"Мы знаем о "Варяге", может быть, даже больше, чем вы сами!" - с гордостью заявляли шотландцы местным журналистам. И в том нет ничего удивительного: вот уже четыре года деревушка живет в тени истории, которой без малого 90 лет: именно здесь, в полукилометре от берега, на глубине восемь метров нашел свое последнее пристанище крейсер, о котором сложено множество песен на разных языках. И то, что когда-то над ним развевался Андреевский флаг, особенно дорого для Шотландии, покровителем которой является святой Андрей. И именно Шотландия в XVIII веке в лице одного из своих сынов, адмирала Крейга, служившего Екатерине Великой, и подарила России морское знамя.
Впервые русские пришли сюда в 2003 году, когда экспедиция, организованная каналом ВГТРК и руководимая журналистом Алексеем Денисовым, нашла на дне Ирландского моря то, что осталось от крейсера. Осталось немного...
Через пять лет после того как "Варяг" сел на камни у Ленделфута, английское правительство решило взорвать корпус корабля, который представлял немалую угрозу для судоходства - ведь почти в каждой деревне был рыбачий порт. То, что нашли члены экспедиции - части палубы, обломки котлов, обрывки якорных цепей, - было поднято на поверхность и идентифицировано. Ученые подтвердили - это именно "Варяг"! Таким образом, в истории, начатой в феврале 1904 года, была все-таки поставлена точка.
"Лишь волны морские прославят в веках..."
Над городком Эр - "столицей" графства Южный Эршир - весь световой день раздается пронзительный крик чаек. Говорят, что чайки - это души погибших моряков. В минувшие выходные их было здесь, на побережье, особенно много, хотя море не штормило и делать птицам на берегу было, в общем-то, нечего. Тем не менее чайки жались к людям. Символично. Тем более что именно чайки действительно стали одним из символов подвига, запечатленного на памятнике. Трехметровый бронзовый крест, на котором с одной стороны- несущийся навстречу врагам "Варяг" и Георгиевский крест, с другой - бронзовые чайки - души моряков - и холодные волны, под которыми спит крейсер. А на самом берегу якорь и якорная цепь. Просто, лаконично, но торжественно.Идею памятника предложили совсем молодые ребята - курсанты 3-го курса Санкт-петербургского Нахимовского училища Игнат Паюсов, Сергей Стаханов и Артем Сазонов.
Хотя еще два года назад не было ни самого памятника, ни возможности его установить. Так что же, получалось как в песне о "Варяге": "Лишь волны морские прославят в веках геройскую гибель "Варяга"? К счастью, помогла давняя русская традиция, согласно которой деньги на памятники народным героям собирает сам народ.
После того как в 2004 году на РТР вышел двухсерийный фильм Алексея Денисова о "Варяге", как-то сама собой родилась инициатива - увековечить память крейсера! Со всей страны потекли пожертвования. Россияне из своих зарплат и пенсий высылали кто 50, кто 100, кто 500 или тысячу рублей.
Акцию "Памяти крейсера "Варяг" поддержали на самом высоком уровне: организационный комитет возглавил полномочный представитель президента РФ Г. Полтавченко. И чуть больше года назад, 30 июля 2006-го, рядом с местом гибели крейсера была установлена мемориальная доска.
Память в бронзе
"Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флага", - так заканчивается песня "Гибель "Варяга". И это, пожалуй, единственное, что в ней неправдиво. Потому что именно крест - сам памятник - и камни с шотландских гор увековечили героический корабль......С лета прошлого года события начали нарастать подобно снежному кому. Было решено поставить рядом с мемориальной доской памятник крейсеру - с идеей согласились и в Британии, и в Шотландии. Идея получила благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В январе при поддержке УК "Метрополь" был создан благотворительный фонд поддержки военно-морского флота "Крейсер "Варяг", первоначальной целью которого стали создание и установка памятника. Не обошлось и без помощи меценатов: крупный взнос в фонд сделала российско-британская компания "ТНК-BP". Какую именно сумму пожертвовала компания, неизвестно. "Для нас участие в увековечении памяти "Варяга" стало делом чести", - рассказал корреспонденту "ВМ" вице-президент компании Владимир Руга.
Летом были определены победители конкурса на лучшую идею проекта - ими, как уже сказано, стали курсанты-нахимовцы. А еще через полтора месяца был отлит и сам памятник - его автором стал молодой скульптор Данила Суровцев. На открытии он волновался, пожалуй, больше всех, хотя монумент доставили в Ленделфут еще в августе, и целый месяц шотландские компании занимались его установкой и благоустройством территории.
"Это была очень непростая работа, - сказал Данила, - мне пришлось перечитать гору исторической литературы. И во время работы мне помогали историки - надо было создать памятник, который не противоречил бы истории крейсера и русским морским традициям".
"Все вымпелы вьются и цепи гремят..."
С утра над Южным Эрширом закапал мелкий дождик - обычное дело для этих мест. Но когда с памятника упало покрывало и прогремел салют, данный моряками русского противолодочного корабля "Североморск", сначала над морем, а потом и над самим Ленделфутом поднялись и разошлись тучи, и зеленые холмы залил солнечный свет. Случайность? Или знамение? Решайте сами.Вокруг памятника собрались десятки маленьких шотландцев, одетых в русские тельняшки и бескозырки с надписью "Варяг" - их вместе с маленькими Адреевскими флажками подарили члены русской делегации. И уже через несколько минут эти флажки покрыли все основание памятника - вместе с цветами и венками. Еще один венок - от русских и английских моряков - закачался на волнах на месте гибели крейсера.
Глава графства Южный Эршир Винифред Слоан сказала, что очень рада тому, что на территории графства появился памятник русским морякам: ведь Россию и Шотландию связывает многовековая дружба - первые свидетельства о службе шотландцев русским царям относятся к XV веку! Ей вторила и член парламента Шотландии, министр по делам Европы Линда Фабиани, благодаря Россию за щедрый дар.
Именно дар: памятник теперь - собственность Шотландии, и ухаживать за ним будут местные жители.
Ну а что же фонд? Ему, считает его президент Михаил Слипенчук, предстоит еще немало дел.
Забытых героев в нашей стране, к сожалению, еще немало. И уже возникла одна идея: воссоздать сам "Варяг"! Пусть без вооружения, но построить заново этот боевой корабль. И подарить его кадетам-нахимовцам в качестве учебного судна.
Может быть, над этим действительно стоит подумать?
Москва-Глазго- Эр-Ленделфут
СПРАВКА "ВМ"
Крейсер I ранга "Варяг" стал первым русским бронепалубным кораблем, построенным в конце XIX века в рамках программы "Для нужд Дальнего Востока". Проект крейсера разработали инженеры американской компании The William Cramp & Sons на основе задания Российского морского технического комитета. В начале прошлого века "Варяг" считался одним из наиболее красивых крейсеров русского военного флота и одним из наиболее быстроходных.
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: " Газета "Вечерняя Москва" - московские новости. Новости столицы в свежем номере газеты. " на первоисточник обязательна.
http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=39245