Спорт противоположен лени

0
259
Время на чтение 7 минут
Человек - существо трехсоставное, единство духа, души и тела. Но должны ли мы так же заботиться о теле, как и о душе? Духовная жизнь во многом построена на аскетике, на ослаблении телесного. Как в связи с этим относиться к спорту? Об этом наш корреспондент Анна ПАЛЬЧЕВА беседует со священником Ивановского Свято-Введенского женского монастыря иеромонахом МАКАРИЕМ (Маркишем).

Иеромонах МАКАРИЙ (Марк Маркиш) родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. С 1985-го по 2000 год работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в 2003-м рукоположен в сан священника. Ведет рубрику "Вопросы и ответы" на сайте Свято-Введенского монастыря (http://ivanovoconvent.ivnet.ru), выступает на радио "Радонеж" и публикуется в одноименном аналитическом обозрении.

- Отец Макарий, почему, когда речь идет о детях, однозначно понятно, что их нужно развивать физически, отдавать в секции - пусть бегают, прыгают. А когда речь идет о взрослых, то ответ на вопрос о физических упражнениях уже не столь однозначен?

- Если что-то хорошо для детей, значит, должно быть хорошо и для взрослых. И наоборот. Например, какую-нибудь похабщину принято называть "для взрослых". Но это обман! Она вообще не подходит ни для кого, ей место только в огне! И наоборот, если спорт нужен для подрастающего поколения, значит, он так же точно необходим и для взрослых, и для пожилых.

Апостол Павел по крайней мере в двух своих посланиях приводит в качестве иллюстративного материала спортивную тематику. Коринфяне - новообращенные жители Эллады. И в Первом Послании к Коринфянам апостол пишет: "Не знаете ли вы, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (2 Кор. 9:24). Некоторые комментаторы говорят: "Апостол пытался быть "всем для всех", и именно поэтому обращается к языческой аудитории с теми метафорами, которые понятны им". Но еще одно послание, о котором часто забывают, - Второе Послание к Тимофею. Это уже личное письмо, где апостол дважды обращается к спортивной образной системе. Если спортсмен нарушает правила соревнования, он не получает венца, такое сравнение приводит апостол. "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил" (2 Тим. 4, 7). "Течение совершил" - значит, "я хорошо бежал дистанцию". Сам он, конечно, не занимался спортом, но в Посланиях употребляет глагол "афлейн" (откуда берет начало слово "атлет").

- Но с точки зрения вечности получается, что спорт - самое бессмысленное из всего, чем мы можем заниматься в этом мире. Зачем совершенствовать то, что умрет, - тело?

- Абсолютно не согласен! У вас насморк, вы пошли к врачу. По идее, тоже бессмысленно, это не спасет вас от насморка навсегда, вы снова заболеете. Но нет, надо лечиться. Не более ли разумно позаботиться о своем здоровье прежде, чем у вас возникнет насморк, будет гастрит или еще что-нибудь? Мой тезис таков: физкультура, спорт - вещь сама по себе добрая. И физическое здоровье - доброе дело. Но, как и в любом добром деле, сатана пытается взять реванш, превратить добро в зло. Я вижу по меньшей мере четыре пути, по которым сатана и его последователи на земле извращают спортивные, здравоохранительные начала.

Первое - это нарушение меры, дисбаланс. Мера на то и мера, чтобы не быть универсальной. Для одного пробежать кружок-другой - непомерная нагрузка. Другой, если не будет просиживать часами в "качалке" и спускать таким образом пар, может ужасных дел натворить. Человеку дан дар рассуждения, жизненного опыта, пример ближнего, социальной среды, чтобы эту меру для себя вывести. Помните, что мера - глубоко православное понятие!

