Матушка Анна - супруга настоятеля православного прихода в Мирном (Архангельская область) - иерея Артемия Эмке. За те полтора часа, пока мы говорили, у нее три или четыре раза звонил мобильный телефон: общественная нагрузка, да еще и отец Артемий остался дома с тремя детьми (старший, четвертый - в школе). Каждый раз выяснялось, что все в порядке, а муж и дети хотят, чтобы она поскорее вернулась.
Я расспрашивала ее, чем живет жена православного священника. Матушка Анна отвечала, и в конце разговора я вдруг поймала себя на том, что вот сижу, смотрю на нее и просто по-женски думаю: "Счастливая..."
- Сразу хочу спросить, где вы с отцом Артемием познакомились?
-Своего будущего мужа я впервые увидела на Иоанновских чтениях. А познакомились мы в архангельской библиотеке имени Добролюбова, Я там часто бывала, пока училась в ПГУ.
- Согласившись стать женой священника, понимали, на что идете?
- По большому счету - нет. Я не представляла, что это вообще такое. Родители меня отговаривали: мол, на что ты себя обрекаешь? Ты же теперь всю жизнь не сможешь краситься, придется ходить в длинных юбках, носить платок и так далее... Но моя подруга сказала мне одну умную вещь: пока ты любишь человека, ты ради него на все будешь согласна. Сейчас я убеждаюсь, что так оно и есть.
Кстати, воцерковлялась я "попутно" с развитием наших отношений. То есть сначала влюбилась, а потом пришла в храм. Буквально: просто пришла в храм посмотреть на Артемия. Его самого в этом храме не оказалось, но меня поразила служба, которая в храме совершалась. С тех пор пропускаю воскресную литургию только в самых крайних случаях - по болезни. Сейчас я понимаю, что со мной все происходило каким-то чудесным образом, иначе не скажешь.
- Но родители-то, наверное, оказались правы... Православная матушка должна во многих удовольствиях себя ограничивать.
- Православие - это внутренняя свобода, когда ты постигаешь, что "все мне позволительно, но не все полезно", так сказал апостол Павел. Простой пример: я перестала пользоваться косметикой, и незнакомые люди теперь дают мне лет на 10 меньше. Спрашивают: "Девушка, а вы на каком курсе учитесь?". И очень удивляются, когда узнают, что я мама четверых детей. Рестораны и прочие развлечения мне, честно говоря, не интересны: с личной жизнью у меня все в порядке. Просто хочется иногда побыть с мужем дома, и чтобы до нас в этот момент никому не было дела...
Со стереотипом, будто православная матушка - такая несчастная женщина, лишенная всех радостей жизни, я столкнулась, когда лежала в больнице. Соседки по палате спрашивали: "Муж у тебя священник, наверное, многое тебе запрещает?" Мне такие вопросы были в принципе непонятны: как он может мне что-то запрещать, если мы любим друг друга?
- Раз уж речь зашла о стереотипах... О православных женщинах бытует мнение, что это такие курицы-наседки, которые в жизни и не видят ничего, кроме храма, детской и пирогов.
(Смеется)- Мне, пожалуй, слишком многое приходиться видеть кроме того, что вы перечислили. Иногда от всего этого устаю, и мечтаю о том, как снова стану простой домохозяйкой. И пирогов я давно уже не пекла.
- Матушка Анна, как же так?
- Еще два года назад, когда я не занималась общественной деятельностью, я свою роль так и видела: хранительница домашнего очага. Иногда спрашивала у мужа: как ты можешь надолго уходить в храм, зная, что я одна с детьми остаюсь? Он отвечал: а я спокоен, потому что знаю - ты дома, значит, все будет хорошо.
А сейчас мне приходится разные общественные функции выполнять, чтобы отца Артемия "разгрузить". На муже лежит огромная нагрузка, и физическая, и моральная. Времени хронически не хватает. Поэтому некоторые заботы я на себя "оттягиваю": занимаюсь приходской газетой, православной тематикой на местном телевидении, клубом православных мам, воскресной школой, координирую наши "шефские" проекты по Североонежскому детскому дому...
