О "трудном" возрасте

0
99
Время на чтение 6 минут
В подростковом возрасте, когда у ребенка формируется его собственное мировоззрение, когда он начинает отделяться от родителей, неизбежно происходит процесс отторжения детьми родительских ценностей. Это распространяется на все: музыку, образование, одежду. И, нередко, на веру в Бога. Счастливы те семьи, в которых удалось обойти эти кризисы мудро, с любовью, где дети не проходили через период отхода от Церкви.

Но хороших примеров перед глазами не так много, а опыта тоже нет: ведь большинство современных молодых семей и пришли к Богу через отход от атеизма родителей, они не знали и не видели, как воспитывают христианина. Мы попросили страшего духовника Московской епархии отца Валериана Кречетова помочь нам с ответами на эти сложные вопросы и рассказать, как воспитывать деетй в вере, минуя кризисы переходного возраста.

- Отец Валериан, почему сегодня так остро стоит проблема переходного возраста?

В определенном возрасте дети начинают себя чувствовать взрослыми. Поэтому они и называются подростками. Приходит ощущение взрослого, а на самом деле, они ничего еще не знают. Это общая болезнь всей молодежи. Молодежь сейчас во всем мире пытается противопоставить себя родителям.

В чем-то детям дают больше свободы: западные средства воспитания и законы говорят о том, что если ты наказываешь своего ребенка, воспитывая его, то ребенок может подать на тебя в суд. То есть другими словами, детям дают полную свободу. С древности, со времен Ветхого Завета и в Новом завете человек мог начинать учить лишь после тридцати лет. Сейчас подростки уже в двенадцать лет начинают учить родителей, как жить.

Все чаще говорят о том, что "предки - недоразвитые", и чем дальше, тем более недоразвитые, а дети более развитые. Это порождает самомнение, гордыню. Это касается всех и в любых условиях, в том числе в Церкви. По-настоящему из Церкви уходит, я думаю, меньший процент, чем уходит из семей в этом же возрасте. То есть из под контроля семьи и из семьи, как некоего такого очага, в котором они живут.

В семьях разрушены три вещи, как когда-то хвалились так называемые махатмы, присылая поздравление советскому правительству: "Вы разрушили Церковь, вы упразднили тюрьму воспитания, и вы разрушили семью лицемерия". То есть лицемерие - это якобы когда дети слушаются, хотя им не хочется слушаться. Это называют лицемерием, понимаете! А вот это якобы не лицемерие: когда не хочешь, не слушаешься, хочешь - твори, что хочешь. На этом основании и стала разрушаться семья, воспитание.

Конечно, для верующей семьи это касается Церкви. Тут нет никакого особенного явления, нового такого, которого раньше не было. Да, в такой мере его раньше не было, потому что были другие устои. Теперь эти устои поменялись, вернее, их разрушили. Эти устои для верующих касаются прежде всего Церкви, отношения к Церкви. А для неверующих - вообще, общего поведения в жизни. Вот как мне представляется эта проблема.

- Как поступать родителям в таком случае?

Родителям прежде всего нужно молиться! В первую очередь молиться и ждать. Внешне нужно стараться оградить от дурного сообщества - дурные нравы развращают благие сообщества, говорится в Священном Писании. Иначе говоря, с кем поведешься, от того и наберешься. Но оградить не всегда возможно и не всегда правильно: нужно действовать исподволь и при помощи своих близких.

Вот что у нас еще потеряно сейчас - это взаимовыручка в этом отношении. У нас стесняются сделать ребенку замечание даже в Церкви, а если делают замечание - его иногда уговаривают. Вот этого не должно быть. Почитание старших ребенок должен ставить во главу угла. Взрослый не только имеет право, но он ДОЛЖЕН сделать вежливое замечание, как помощь родителям, потому что всё родители не могут увидеть. Я к этому часто призываю, но никто не слушает.

Я вам скажу на собственном опыте. В моей семье в свое время встала проблема телевизора. Мне помогли совершено посторонние люди. Они мне помогли, поддержали в этом отношении. И дети воспитывались без этой обработки мозгов.

Когда вопрос телевизора возник в моей семье, человек очень умный, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, сказал моим детям: "Понимаешь, то, что ты читал, ты знаешь. А остальные ничего не читали, ничего не знают. Произведения Достоевского, Пушкина, Гоголя они знают не так, как писал Пушкин, Достоевский или Гоголь, а так, как писал режиссер. Они или безграмотные, или полуграмотные, или вообще дезинформированные, потому что в фильме показывают совсем не так, как хотел сказать писатель". И это нужно объяснять. И рано или поздно это даст свои результаты.

- Многие родители жалуются, что не могут оторвать детей от телевизора, от компьютера...

Нужно нам самим сначала оторваться. Но говорю: при помощи близких. При помощи тех людей, которые могут в этом отношении помочь. Потому что это истина: "не бывает пророк без чести, только в отечестве и в дому своем". У своих домашних быть пророком труднее всего, это все знают. Нужно эту истину помнить и друг другу помогать. Это то, что зависит от нас.

И еще нужно терпеть. Есть притча, о которой я все время рассказываю. Некий человек говорит: "Да что ж терпеть! Все бесполезно, все равно, что воду решетом носить!" А ему отвечают: "Дождись зимы. И тогда сможешь воду решетом носить." То есть нужно дождаться. Ушинский не зря говорил: почему детей начинают учить примерно в семь лет? Потому что до этого возраста дети не могут еще понять, не способны.

