За церковной оградой

Бесспорно, православие и православная культура обладают ни с чем не сравнимым творческим и интеллектуальным потенциалом. И история России знает тому немало подтверждающих примеров. Однако не стоит забывать, что любая культура, - вещь в высшей степени целостная и чаще всего несовместимая с иными культурами

У замечательного русского литератора позапрошлого столетия Василия Васильевича Розанова есть известная работа под названием "Около церковных стен", весь пафос которой заключается в оценке определяющей исторической роли Православия и Церкви по отношению к русской культуре. При этом, что весьма важно, культуру он понимает не только как литературу и искусство, но как особое мировоззрение, отраженное в жизненном укладе всего общества.

Что ж, мысль, как будто, вполне очевидная, тем более, что подобную позицию кроме Розанова всегда занимало подавляющее большинство самых выдающихся представителей не только отечественной, но и зарубежной культур.

Так Николай Васильевич Гоголь, посвятивший этой теме множество проникновенных строк в "Выбранных местах из переписки с друзьями", имеющих совершенно исключительное значение для его творчества, сравнивал Россию с монастырем. А Александр Сергеевич Пушкин прямо утверждал, что "мы обязаны монахам нашей историей, следовательно, и просвещением,...а греческое вероисповедание, дает нам особенный национальный характер,...ибо, климат, образ жизни и вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в поэзии...".

Однако, тот же Гоголь, в своей известной статье о Пушкине, отмечая национальный характер, как важнейшую особенность его творчества заметил, что "истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа". К чему с полной уверенностью можно добавить, что истинная религиозность, в частности в литературе, всегда состояла не столько в обращении к религиозным сюжетам, сколько в самом духе православия.

И если поэт, по высказыванию того же Гоголя, "даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами", то с не меньшим основанием, можно утверждать, что поэт может быть даже в большей степени православен, когда обращается к совершенно сторонним по отношению к церкви предметам, но глядит на них духовным взором, способным прозревать в искаженной в результате грехопадения реальности черты Идеального Божественного Замысла.

Здесь мы сталкиваемся с наиболее серьезной и распространенной, особенно в наше время, методологической ошибкой считать православными в основном произведения сюжетно связанные с историей Православной Церкви и общества, забывая при этом об их духовном содержании, выраженном в нравственной характеристике персонажей и в отношении автора к описываемым событиям. То есть, с проблемой "духа и буквы", еще со времен святого первоверховного апостола Павла, а значит самого раннего христианства, ставшей одним из самых серьезных "камней преткновения" практически для всех поколений православных христиан.

Мы не случайно делаем акцент именно на проблеме истинности внутреннего содержания культуры, поскольку в отличие от нашего времени трудно найти другую эпоху в русской истории, когда бы она была до такой степени выхолощена и формализована. О чем можно судить хотя бы по отсутствию таких авторов как те же Пушкин, Гоголь, Достоевский и Чехов, или Бунин, Шолохов. Притом, что художественное творчество и особенно литература являются если и не синонимом понятия "культура", то, по крайней мере, лучшим индикатором ее внутреннего состояния.

И абсолютно показателен тот факт, что главной метафорой последней выдающейся пьесы, последнего русского классика дореволюционной эпохи, стал образ дома и сада, безжалостно уничтожаемого отщепенцами. Впоследствии, впрочем, как и до этого, не раз и не без успеха пытавшимися превратить русскую жизнь в постыдный и лицемерный фарс.

Даже большевики, являвшиеся зачастую властью не только богоборческой, но и лицемероборческой, хорошо понимали шолоховское "они или мы, - середки нету", как и то, какой хозяин, а значит и уклад должны быть в "русском доме".

Так или иначе, но только тотальный контроль над всеми (и в первую очередь не над природными, а социокультурными) ресурсами, к которому стремилось советское государство и к которому последовательно и небезуспешно стремится любая современная геополитическая система, является определяющим фактором ее эффективного социокультурного и экономическоко развития. Равно как и соответствующей политики, являющейся отнюдь не "грязным делом", а всего лишь только абсолютно целенаправленной стратегией опять же в первую очередь - социокультурных приоритетов.

И просто абсурдной для России является передача ее в руки таких "лояльных" по отношению к ней личностей, как Березовский, Гусинский, Ходорковский и всяких прочих "новых" ("хорошо забытых старых") отщепенцев и иже с ними. Это, по сути, равнозначно выбору Саддама Хусейна президентом Америки!

Церковь же в силу своей формальной отделенности от государства и в этом качестве тоже весьма его устраивающая, к великому сожалению не очень возражает против подобных рассуждений, предпочитая быть "закрытым клубом", "музеем" для посторонних и "резервацией" для простых верующих. Предпочитая не выходить за пределы "церковной ограды".

У Михаила Михайловича Бахтина есть совсем небольшая (но "томов премногих тяжелей") статья, обычно открывающая различные издания сборников его работ и называющаяся "Искусство и ответственность". В ней он в эпоху самого разгара революционной борьбы и становления нового советского государства писал не о чем-нибудь другом, а именно о том, что: "Целое называется механическим, если отдельные элементы его соединены только в пространстве и времени внешнею связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу...области человеческой культуры - обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает...

Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Нет между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.

Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней".

Трудно судить, насколько России удалось преодолеть подобную разобщенность в XX веке, однако вероятно, что никогда в ее подчас сложной и неоднозначной истории она не достигала столь высоких степеней, чем в наше время. Только речь теперь должна идти уже не только об искусстве, а в первую очередь о Государстве, Церкви и Обществе, способных гармонично сочетаться исключительно в рамках единой и целостной православной культуры как в прошлом, так и в будущем. Которая, как мы уже говорили, есть в первую очередь особое мировоззрение, отраженное в жизненном укладе всего общества.

Бесспорно, православие и православная культура обладают ни с чем не сравнимым творческим и интеллектуальным потенциалом. И история России знает тому немало подтверждающих примеров. Однако не стоит забывать, что любая культура, - вещь в высшей степени целостная и чаще всего несовместимая с иными культурами. Особенно в свете библейского рассказа о "разделенных языках", как деле Руцы Божией, попущенной Им за грехи человечества и для самого человечества в этой связи практически непреодолимой. И в соответствии со своей этимологией (культура - colo - "взращивание") нуждающаяся в создании и поддержании благоприятных условий для своего развития или "культивировании" (второе значение этого понятия). Что, безусловно, является главной задачей человека по отношению к собственной личности, а государства и Церкви, по отношению к обществу. С какими бы нелицеприятными обстоятельствами это не было связано.

О чем и для чего, собственно и написана последняя пьеса выдающегося русского писателя и православного человека Антона Павловича Чехова. И бесспорно центральное произведение отечественной литературы XX века, великий роман Шолохова "Тихий Дон". Равно как и творения других (и не только литераторов), даже простое перечисление имен которых заняло бы очень много места. И которые к счастью принадлежат единой русской православной культуре, вполне способной (но только при определенных условиях и при соответствующей политике) существовать по обе стороны церковной ограды.

http://www.pravaya.ru/column/12875

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Богачeв:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.12.2019
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Новый комментарий от NNNN
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сергей Житинский - вебмастер РНЛ
04.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019