itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кесарю - кесарево

0
211
Время на чтение 3 минуты
Христианство возникло, как известно, в иудейской среде. Возникнуть-то оно возникло, однако найти в Земле обетованной достаточное количество последователей апологетам учения Христа не удавалось. И уже во второй половине I века н.э. христианство, еще даже так не названное, начало свой путь по необъятным просторам Римской империи.

Правда, назвать это шествие триумфальным можно лишь с большой натяжкой. Довольно долго распространители нового учения пытались проповедовать в синагогах, раскинутых по многим городам римского мира. Расчет был прост: евреи за пределами Израиля, как правило, были менее ортодоксальны и более восприимчивы к новым идеям. Однако этим надеждам оправдаться было не суждено, так как еврейские диаспоры слушали новоявленных учителей неохотно. Зато проповедь привлекла в ряды христиан немалое количество "оглашенных" - увлеченных иудаизмом неевреев, не исполнявших Закон Моисея. Тех обычно оставляли у дверей синагог, и именно туда переместились вскоре и последователи Христа.

Апологетами становилось все большее число неевреев, и это вызвало серьезное недовольство среди христиан в Земле обетованной. Многие из них не считали возможным разделять веру с несоблюдавшими Закон. Однако участники Первого Иерусалимского собора - о нем рассказывается в Деяниях апостолов - постановили, что от неиудеев соблюдение Закона не требуется. Это уже был серьезный шаг к разрыву с иудаизмом, а следующий сделал апостол Павел - в "прошлой" жизни ярый гонитель учеников Христа. Именно ему принадлежит знаменитая формула "нет больше ни эллина, ни иудея", окончательно превратившая христианство из одной из многочисленных иудейских сект в религию с претензией на всеобщность.

Иудеи были поначалу только рады избавиться от слишком экзальтированных собратьев, а вот в планы римских властей это явно не входило. Христианство становится объектом постоянных гонений со стороны императорской власти. Это неудивительно: первые поколения христиан ждали конца света буквально на днях, и в их намерения совершенно не входили такие мелочами, как, скажем, служба империи. Историк Олег Ауров напоминает, что ко всему прочему христиане не участвовали в культе императора, считая его языческим, и не платили соответствующий налог. Между тем он был существенным вкладом в доходную часть бюджета, и мириться с такими положением дел власти не собирались.

Однако шли годы, и христианство с его этической проповедью все больше проникало в самые разные слои римского общества, в том числе в его элиту. Началось сближение власти и церкви. Тем более что у последней была заготовленная формула лояльности власти (впоследствии ее будут использовать и сергианцы): "Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Вооружившись этой фразой Христа, христианство в 313 году в соответствии с Миланским эдиктом императора Константина получило равный с другими римскими вероучениями статус, а в течение следующих десятилетий постепенно становится господствующей религией империи.

После распада Римской империи христианская церковь остается, пожалуй, единственным более или менее централизованным институтом в Западной Европе. Это определило статус и роль церкви в средневековом европейском обществе. Папа Римский - как глава церкви - претендовал ни много ни мало на то, чтобы единолично представлять волю Господню на земле. Говоря проще - быть высшей властью. В конце концов наследник самого апостола Петра.

У светских правителей были, естественно, свои представления относительно прав на власть. Борьба между светской и духовной властью шла с переменным успехом. Ярким эпизодом этой увлекательной истории стало знаменитое "хождение в Каноссу", предпринятое императором Священной Римской империи Генрихом IV зимой 1077 года. Папа Григорий VII объявил, что отныне будет единолично назначать церковных иерархов без участия светских властителей. Возмущенный император был быстро отлучен от церкви и лишен престола. Во имя спасения своего положения Генрих и отправился в Каноссу, где и был милостиво прощен Папой. Правда, особых вариантов у того тоже не было, ведь отказать раскаявшемуся грешнику даже он не имел права. Понтифик мог чувствовать себя удовлетворенным лишь формально: на самом деле ему пришлось вернуть своему противнику власть.

Подобные столкновения с церковью не давали светским правителям расслабиться, ведь они всегда чувствовали, что за спиной у них находится потенциальная оппозиция, расправиться с которой не так уж и просто. Лучше уж учитывать ее мнение.

Любопытно, что в то же самое время, когда большевики искали способ подчинить себе строптивую русскую церковь, примерно той же проблемой озаботился и Бенито Муссолини, дуче фашистской Италии. И тоже с успехом решил эту задачу.

Со времени объединения Италии в 1870 году отношения между папством и светскими властями складывались непросто. Папа проклял народ, лишиший его власти над обширными областями в центре страны, и объявил себя "ватиканским узником". Муссолини сумел добиться в обмен на объявление Ватикана независимым государством во главе с Папой лояльности к своей власти. В феврале 1929 года был подписан Конкордат, регулировавший положение церкви в Италии. Католическая церковь получила право на сохранение независимых католических организаций, а также введение в школах обязательного религиозного обучения и приравнивание церковного брака к гражданскому. Как выяснилось, при опредленных условиях Римский престол также был не против на взаимовыгодных условиях в очередной раз отдать "кесарю" все, что тот попросит.

http://www.vremya.ru/2007/133/13/183702.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Карцев
Дустом попробовали
Государство не рассчитало с давлением на малый бизнес и получило коллективное «самоубийство»
15.03.2013
Все статьи Дмитрий Карцев
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40