Спорт противоположен лени

0
276
Время на чтение 7 минут
Человек - существо трехсоставное, единство духа, души и тела. Но должны ли мы так же заботиться о теле, как и о душе? Духовная жизнь во многом построена на аскетике, на ослаблении телесного. Как в связи с этим относиться к спорту? Об этом наш корреспондент Анна ПАЛЬЧЕВА беседует со священником Ивановского Свято-Введенского женского монастыря иеромонахом МАКАРИЕМ (Маркишем).

Иеромонах МАКАРИЙ (Марк Маркиш) родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. С 1985-го по 2000 год работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в 2003-м рукоположен в сан священника. Ведет рубрику "Вопросы и ответы" на сайте Свято-Введенского монастыря (http://ivanovoconvent.ivnet.ru), выступает на радио "Радонеж" и публикуется в одноименном аналитическом обозрении.

- Отец Макарий, почему, когда речь идет о детях, однозначно понятно, что их нужно развивать физически, отдавать в секции - пусть бегают, прыгают. А когда речь идет о взрослых, то ответ на вопрос о физических упражнениях уже не столь однозначен?

- Если что-то хорошо для детей, значит, должно быть хорошо и для взрослых. И наоборот. Например, какую-нибудь похабщину принято называть "для взрослых". Но это обман! Она вообще не подходит ни для кого, ей место только в огне! И наоборот, если спорт нужен для подрастающего поколения, значит, он так же точно необходим и для взрослых, и для пожилых.

Апостол Павел по крайней мере в двух своих посланиях приводит в качестве иллюстративного материала спортивную тематику. Коринфяне - новообращенные жители Эллады. И в Первом Послании к Коринфянам апостол пишет: "Не знаете ли вы, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (2 Кор. 9:24). Некоторые комментаторы говорят: "Апостол пытался быть "всем для всех", и именно поэтому обращается к языческой аудитории с теми метафорами, которые понятны им". Но еще одно послание, о котором часто забывают, - Второе Послание к Тимофею. Это уже личное письмо, где апостол дважды обращается к спортивной образной системе. Если спортсмен нарушает правила соревнования, он не получает венца, такое сравнение приводит апостол. "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил" (2 Тим. 4, 7). "Течение совершил" - значит, "я хорошо бежал дистанцию". Сам он, конечно, не занимался спортом, но в Посланиях употребляет глагол "афлейн" (откуда берет начало слово "атлет").

- Но с точки зрения вечности получается, что спорт - самое бессмысленное из всего, чем мы можем заниматься в этом мире. Зачем совершенствовать то, что умрет, - тело?

- Абсолютно не согласен! У вас насморк, вы пошли к врачу. По идее, тоже бессмысленно, это не спасет вас от насморка навсегда, вы снова заболеете. Но нет, надо лечиться. Не более ли разумно позаботиться о своем здоровье прежде, чем у вас возникнет насморк, будет гастрит или еще что-нибудь? Мой тезис таков: физкультура, спорт - вещь сама по себе добрая. И физическое здоровье - доброе дело. Но, как и в любом добром деле, сатана пытается взять реванш, превратить добро в зло. Я вижу по меньшей мере четыре пути, по которым сатана и его последователи на земле извращают спортивные, здравоохранительные начала.

Первое - это нарушение меры, дисбаланс. Мера на то и мера, чтобы не быть универсальной. Для одного пробежать кружок-другой - непомерная нагрузка. Другой, если не будет просиживать часами в "качалке" и спускать таким образом пар, может ужасных дел натворить. Человеку дан дар рассуждения, жизненного опыта, пример ближнего, социальной среды, чтобы эту меру для себя вывести. Помните, что мера - глубоко православное понятие!