Второе - примитивное тщеславие. Этот враг угрожает всем нам в любом деле, будь ты репортер, священник, шофер, строитель, архитектор, певец... Это универсальное оружие массового поражения. Отсюда и оборона универсальная. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что тщеславные помыслы и гордость - это препятствие на пути к добру, которого никто не минует. Чемпиону мира по какому-нибудь виду спорта тщеславие угрожает гораздо больше, чем столяру, который делает табуретки. Многие спортсмены, особенно в экстремальных видах спорта, так объясняют свою жизнь: я должен испытать себя, доказать, что мне это море по колено. Пытаются из спортивных достижений сделать смысл жизни. Была такая песня альпинистская: "С утра подъем, с утра, и до вершины бой. Отыщешь ты в горах победу над собой". Но с собой бороться только в сумасшедшем доме можно. Бороться надо со злом, которое есть в тебе. И если занятия альпинизмом помогают мне в моем совершенствовании - а они, разумеется, могут помочь, потому что развивают колоссальное количество добрых качеств в человеке, - это прекрасно. Но вот идея, что надо что-то такое себе доказать, - это не христианская идея. Доказать можно ближнему, что ты готов за него душу отдать. Что значит: испытать себя? Я - не бревно, чтобы меня испытывали. Я - душа бесценная. Мое благополучие и духовное, и телесное как подчиненное - это моя ответственность перед Христом; я уж не говорю про ближних...

Третье обольщение связано со вторым. Это деньги. Этот враг тоже универсален, и в спорте он тоже особенно виден, но борьба против него другая. Я бы сказал, что меркантилизм для души человека менее опасен. Человек - надутое тщеславие не будет хорошим христианином. А человек, имеющий большие деньги, может быть хорошим христианином. Я таких встречал. Не богатство - антихристианское качество, а служение этому богатству. "Богатство аще течет не прилагайте сердца" (Пс. 61, 11). Если кто хочет служить мамоне, он может служить мамоне, будучи абсолютно нищим. Мне рассказывали, как в Нью-Йорке один подросток зарезал другого за пару кроссовок. Не потому что пара кроссовок - большие деньги, но такое большое место в сознании этого несчастного молодого человека занимала зависть. А можно быть весьма состоятельным человеком, но никакой мамоне не служить. Но перед людьми, которые движутся в сторону профессионального спорта, маячит толстая пачка денег, и часто именно она становится основным поводом для новых достижений, для перехода в другую команду. И опасность не в том, что он эти деньги получит, а в том, что они ему затмят Христа, добро, ближнего, родину, долг, семью...

И четвертое, совершенно особенное. Это бесчинство болельщиков, которые превращают свой интерес к спорту в чистое беснование. Это форма выхода самых гнусных качеств, которые есть в человеческой душе. Орать на трибунах - это еще не уголовное преступление, но бить стекла, жечь машины и бить друг другу морды, ломать ребра - здесь уже оправданий никаких нет. Людям этим место в тюрьме, больше нигде. Я думаю, что спорт здесь служит только поводом. Причина в злом начале в людях. Злому человеку внешние явления служат "спусковым механизмом" для его зла, которое ищет выхода. Поэтому очень плохо, что соединяются эти две абсолютно никак не связанные друг с другом вещи - телесное здоровье и эта гнусная струя в человеческой душе.

- Если спорт - это так хорошо, не означает ли это, что не заниматься им - грех?

- Занятия спортом - это норма. Но в этой норме необходимо соблюдение меры. И мы видим отклонения, исключения, которые могут быть продиктованы тысячами разных причин. Если у кого-то нет к этому физической, душевной склонности, обстановка не располагает, никого принуждать не надо.

Почему же взрослые не занимаются спортом? Я считаю, что нормой было бы, чтобы они заботились о своем здоровье, о здоровье детей. И, соответственно, основные виды спорта для взрослых людей - те, которыми они могут заниматься вместе с семьями. Даже можно вместе штангу толкать, если отец штангист и сыновья у него соответствующего профиля. Правда, с женой вряд ли... Я, например, когда-то стрельбой занимался. Купил револьвер, и мы с дочкой ездили стрелять. Отличный спорт - туризм, спортивное ориентирование, водный спорт, все те виды, в которых человек так или иначе связан с природой. Но не каждый имеет такую возможность: кто-то живет в удобном месте - вышел и побежал по лесу, а кто-то живет в таких местах, где это затруднено.

