Кто кого? Кассовые аппараты против "чёрного нала"

Среди экспонатов всемирно известного Британского музея заметное место занимают первые кассовые машины, изобретённые ещё в конце ХIХ века. Это своего рода признание той роли, которую они сыграли в становлении принципиально новой культуры наличных денежных расчётов. Мировая практика однозначно свидетельствует, что ныне кассы, снабжённые множеством новых функций, стали серьёзным барьером на пути получения "чёрного нала" в сфере торговли и оказания услуг.

В настоящее время в нашей стране эксплуатируется около 2,5 млн касс. Но далеко не всё обстоит благополучно с их использованием. Достаточно сказать, что в результате нарушений, допускаемых при их применении, ежегодно бюджет Российской Федерации, согласно экспертным оценкам, теряет более 100 млрд руб.!

Как известно, в СССР в последний год его существования в торговле и сфере услуг применялось более 300 тысяч кассовых машин. Но с началом экономических реформ в 1991 - 1992 гг. самое первое, что сделали собственники магазинов, ателье, кафе, ресторанов - избавились от касс.

Их не стало даже во многих секциях некогда образцового столичного ГУМа. Негативные последствия массового отказа от применения касс вскоре стали очевидными. Резко уменьшилась собираемость налогов с предприятий торговли и услуг. Сформировались условия для аккумулирования средств, используемых в противозаконных целях. Были нарушены элементарные права потребителей, фактически лишившихся возможности доказать, у какого именно продавца они приобрели недоброкачественный товар. В этих условиях государство, стремясь создать необходимые условия для продвижения рыночных реформ, вынуждено было начать формирование нормативно-правовой базы для обязательного применения касс.

1 августа 1993 г., когда вступил в силу Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением" . 5215-1, стало чёрной датой для многих работников сферы торговли и услуг. В этот день в населённых пунктах, где вводился в действие закон, многие предприятия оказались закрытыми. И многие оппоненты Закона предпочли тогда не ссориться с ним, а приобрести кассы. Уже через год после принятия Закона использовалось более миллиона касс, повысилась наполняемость бюджета, лучше защищались права потребителей. Казалось бы, дело сдвинулось с мёртвой точки. Но на деле сопротивление применению касс в России не закончилось, а лишь приобрело другие формы.

Введение Государственного реестра контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию, вызвало волну контрафактной продукции. В качестве ответной меры на эти действия в 1996 г. было принято решение об установке на машинах средств визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание", позволивших эффективно идентифицировать и изымать с рынка множество "серых" машин. Эта мера имела и важное профилактическое значение: в страну почти перестали ввозиться машины, не соответствующие установленным требованиям.

После этого борцы за "чёрный нал" направили усилия главным образом на фальсификацию данных, регистрируемых машиной. Для борьбы с новой "проказой" с 2000 г. в стране стали использоваться только кассы с фискальной памятью, с помощью которой обеспечивается хранение данных о работе предприятия до 5 лет. Это способствовало повышению эффективности работы налоговых органов. Кроме того, новейшие изобретения в области кассовой техники (автоматизированное производство расчётов с учётом различного рода скидок, наценок, дисконтных и платёжных карт, штрихкодирования) резко сузили возможности формирования "чёрного нала" путём обмана покупателей и клиентов.

Первоначально введение фискальной памяти имело огромный эффект. Но успех был недолгим. Сегодня массовыми становятся новые нарушения - не санкционированные корректировки фискальных данных. Как ни странно, соучастниками нарушителей выступили сами производители кассовой техники, которые начали поставлять на рынок пользовавшиеся особым спросом "дырявые машины". В борьбу против фискальной памяти включились и работники ряда центров технического обслуживания, которые в сговоре с пользователями кассовой техники немало поспособствовали тому, чтобы фискальная память машин не работала надлежащим образом. В результате оказалось, что даже при наличии фискальной памяти владельцы кассовой техники были в состоянии скрыть от налогообложения миллиарды рублей.

Необходимо было усовершенствовать саму защиту фискальной памяти. И средство для этого было предложено ФАПСИ, которое выступило с инициативой криптографической защиты фискальных данных. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в его поручении от 13 декабря 2001 г. . Пр-2184. Использование криптографических средств делает невозможным скрытное уничтожение данных, хранящихся в памяти машины. Следует особо подчеркнуть, что борьба против касс происходит и на нормативном уровне - не без успеха со стороны лоббистов. Так, после принятия в мае 2003 г. нового Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" . 54-ФЗ не стало Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, в работе которой участвовали представители многих министерств и ведомств (включая органы МВД и ФСБ). А ведь во многом благодаря именно этой комиссии удалось создать производственную базу для выпуска самой современной кассовой техники, которая ныне экспортируется за рубеж.

Согласно Федеральному закону . 54-ФЗ, исполнение функций по его реализации было возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который, однако, до сих пор не смог в полной мере развернуть свою работу. В немалой степени это связано с тем, что для фактического введения в действие Федерального закона . 54-ФЗ требовалось принятие нескольких десятков нормативно-правовых актов органами исполнительной власти Российской Федерации, её субъектов, а также Центробанком России.

Отсутствие большинства из этих документов стало серьёзным препятствием для внесения новых моделей машин в Государственный реестр. В сохранении такого положения крайне заинтересована уже закрепившая свои позиции на рынке монопольная группа производителей контрольно-кассовой техники. Есть к вышеназванному закону и другие вопросы. Например, в нём, в отличие от прежнего закона, не упоминаются центры технического обслуживания контрольно-кассовой техники. Поэтому некоторые "толкователи" закона делают далеко идущий вывод о том, что центры вообще не должны существовать. Между тем, в случае их ликвидации, от "чёрного нала", по понятным причинам, не спасала бы и самая совершенная кассовая техника.

И всё же главные проблемы реализации Федерального закона . 54-ФЗ связаны с продолжающимися попытками со стороны предпринимателей уклониться от применения машин. Например, острый характер приняла борьба против применения кассовых машин на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и других территориях, отведённых для осуществления торговли.

Стремление сузить сферу применения кассовой техники неизбывно. В парламенте находятся на рассмотрении различные законопроекты по этому вопросу. В частности, предлагается осуществлять торговлю без касс на предприятиях, которые уплачивают единый налог на вменённый доход. Такая мера вывела бы из использования несколько сотен тысяч контрольно-кассовых машин. Между тем, только при условии их применения может быть обоснованно рассчитана сумма налога. В новых же условиях ставки вменённого налога будут целиком зависеть от усмотрения чиновников, и, следовательно, объективно сложатся условия для совершения ими коррупциогенных действий.

Не трудно предсказать, что кассовая техника и "чёрный нал" ещё не раз сойдутся в схватке друг с другом. И вопрос "кто кого?" надолго останется актуальным.
Анисим Экимов, доктор юридических наук, профессор
Константин Пармененков, кандидат экономических наук


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий