Когда от церквей остаются лишь имена...

Восстановление храмов - трудоемкий процесс, не терпящий спешки

Сегодня надежды на физическое сохранение многих православных храмов в России практически не осталось. Речь идет уже о спасении информации об этих архитектурных памятниках. "НГР" предлагают своим читателям беседу с людьми, которые занимаются этой работой: ведущим научным сотрудником "Свода памятников архитектуры и монументального искусства России" Государственного института искусствознания Екатериной Шорбан и программистом Еленой Филоновой, одной из создательниц сайта "Храмы России" (www.temples.ru). Масштабы поставленной задачи пока превышают возможности как относительно скромной государственной структуры, так и немногих энтузиастов. Однако наши собеседницы - настоящие подвижницы, способные по-настоящему заражать "любовью к родному пепелищу".

Шорбан. В XX веке на территории Российской Федерации было утрачено значительное число памятников архитектуры прошлых столетий. Точных статистических данных нет, но с уверенностью можно сказать, что в силу разных причин (борьбы с религией, военных действий, различных градостроительных мероприятий) было разрушено от 70 до 90% церковных зданий, до 80-90% загородных дворянских усадеб, от 50 до 70% жилой городской застройки. В последние годы, в связи со строительным бумом, потери исторических сооружений в городах увеличиваются. Одновременно подчеркнем, что далеко не все эти произведения зодчества прошлых эпох изучены или даже просто известны.

Задача инициированной еще в 1967 году государственной программы "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России" - выявление и сбор информации обо всех сохранившихся исторических зданиях, их подробное фотографирование, составление обмерных чертежей, написание детальных историко-архитектурных статей, а затем - издание энциклопедических томов "Свода" по каждой области РФ. Аналогичные программы "Регистров" или "Инвентарей" памятников архитектуры существуют во всех европейских странах.

Филонова. По официальным данным, в России к 1917 году действовало около 80 тысяч православных храмов, а в 1986 г. их насчитывалось менее 7 тысяч. Какова судьба остальных? На этот вопрос и призван ответить интернет-проект "Храмы России". Мы пытаемся собрать воедино и систематизировать документальные сведения о храмах, существовавших на территории нынешней России к 1917 году и построенных после распада Советского Союза. Участники проекта - энтузиасты своего дела, уже много лет серьезно занимающиеся церковным краеведением. Работая в архивах и библиотеках, разыскивая по крупицам в старых книгах и епархиальных справочниках информацию о монастырях, церквах и часовнях, мы восстанавливаем память о них.

- Екатерина Антоновна, вы сказали, что программы, аналогичные вашей, существуют и в Европе. Чем "Свод" отличается от них?

Шорбан. Можно сказать, что по квалификации сотрудников и научному уровню проводимых работ российский "Свод" вполне соответствует зарубежной практике, но уступает по двум параметрам - количеству работников (в Отделе свода памятников Государственного института искусствознания меньше двадцати человек) и технической оснащенности.

Мои слова не стоит воспринимать как типичную жалобу российского бюджетника, у нас нет времени унывать и жаловаться. Работа "Свода" в какой-то степени напоминает работу "Скорой помощи", ведь сотни полуразрушенных и часто совершенно неизвестных церквей, усадеб, фабрик, домов ожидают приезда экспедиций. Если во многих случаях на обезлюдевших просторах страны нет надежды на их физическое спасение, то для истории - а порой и для будущего воссоздания или научной реставрации - необходимо собрать качественную информацию об этих сооружениях.

Кроме "штатного" финансирования программы "Свода" Федеральным агентством по культуре и кинематографии, основная доля средств на экспедиционные и архивные работы поступает благодаря грантам Российского фонда фундаментальных исследований РАН РФ и Российского гуманитарного научного фонда. Без них было бы невозможно издание томов "Свода".

- Однако тома "Свода" - издание академическое, малотиражное. Широкой публике оно не очень доступно...

Шорбан. Безусловно, это так. Однако нам оказывают информационную поддержку печатные издания, теле- и радиостанции. Ежегодно по инициативе сотрудников "Свода" в различных регионах страны проходят фотовыставки на основе материалов экспедиций. Это необходимо как для популяризации самой программы, так и для того, чтобы люди вообще знали о проблеме спасения отечественного историко-художественного наследия.

За прошедшие шесть лет таких выставок проведено уже двенадцать, они прошли в Москве, Калуге, Рязани, Твери. Намечен показ памятников в фотографиях "Свода" в Кашине, Калязине и Боровске. Эта форма "передвижных выставок" оказалась очень эффективной и востребованной, они вызывают живейший интерес и отклик. Никто не остается равнодушным, а многие, от школьников до пенсионеров, сами начинают работу по изучению местного архитектурного наследия. Это очень важно - постепенно люди перестают быть "не местными" на своей земле.

- Интересно, что принципиально нового в деле "сохранения памяти" о храмах могут дать современные интернет-технологии?

Филонова. Интернет в наше время - самое действенное средство распространения знаний, их популяризации. К сожалению, в России довольно обыденной является ситуация, когда жители того или иного города или села ничего не могут рассказать о церкви, чьи руины - неотъемлемая часть местного ландшафта. Старожилы, "хранители памяти", уходят. Память о храмах уходит вместе с ними. Разорвать этот порочный круг можно только одним способом - все собранные архивные сведения должны быть опубликованы в свободном доступе, чтобы любой заинтересовавшийся мог воспользоваться уже накопленными знаниями.

Вся информация, представленная на сайте "Храмы России", строго структурирована. База данных содержит описательную информацию о храмах, составленную на основе архивных материалов, дореволюционных и современных публикаций. Учитываются все храмы и часовни, как сохранившиеся в советские годы и новопостроенные, так и уничтоженные в советский период. Доступ к записям осуществляется либо через "географическое дерево" - удобную структуру, наглядно отображающую административно-территориальное деление России, либо через развитую систему поиска.

Значительная часть объектов иллюстрируется как современными, так и архивными фотографиями. Очень интересно бывает сравнивать фото одного и того же места, снятые практически с одной и той же точки, но со временным интервалом в несколько десятков лет. Серия таких снимков может наглядно продемонстрировать, например, былое величие храма и нынешние руины, лишь напоминающие о том самом величии. Или, напротив, фото могут свидетельствовать о том, что духовная жизнь в России возрождается вместе с реконструкцией церквей. У нас еще есть шанс не остаться "Иванами, не помнящими родства".

- Действительно, сегодня некоторые храмы, в том числе и разрушенные в советское время, восстанавливаются. Какие проблемы при этом возникают? Какие советы можно дать реставраторам?

Шорбан. "Вы что, реставрировать будете?" - вот типичный вопрос, который задают местные жители участникам экспедиции при подъезде к очередному полуразрушенному сельскому храму. На это следует наш, также типичный ответ, что мы реставрацией и ремонтом не занимаемся и что в нынешней ситуации само население, сами жители и должны свои храмы восстанавливать. А вот как восстанавливать - это вопрос очень непростой. Летняя пора - время строительных работ, и сейчас очень актуально об этом поговорить.

К сожалению, в настоящее время, очень циничное и жестокое по отношению к культурным ценностям, на квалифицированную реставрацию не могут рассчитывать не только бедные сельские храмы, но даже памятники архитектуры в столицах. Реставрационные мастерские во многих регионах практически перестали существовать. Бывшие реставраторы переквалифицировались на банальные "евроремонты". А архитекторы малых городов (часто, увы, без профессионального образования) вместо грамотного ремонта фасада, скажем, кирпичного здания XVIII-XIX столетий, нередко предпочитают закрыть его пластиковым сайдингом - дешевым и вредным материалом, под которым кирпич гниет. Уважающий себя европеец не покроет сайдингом даже фасад гаража, у нас же его используют при реконструкции кирпичных церквей!

Храмы и монастыри - одна из самых значительных частей отечественного архитектурного наследия. Каждое церковное здание, которое несколько десятилетий простояло без окон и дверей, - это здание "больное", которое еще можно спасти, но к которому, особенно на первом этапе восстановления, необходимо относиться очень осторожно и бережно. Тут уместен медицинский принцип "Не навреди!".

До начала любых работ нужно произвести подробную фотофиксацию всех частей и элементов здания. Речь идет не только об общих видах со всех сторон, но и о крупных фотографиях деталей, а именно наличников окон, подоконников, карнизов, профилей цоколя, уцелевших фрагментов настенных росписей, рам иконостасов и т.д. Желательно вместе с приложенной линейкой.

Следующее действие - высушивание стен. На это может уйти несколько лет. Прежде всего нужно сделать кровлю, для начала хотя бы временную, с большими свесами для защиты от осадков. Желательно устройство хороших водосточных труб, чтобы дождевая вода не хлестала на стены. Второе - уничтожение рядом с храмом всех выросших за 70-90 лет деревьев: они тянут из почвы воду и подводят ее к фундаменту и стенам. Третье - уничтожение всех деревьев, выросших на стенах и сводах здания. При этом ни в коем случае нельзя вырывать дерево с корнем - вместе с ним вырывается и кладка. Дерево нужно аккуратно спилить, а в дальнейшем, после высыхания корней, их можно будет осторожно удалять.

