Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Дети-инвалиды и общество

Священник  Константин  Сопельников, Prokimen.Ru

18.06.2007

В наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и адаптации детей с отклонениями в развитии в современном мире. А ведь проблемы, согласитесь, немалые. Рассмотрим подробнее, в чем они заключаются и каковы пути их решения.

В наш век прогресса и компьютеризации все чаще слышны призывы: "Дети - наше будущее, все для укрепления семьи, повысим рождаемость, все лучшее - детям и т.д.". И, несмотря на эти лозунги, число разводов в нашей стране не сокращается, количество так называемых "гражданских браков" не поддается исчислению, а аборты продолжают оставаться обычной медицинской процедурой. Это стало настолько привычно, что никто даже не говорит о том, что прерывание беременности является фактором, угрожающем жизни и здоровью женщины. Почему-то считают, что наука настолько развита и медицинские препараты настолько совершенны, что риск якобы сводиться к минимуму. В результате подобной практики каждая десятая семья не может иметь детей, а в каждой пятой рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Если посмотреть статистику, то в г. Москве на 10 425 млн. человек приходится 1 214 млн. инвалидов. В ЮАО, где проживают 1 581 млн. человек, количество детей-инвалидов (от 0 до 18 лет) составляет 4,4 тыс. человек, а по Москве - 26,1 тыс. человек. Что же может произойти через ближайшие 5 - 10 лет? А то, что количество детей инвалидов составит 1/3 часть от всех ребятишек. Готово ли общество к такой ситуации, и как вообще общество относится к самим детям-инвалидам.

Общество - это все мы, жители многонациональной страны, граждане нашего государства и каждый человек в отдельности.

Поэтому состояние общества зависит от духовного роста каждого человека. Развитие личности зависит от знания и понимания своей истории и культуры, наличия духовно-нравственных норм, которые закладываются в человеке в раннем возрасте (от рождения до пяти лет). Именно в это время воспитываются морально-этические основы, влияющие на становление ребенка, как личности. Но люди своим рациональным умом не всегда могут понять, как в абсолютно нормальной семье, рождаются дети-инвалиды, или семья вообще не может иметь детей. Как возможно и можно ли развивать ребенка творчески, если у него нет ручки или ножки?

Множество вопросов возникают у родителей, когда они слышат страшное заключение врача: "Ваш ребенок - инвалид". Перед семьей стоит трудноразрешимая задача: как поступить с ним? А что если в семье есть уже ребенок, не помешает ли больной развитию здорового ребенка? А если в семье нет детей, то чаще всего от врачей слышишь фразу: "Зачем вам нужен больной ребенок, у вас еще родиться здоровый, а этого отдайте государству, оно обязано заботиться о таких больных детях, и для них созданы специальные условия". В этот момент решает семья. Жизнь маленького, "не такого как все" человека, зависит от выбора родителей, от их духовно-нравственного состояния.

А теперь внимательнее посмотрим на ребенка, который "не такой как все", что отличает его от нас? Если ребенок отстает в развитии от своих сверстников на 3-5 лет, может ли он воспитываться, обучаться и творчески развиваться? Опыт показывает - может. Господь в таких детях раскрывает таланты, таким образом и такими способами, что по человеческой логике это не поддается объяснению. Телевидение широко информирует общество о таких случаях с детьми-инвалидами, как девочка без рук и ног рисует прекрасные картины, мальчики-инвалиды с обычными детьми играют в футбол, мальчик без ног пишет замечательные стихи.

Дети-инвалиды более наделены способностями сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к злу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни.

Опыт положительного взаимодействия общества и детей-инвалидов мы можем увидеть в специализированном доме ребенка N 25, который окормляется нашим храмом, где каждый крещеный младенец имеет крестную маму, руководство, воспитатели и крестные с любовью заботятся о малышах. Когда у ребенка появляется крестная мама, которая регулярно его навещает, малыш преображается прямо на глазах, чувство обреченности сменяется чувством защищенности, он "расправляет плечи", становится более уверенным, жизнерадостным, раскрываются все его способности.

В Доме ребенка существует практика посещения его семейными детьми-инвалидами, а также интеграция детей с особыми потребностями в условиях коррекционного учреждения. Интеграция рассматривается как программа совместного воспитания и образования детей с разными уровнями психического, когнитивного, моторного и эмоционального развития.

В окормляемый нами детский сад N 2374 "Родничок" с этнокультурным русским компонентом мы стали привозить детишек из этого дома ребенка на весь день: они вместе играют, вместе обедают, вместе занимаются... В прошлом году на Благовещение дети вместе лепили жаворонков из теста. Сколько было радости! Ведь главное - проявлять любовь и милосердие.

В порядке эксперимента, руководители детского сада и родители девочки-инвалида (с диагнозом Дауна), ранее посещавшей Дом ребенка, договорились о ее приходе в православную группу этого детского сада. Надеемся, что общение со здоровыми детьми поможет ей адаптироваться в обществе.

В детском саду, как и в Доме ребенка, проводятся занятия по основам православной культуры, которые дают возможность познакомить детей с христианскими ценностями и воспитывать в православной традиции.

Пример успешной интеграции детей с отклонением в умственном развитии мы наблюдаем в коррекционной школе N911 VIII вида, где на уроке "Мир радости" детям преподаются основы православной культуры по особо разработанной программе, учитывающей особенности развития каждого учащегося. В ходе уроков дети, познавая историю и традиции православной культуры, выполняют большое количество практических работ в виде аппликаций, рисунков, работ с пластилином и природным материалом. Развитие на уроках "умения творить-создавать красивое", подводит детей к познанию гармонии Божьего мира. Они учатся взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской нравственности. Немалое число выпускников коррекционной школы поступает в ВУЗы. И важно, чтобы общество, т.е. мы с вами, взяв на себя ответственность, не оттолкнули "не такого как все" человека.
Священник Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове, член социальной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы

http://www.prokimen.ru/article_2694.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме