Да будет вечная слава и хвала митрополиту Петру-мученику!"

В 1998 году Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил митрополита Петра в лике священномучеников. Сейчас в его честь построено уже несколько храмов. Протоиерей Иван Гргур, священник из родного края священномученика Петра говорил о нем: "Всякое житие, не только святых, но и простых людей имеет две стороны - земную и небесную, телесную и духовную. Митрополит Петр шел путем герцеговинских людей и героев, подобно своему отцу воеводе Богдану, но неоспоримо, что к нему можно применить биографию святых людей. Он был и народный человек, и добрый пастырь стада Христова, добросовестный достойный добродетельный зодчий, строитель и труженик в винограде Господнем, соединивший в себе сущность православной веры с сущностью народной души... он был человеком мягкой природы, полный такта и ума: его труд был спокойным, монашеским, преданным Богу, Церкви и народу. Личность выразительно светлого характера, которая поэтому и заняла особое место в тяжелые времена. Человек, чье имя и дело глубоко врезалось в душу и сердце сербского народа. Старательный собиратель духовной и моральной силы в себе самом и лучший выразитель этой силы в широком церковно-народном плане. Всей своей жизнью и деятельностью митрополит Захолмско-Герцеговинский и Дабробоснийский Петр Зимонич принадлежит к числу наиболее значительных и заслуженных личностей Сербской Церкви и народа сербской Боснии и Герцеговины".

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=46542&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Все статьи Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Последние комментарии