Сложной технической задачей является восстановление гидроизоляции в нижней части стен. Часто откапывают вросшие в землю стены, но при этом, как правило, получается еще хуже: вокруг здания образуется ров, заполненный водой. Такие рвы нужно выкапывать не рядом со стеной, а на расстоянии метра. Уклон земли должен быть направлен от стены ко рву. Вокруг стены желательно делать отмостку.

- Не могли бы вы привести типичные ошибки, возникающие при реставрационных работах?

Шорбан. Невысушенные стены кирпичных храмов подчас торопятся покрывать цементной штукатуркой. Проходит 2-3 года, и штукатурка опадает вместе со слоем кирпича. Кирпичный фасад вообще нельзя покрывать цементом, при перепадах температуры и влажности эти материалы ведут себя по-разному и поэтому плохо совместимы. В XVIII-XIX веках и ранее поступали иначе. Кирпичный фасад церкви покрывали тонким известковым раствором, так называемым "известковым молочком". Это - идеальный способ работы.

Часто, встречаясь с неквалифицированным ремонтом церквей, мы сталкиваемся с тем, что весьма равнодушно (а иногда и просто варварски) обращаются с декором фасадов, выполненным из белого камня или кирпича. Предположим, что белокаменный или кирпичный декор частично утрачен. Если пока нет денег и мастеров на его грамотный ремонт, вычинку с помощью того же материала, то это вовсе не означает, что остатки белого камня или кирпича нужно выдирать из стен. А ведь такие действия, губительные для памятника, встречаются довольно часто. На вопрос, зачем это делается, обычно дают обескураживающий ответ: "Зато все будет гладенько!" И вот вместо краснокирпичного храма начала XVIII века с рельефными резными белокаменными деталями мы получаем здание с гладкими фасадами, покрытыми темно-серым цементом, а сверху выкрашенными ярко-синей или розовой краской. Вместо памятника эпохи "нарышкинского барокко" - сооружение, больше напоминающее буддийский, нежели православный храм.

- Подобные действия - исключительно следствие некомпетентности реставраторов? Или есть другие причины?

Шорбан. Несколько лет назад мы встречались с представителями одного из крупнейших российских монастырей, которые занимались восстановлением сельского храма со всеми вышеперечисленными нарушениями элементарных правил строительства и ремонта. Называть имена и координаты не стану - это очень распространенное, собирательное явление. Мы просили их не спешить, не покрывать мокрые стены цементом. Они отвечали, что через год юбилей храма, приедет архиерей, и они ждать не могут.

И вот через несколько месяцев привезли в Москву фотографии этого храма, который выглядел "как новенький", но, увы, совершенно безликий и испорченный, с гладкими гранями объемов, густо замазанных цементом. На главе храма сиял "самый дорогой в районе" позолоченный и непропорционально крошечный для такого внушительного здания крест... Значит, деньги все-таки были! Тем более обидно, что истратили их "по-советски" - на показуху.

В прошлом году в Тверской области мы исследовали замечательный храм конца XVIII века, уникальный по рафинированности и гармоничности объемной композиции и тонкости рисунка архитектурных деталей, еще уцелевших на фасадах и в интерьере. Это сооружение находится в сравнительно крупном селе недалеко от райцентра. Памятник мог бы стать украшением любого туристического маршрута... Но пока он стоит открытый всем ветрам. Более того, когда мы, любуясь храмом, заговорили о его судьбе - руководитель экспедиции произнес слова, отражающие нашу грустную действительность: "Хорошо отреставрировать этот памятник можно только с помощью программы Всемирного наследия ЮНЕСКО, а это нереально... Пока что, как незаурядное произведение искусства, даже полуразрушенный, храм величественен и прекрасен. А непрофессиональный ремонт этот памятник уничтожит окончательно. Так пусть уж разрушается естественным путем..."

http://religion.ng.ru/printed/3045
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Ковальджи:
Когда от церквей остаются лишь имена...
Восстановление храмов - трудоемкий процесс, не терпящий спешки
04.07.2007
Ко Христову дню
Премьера "Страстей по Матфею" стала ярким событием в церковно-общественной жизни, но не в музыке
19.04.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019