Второе - примитивное тщеславие. Этот враг угрожает всем нам в любом деле, будь ты репортер, священник, шофер, строитель, архитектор, певец... Это универсальное оружие массового поражения. Отсюда и оборона универсальная. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что тщеславные помыслы и гордость - это препятствие на пути к добру, которого никто не минует. Чемпиону мира по какому-нибудь виду спорта тщеславие угрожает гораздо больше, чем столяру, который делает табуретки. Многие спортсмены, особенно в экстремальных видах спорта, так объясняют свою жизнь: я должен испытать себя, доказать, что мне это море по колено. Пытаются из спортивных достижений сделать смысл жизни. Была такая песня альпинистская: "С утра подъем, с утра, и до вершины бой. Отыщешь ты в горах победу над собой". Но с собой бороться только в сумасшедшем доме можно. Бороться надо со злом, которое есть в тебе. И если занятия альпинизмом помогают мне в моем совершенствовании - а они, разумеется, могут помочь, потому что развивают колоссальное количество добрых качеств в человеке, - это прекрасно. Но вот идея, что надо что-то такое себе доказать, - это не христианская идея. Доказать можно ближнему, что ты готов за него душу отдать. Что значит: испытать себя? Я - не бревно, чтобы меня испытывали. Я - душа бесценная. Мое благополучие и духовное, и телесное как подчиненное - это моя ответственность перед Христом; я уж не говорю про ближних...

Третье обольщение связано со вторым. Это деньги. Этот враг тоже универсален, и в спорте он тоже особенно виден, но борьба против него другая. Я бы сказал, что меркантилизм для души человека менее опасен. Человек - надутое тщеславие не будет хорошим христианином. А человек, имеющий большие деньги, может быть хорошим христианином. Я таких встречал. Не богатство - антихристианское качество, а служение этому богатству. "Богатство аще течет не прилагайте сердца" (Пс. 61, 11). Если кто хочет служить мамоне, он может служить мамоне, будучи абсолютно нищим. Мне рассказывали, как в Нью-Йорке один подросток зарезал другого за пару кроссовок. Не потому что пара кроссовок - большие деньги, но такое большое место в сознании этого несчастного молодого человека занимала зависть. А можно быть весьма состоятельным человеком, но никакой мамоне не служить. Но перед людьми, которые движутся в сторону профессионального спорта, маячит толстая пачка денег, и часто именно она становится основным поводом для новых достижений, для перехода в другую команду. И опасность не в том, что он эти деньги получит, а в том, что они ему затмят Христа, добро, ближнего, родину, долг, семью...

И четвертое, совершенно особенное. Это бесчинство болельщиков, которые превращают свой интерес к спорту в чистое беснование. Это форма выхода самых гнусных качеств, которые есть в человеческой душе. Орать на трибунах - это еще не уголовное преступление, но бить стекла, жечь машины и бить друг другу морды, ломать ребра - здесь уже оправданий никаких нет. Людям этим место в тюрьме, больше нигде. Я думаю, что спорт здесь служит только поводом. Причина в злом начале в людях. Злому человеку внешние явления служат "спусковым механизмом" для его зла, которое ищет выхода. Поэтому очень плохо, что соединяются эти две абсолютно никак не связанные друг с другом вещи - телесное здоровье и эта гнусная струя в человеческой душе.

- Если спорт - это так хорошо, не означает ли это, что не заниматься им - грех?

- Занятия спортом - это норма. Но в этой норме необходимо соблюдение меры. И мы видим отклонения, исключения, которые могут быть продиктованы тысячами разных причин. Если у кого-то нет к этому физической, душевной склонности, обстановка не располагает, никого принуждать не надо.

Почему же взрослые не занимаются спортом? Я считаю, что нормой было бы, чтобы они заботились о своем здоровье, о здоровье детей. И, соответственно, основные виды спорта для взрослых людей - те, которыми они могут заниматься вместе с семьями. Даже можно вместе штангу толкать, если отец штангист и сыновья у него соответствующего профиля. Правда, с женой вряд ли... Я, например, когда-то стрельбой занимался. Купил револьвер, и мы с дочкой ездили стрелять. Отличный спорт - туризм, спортивное ориентирование, водный спорт, все те виды, в которых человек так или иначе связан с природой. Но не каждый имеет такую возможность: кто-то живет в удобном месте - вышел и побежал по лесу, а кто-то живет в таких местах, где это затруднено.