Почему называется "трудный возраст"? Потому что, действительно, в этом возрасте, человек кое-чего наберется, и уже начинает себя мнить чем-то значащим. Вот это и называется "трудный возраст". Не говоря уже о физиологических изменениях у мужского и женского пола, так сказать, переход к зрелости. Это тоже накладывается... При сильном духе физиология не имеет такого значения, такой роли. А когда дух-то у нас хилый, то немощствует тело, немощствует и душа.

А когда тело начинает расти, здоровым становится, "здоровым" в смысле "крепким", то мы забываем, что вот это высказывание, которое у нас неправильно, не полностью, цитируют, только кусок: "в здоровом теле здоровый дух", - на самом деле, оно звучит не так. Оно принадлежит Лукиллу, древнему мудрецу, которого еще Пушкин упоминает в своих произведениях. Полностью это высказывание звучит так: "нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух". То есть, тело начинает крепнуть, и в это время нужно стремиться... В этом отношении очень важна роль Церкви. И если что-то не получается в этом отношении, то это не значит, что это потому что человек в Церкви. Вне Церкви произошло бы то же, и еще гораздо хуже. А наоборот, Церковь еще удерживает это.

- Со временем дети не хотят на богослужениях стоять, в воскресную школу ходить...

Матушка, у нас взрослые не хотят, что вы хотите? У нас батюшки стараются службу подсократить, чтобы короче было. Что вы хотите от детей? Это естественно.

Нужно приспосабливаться, все неодинаковые. Вначале это интересно, потом начинается... Вы не забывайте : что касается духовной жизни, и вообще церковной жизни, тут действуют невидимые силы. Приходят мысли, появляются настроения, друзья, звонки раздаются, то-то и то-то. И человека от Церкви оттаскивают. Это естественный процесс.

Есть замечательное изречение. Одного спрашивают: "Когда ты пришел в монастырь, - а уж в монастырь-то человек сознательно вступает, - как ты себя чувствовал?" - "Я смотрел на всех, как на ангелов". Два года прошло. "А теперь?" - "А теперь смотрю на всех, как на демонов". Если в монастыре люди смотрят сначала как на ангелов, то чему удивляться, что дети начинают реагировать на некоторые вещи? Это естественный процесс.

- Говорят, что все равно уход из Церкви для многих неизбежен...

Это ложь. Совсем не неизбежен. По милости Божией я вырос в Церкви и по милости Божией живу сейчас в Церкви. И никуда не уходил. По милости Божией, можно сказать, почти все мои дети выросли и ходят в Церковь. Понимаете, по милости Божией. И таких примеров множество. И говорить, что он неизбежен, - это клевета. Это все равно, что сказать "уход из семьи неизбежен". Да, в некотором смысле он неизбежен, то есть человек женится или замуж выходит - в этом смысле неизбежен. Но в том смысле, в котором говорят "уходит, значит бросает семью"... На этом основании у нас теперь, видимо и женятся, и говорят: "Развод неизбежен". Я думаю, понятно, что один и тот же голос звучит в этих словах. Потому что начинают оправдывать свою распущенность неизбежностью такого варианта.

Это все равно, что сказать: людей учат в школах, но не все учатся хорошо. Что ж, не учить их после этого? Не все становятся физиками, ботаниками, математиками, но преподают всем. Вон, апостол Павел в афинском ареопаге выступал, там его один Дионисий Ареопагит слушал, все остальные сказали: "Послушаем тебя в другой раз". Ну ради него, значит, стоило говорить. У нас немножечко другие проценты, чем в миру. В миру говорят: "Ну что ж, раз большинство считает, значит нужно так". А Господь говорит иначе: "Если десять праведников есть, то все остальное большинство помилую". Но это особый вопрос.

- Батюшка, что бы Вы сказали нашим читателям, многие из которых только воцерковляются?

Прежде всего - ходить в Церковь. Потому что Церковь - это сокровищница всей премудрости духовной и даже мудрости житейской. И кроме того, учиться мыслить. Большая часть "телевизионных" и "компьютерных" людей мыслят по программе, у них нет свободного мышления. И поэтому, бывает, говоришь элементарные вещи и удивляешься, что люди совершенно не соображают. Начинают, например, говорить о всяких вероисповеданиях, о тибетских, восточных, забывая, что у нас тысячелетний пример Александра Невского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Ломоносова. Надо уметь размышлять.

Иван Андреевич Крылов, кстати говоря, никогда не спорил. Он говорил: "Хоть кол на голове теши, но если человек сам не дойдет - бесполезно." Николай Васильевич Гоголь сказал в своей переписке с друзьями: "Самое страшное - это гордость ума." То есть все, что мой ум не понимает - значит, этого нет. Что мой ум не видит - значит это не так. Но, извините, нет же всеобъемлющего ума человеческого! С этим мы столкнулись и уже пожинаем плоды. Так называемый прогресс - это свидетельство этого далеко не всеобъемлющего ума. Есть очень хорошее выражение Бернарда Шоу. Он сказал, что "узкий специалист - это тот, кто знает в узкой области очень много, а самый узкий специалист - это который знает все ни о чем". То есть человек занимается в одной области и забывает, что творится вокруг. А вокруг все уже начинает гибнуть. И сейчас мы пожинаем плоды этого прогресса за счет узости мышления, узости рассуждения и, в общем, узколобия.

Беседовала Лариса Бойко

http://www.pravmir.ru/article_2074.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45