- А время на подруг остается?
- Да. Но моя лучшая подруга- это отец Артемий!
- Такое бывает?
- Бывает! Мне до сих пор его мало. Когда отца Артемия нет дома, я чувствую себя, как в детском садике ребенок, который ждет маму. В оригинале Книги Бытия, когда говорится о сотворении первых людей, есть слова "Иш" и "Иша" - это "Я" в мужском роде и в женском. То есть две половинки одного "Я". Мне очень это выражение понравилось. Я думаю, что это можно сказать и про нас с отцом Артемием.
- Вы много общаетесь с молодыми женщинами, которые только приходят к православию. Скорее всего, в их семьях не всегда все складывается так гладко...
- Основная проблема, которую приходится обсуждать в нашем клубе православных мам, - взаимоотношения с мужем. Она воцерковляется, а он неверующий. Как с ним выстраивать отношения?
Один раз мы вслух читали письмо женщины, которая сначала работала инструктором по шейпингу, а потом начала воцерковляться, каждое воскресенье ходила на литургию. И все это с таким усердием! "Ехала на православии, как на танке". Перестала следить за собой, одевалась во все длинное, темное, мешковатое, забросила дом, перестала уделять внимание супругу. Муж, естественно, ругался, не разрешал брать с собой в храм детей, один раз даже сломал кисточку, которую она использовала, чтобы кропить святой водой стены квартиры. Женщина решила развестись. Пошла к духовнику за советом, а тот выразил желание пообщаться мужем. Общался часа два, а после этой женщине сказал: "Он тебя и детей очень любит, а ты и мизинца его недостойна".
Эти супруги смогли потом пересмотреть ситуацию. Муж обещал сделать новую кропильную кисточку, а жена пошла со своей стороны на уступки. В частности, стала снова следить за собой и печь пироги.
Многим женщинам в период воцерковления присуща категоричность: никаких уступок мужу. И что получается по отношению к самому близкому человеку: я спасаюсь, а ты живи, как хочешь!..
- То есть ради того, чтобы сохранить любовь, можно когда-то и в храм не сходить?
- Получается - да, можно. Нужно! Чтобы восстановить гармонию с любимым человеком, чтобы он от обиды на вас не начал хулить Церковь. Хотя покажется сложным: как я этим поступлюсь? Но от вас ведь никто не требует отказаться от посещения служб вообще. Нет, просто любовь должна быть в первую очередь! Любовь к Богу, а через нее придет и ясность, как выстраивать отношения с близкими людьми.
- Но ведь так хочется, чтобы и тебя понимали и принимали. Вот муж-священник - он лучше жену понимает?
- Мой - да! Когда дети были совсем маленькими, он приходил с вечерней службы и еще мне помогал - носил кого-то из детей на руках, укладывал спать, стирал пеленки. Я же так уставала!
- Отец Артемий строгий родитель?
- В первую очередь, отец воспитывает примером. В самом крайнем случае, когда дети совсем расшалились и я не могу сама с ними справиться, я прошу отца Артемия на них "воздействовать". Он заходит в детскую, делает грозное лицо и говорит: "Та-а-ак!" (Улыбается). У детей начинается праздник, когда папа, а не мама с детьми гуляет. Они любят на велосипеде кататься, зарядку делать, в шахматы играть.
- А кто духовник у супруги настоятеля прихода?
- Я исповедуюсь отцу Артемию. Так удобнее, чтобы можно было чаще причащаться. У меня нет причин что-то скрывать от мужа. Я даже себе такую ситуацию не представляю.
- Ну, допустим, я на мужа накричала понапрасну, а потом ему же в этом исповедоваться?
- Я не кричу на мужа, и мы с ним не ругаемся. За восемь лет брака мы, наверное, ни разу не поссорились. Мы до сих пор сохраняем романтические отношения.
Это Господь устраивает все чудесным образом.
Беседовала Светлана Гаврилова
http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/193