Без физической активности нельзя обходиться - это требование нашего здоровья. Но эта физическая активность может достигаться разными путями, в том числе и путями современной цивилизации. Если есть спортзал и у человека на это есть возможность, время и деньги, почему бы не воспользоваться? А можно просто купить гантели или велосипед. Кто-то может позволить себе купить яхту - и пожалуйста, пошел плавать по Балтийскому морю. А кому-то достаточно просто пойти в волейбол поиграть с детьми. Спорт сам по себе - положительное начало, он противоположен лени. Вот лень - это порок.

- Восточные единоборства зачастую неотделимы от соответствующих религиозных практик, в которых телесное совершенствование - путь к совершенствованию духовному. В Православии это не так?

- Религиозная практика Востока с теми или иными формами язычества, культом силы включает в себя определенные телесные упражнения, что нам абсолютно чуждо. А наши не вполне грамотные молодые люди начинают на это клевать. Им интересны восточные единоборства, сначала они занимаются телесной стороной, а потом начинают погружаться во враждебную, нехристианскую или антихристианскую, религиозную сторону.

Сейчас мне пятьдесят один. Где-то тридцать лет назад я занимался карате - до сих пор остались шишечки на руках. Мне, как молодому парню, эти занятия дали полезные навыки: выносливость, терпение. Но все равно мужичок, который нами руководил, по-японски давал команды, максимы японские. Я еще даже не был крещен в это время, и меня это мало волновало, но эту восточную компоненту я запомнил. А вот йога - это вообще не спорт, а духовная практика, в которую включаются определенные физические упражнения.

Православие ни в коем случае не соединяет сферу духовную и сферу телесную так, как восточные религии. При этом мы и не противопоставляем их, потому что они в одной личности неразделимы, а цельность личности - это важное качество христианского бытия. Очень важно, что в Православии телесная слабость и болезнь не противоречит святости. Мы видим примеры святых, которые тяжело болели в земной жизни. Святая блаженная Матрона Московская, парализованная с детства и слепая; у преподобного Амвросия Оптинского, по свидетельству врачей, болезней хватило бы, чтобы пятерых в гроб загнать, а он прожил длинную жизнь.

Опасен и чужд Православию тезис соединения здоровья и физического совершенствования с духовным благом. Физическое совершенствование - это не путь к духовному совершенству. Это просто одна из сторон нашей материальной жизни. В нормальных условиях мы стремимся к телесному совершенствованию, к физическому здоровью. То же самое можно сказать о деньгах, одежде, еде. Все это может нам помочь быть лучше: добрее к ближним, здоровее, любвеобильнее и прочее. Апостол Павел говорит, что "телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно" (1 Тим. 4, 8).

- А чем отличаются, например, сто поклонов от какого-нибудь физического упражнения?

- Поклоны - это не спорт. Это физическое упражнение, где физический эффект вторичен. А когда человек бежит пять километров или толкает штангу, там физический эффект на первом месте.

Вот люди не очень церковные спрашивают: зачем нужны поклоны? А я их спрошу: "Зачем вы подметаете пол?" - "Нам приятно, если в квартире чисто". Но нет таких людей, которым нравился бы сам процесс мытья пола. Это необходимо как материальная поддержка порядка. И порядок в моей душе требует определенной материальной поддержки - земных и поясных поклонов, крестного знамения. Кто-то спросит: неужели Господу нужно, чтобы я вставал на колени? Нет, не нужно. Но это - материальная компонента целостности моего бытия, моей личности как христианина. И эта материальная компонента для молящегося индивидуума включает в себя некоторое, в том числе физическое, усилие.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=41§ion=9999&article=676
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Макарий (Маркиш)
В чужом пиру похмелье
О победе Трампа на президентских выборах в США
06.11.2024
«Её Покров символизирует единство и защиту верующих»
О смысле и истории одного из главных православных праздников
14.10.2024
Движение «квадроберов» чётко спланировано противником
От наших законодателей зависит решительность противодействия очередной атаке Запада
04.10.2024
«Пока сладость не стала горечью»
О смысле «медового Спаса», «медоносцах» и потребительском отношении к вере
14.08.2024
Шаг на пути возвращения святынь Церкви
В России запретили приватизацию имущества религиозного назначения
24.06.2024
Все статьи Иеромонах Макарий (Маркиш)
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59