Без физической активности нельзя обходиться - это требование нашего здоровья. Но эта физическая активность может достигаться разными путями, в том числе и путями современной цивилизации. Если есть спортзал и у человека на это есть возможность, время и деньги, почему бы не воспользоваться? А можно просто купить гантели или велосипед. Кто-то может позволить себе купить яхту - и пожалуйста, пошел плавать по Балтийскому морю. А кому-то достаточно просто пойти в волейбол поиграть с детьми. Спорт сам по себе - положительное начало, он противоположен лени. Вот лень - это порок.

- Восточные единоборства зачастую неотделимы от соответствующих религиозных практик, в которых телесное совершенствование - путь к совершенствованию духовному. В Православии это не так?

- Религиозная практика Востока с теми или иными формами язычества, культом силы включает в себя определенные телесные упражнения, что нам абсолютно чуждо. А наши не вполне грамотные молодые люди начинают на это клевать. Им интересны восточные единоборства, сначала они занимаются телесной стороной, а потом начинают погружаться во враждебную, нехристианскую или антихристианскую, религиозную сторону.

Сейчас мне пятьдесят один. Где-то тридцать лет назад я занимался карате - до сих пор остались шишечки на руках. Мне, как молодому парню, эти занятия дали полезные навыки: выносливость, терпение. Но все равно мужичок, который нами руководил, по-японски давал команды, максимы японские. Я еще даже не был крещен в это время, и меня это мало волновало, но эту восточную компоненту я запомнил. А вот йога - это вообще не спорт, а духовная практика, в которую включаются определенные физические упражнения.

Православие ни в коем случае не соединяет сферу духовную и сферу телесную так, как восточные религии. При этом мы и не противопоставляем их, потому что они в одной личности неразделимы, а цельность личности - это важное качество христианского бытия. Очень важно, что в Православии телесная слабость и болезнь не противоречит святости. Мы видим примеры святых, которые тяжело болели в земной жизни. Святая блаженная Матрона Московская, парализованная с детства и слепая; у преподобного Амвросия Оптинского, по свидетельству врачей, болезней хватило бы, чтобы пятерых в гроб загнать, а он прожил длинную жизнь.

Опасен и чужд Православию тезис соединения здоровья и физического совершенствования с духовным благом. Физическое совершенствование - это не путь к духовному совершенству. Это просто одна из сторон нашей материальной жизни. В нормальных условиях мы стремимся к телесному совершенствованию, к физическому здоровью. То же самое можно сказать о деньгах, одежде, еде. Все это может нам помочь быть лучше: добрее к ближним, здоровее, любвеобильнее и прочее. Апостол Павел говорит, что "телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно" (1 Тим. 4, 8).

- А чем отличаются, например, сто поклонов от какого-нибудь физического упражнения?

- Поклоны - это не спорт. Это физическое упражнение, где физический эффект вторичен. А когда человек бежит пять километров или толкает штангу, там физический эффект на первом месте.

Вот люди не очень церковные спрашивают: зачем нужны поклоны? А я их спрошу: "Зачем вы подметаете пол?" - "Нам приятно, если в квартире чисто". Но нет таких людей, которым нравился бы сам процесс мытья пола. Это необходимо как материальная поддержка порядка. И порядок в моей душе требует определенной материальной поддержки - земных и поясных поклонов, крестного знамения. Кто-то спросит: неужели Господу нужно, чтобы я вставал на колени? Нет, не нужно. Но это - материальная компонента целостности моего бытия, моей личности как христианина. И эта материальная компонента для молящегося индивидуума включает в себя некоторое, в том числе физическое, усилие.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=41§ion=9999&article=676
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
«Беседы с батюшкой»: О сохранении человеческого
достоинства и способности к восприятию информации
09.04.2024
Смертная казнь необходима
Интересы общества и государства, мобилизация народа в условиях сложной обстановки должны быть учтены
27.03.2024
За что ненавидели пророков?
Программа «Трудные темы»
07.03.2024
Во Франции отрекаются от Бога
О закреплении в Конституции страны права женщин на аборт
06.03.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48