itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Объяснение Божественной литургии

0
505
Время на чтение 4 минуты
Божественная Литургия - это самое основное Таинство Православной Церкви. Литургию по-гречески ещё называют Евхаристией - благодарением, ибо, участвуя в этом Таинстве, христиане приносят благодарение Богу за прожитую жизнь, за все радости и скорби.

Перед Литургией чтец читает третий и шестой часы, во время которых священник в алтаре совершает Проскомидию - приготовление честных даров к Таинству. Во время Проскомидии из просфор вынимаются частицы с поминанием записок прихожан храма с именами о здравии живых и упокоении усопших.

Литургия начинается возгласом священника, прославляющего Святую Троицу: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...". Диакон возглашает мирную ектению, призывая всех христиан в мире с Богом и ближними совершать молитву.

Хор поет три антифона: "Благослови душе моя Господа...", "Хвали душе моя Господа...", "Во Царствии Твоем, помяни нас Господи...". Первый антифон (102 псалом) призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду, а устами исповедовать Бога во спасение. Во 2-ом антифоне христиане призываются исповедовать Бога не только устами, но и всей своей жизнью. Во время пения третьего антифона - Заповедей блаженств, совершается малый вход с Евангелием, который символизирует выход Христа Спасителя на проповедь.

Свещеносец со свечой, идя перед диаконом, знаменует свет Новозаветной благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священник являет образ святых апостолов. В царских вратах диакон делает Евангелием знак креста и входит в алтарь. Этим символизируется, что через крестные страдания Спасителя всем верующим открывается вход в Царствие Небесное. Далее поются тропари праздника и Трисвятое, во время которого священник в алтаре становится на горнем месте, лицом к народу. Это означает спасение Христом Спасителем всего рода человеческого и восшествие Его в Царствие Небесное к Богу Отцу.

Чтение книги Апостол символизирует проповедь святых апостолов. Чтение Евангелия - проповедь Самого Христа. В некоторых храмах после чтения Евангелия священник произносит проповедь, разъясняя прочитанное.

После Евангелия (проповеди) произносится сугубая ектения о здравии и спасении всех верующих, а также ектения об оглашенных - готовящихся к святому Крещению. Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход со святыми Дарами, что обозначает шествие Господа на крестные страдания. В это время народ про себя читает 50 псалом. Свещеносец, идущий перед святыми Дарами, знаменует огонь молитвы. Святые Дары знаменуют Господа, несущего Свой Крест на Голгофу. Согласно Евангельскому повествованию, в это время солнце покрылось тьмою, земля потряслась, открылись гробы, сила бесовская низвергнута в ад. В этот трепетный момент христиане в храме стоят прямо, не преклоняя колен и не делая земных поклонов, но только прося у Господа, подобно благоразумному разбойнику: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Святые Дары священник ставит на престол, что означает положение Господа во гроб. Закрытие Царских врат - знак того, что душа Спасителя после Его распятия на кресте сошла во ад, чтобы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников. Закрытие завесы - образ камня приваленного иудеями ко гробу.

Во время просительной ектении мы испрашиваем у Господа земные и небесные милости. Ектения - это своего рода перерыв между следующими друг за другом частями Божественной Литургии.

За ектенией открывается завеса Царских врат, что означает воскресение Христа Спасителя. Народ поет Символ веры, в котором исповедует веру во Святую Троицу, Бога Отца, создавшего весь мир, Бога Сына, ставшего человеком и совершившего подвиг спасения падшего мира, Бога Духа Святаго, освящающего и животворящего все творение. Также исповедуется вера во единую святую соборную Церковь Православную, единое крещение, второе славное пришествие Христово, всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь.

После пения Символа веры, начинается благодарственный евхаристический канон - это самая важная часть Литургии, когда хлеб и вино, приготовленные на Проскомидии, воспринимаются в личность Бога Слова и становятся истинным Телом и истинною Кровью Христовою. В это время все христиане становятся участниками Тайной вечери Христовой. Хор медленно, спокойно и тихо поет "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молимся Тебе Боже наш..." Священник с воздетыми руками молится о ниспослании Святого Духа: "Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того Благий не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся". В этот самый важный момент Богослужения все стоящие в храме делают земной поклон, ибо на престоле таинственно присутствует Сам Господь. Во время пения молитвы "Достойно есть", прославляющего Божию Матерь, поминаются имена всех живых и усопших близких и родственников. После просительной ектении всенародно поется молитва "Отче наш". Священник в алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает "Святая святым", а все стоящие в храме делают земной поклон Господу Иисусу Христу, Сущему во Святых Дарах. Хор поет запричастный стих. Чтец читает молитвы ко святому причащению. К Причастию подходят только те христиане, которые накануне говели, исповедовались в своих грехах и получили благословение священника.

После причащения, вынимавшиеся из просфор на Проскомидии частицы погружаются в святую Чашу со словами: "Омый, Господи, грехи всех здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами Святых Твоих". По слову святителя Василия Великого, тем душам, которые поминаются во время Божественной Литургии, бывает от этого великая польза.

Священник, держа в руках святые Дары, возглашает в Царских вратах "Всегда, ныне и присно и во веки веков" и относит Дары на жертвенник. Это означает вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство, Его всегдашнее пребывание с верующими на земле в Таинствах Церкви и Его второе славное пришествие, по обетованию: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, таким же образом придет, каким вы видели Его возносящимся на Небо".

В конце Литургии диакон возглашает благодарственную ектению. Чтение священником молитвы за амвоном храма означает смирение перед Богом, неспособность человека, носящего плоть, увидеть полноту Божественной славы.

После отпуста Литургии, хор поет многолетие, священник произносит проповедь. Затем все верующие прикладываются к кресту, причастники слушают благодарственные молитвы по святом Причащении и расходятся по своим домам, стараясь не растерять полученную благодать Божию в суетных делах, употребляя оставшиеся время дня на творение добрых дел.

http://www.russned.ru/stats/1220
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Зосима (Горшунов)
Все статьи Архимандрит Зосима (Горшунов)
Последние комментарии