Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Добровольцы: как не навредить... себе?

Наталья  Шестиперова, Нескучный сад

11.05.2007

В декабре прошлого года на сайте Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы появился форум добровольцев. Заявивших о своем желании помогать людям оказалось немало. Реально помогающих - меньше. О том, как добровольцами не рождаются, а становятся, рассказывает координатор добровольцев в Восточном и Юго-Восточном округах Москвы Наталья ШЕСТИПЕРОВА.

Симптомы синдрома выгорания:

- отрицательная самооценка и отрицательное отношение к работе;
- утрата понимания и сочувствия;
- хроническая усталость, нарушение памяти и концентрации внимания;
- нарушение сна (проблемы с засыпанием, бессонница, раннее или очень тяжелое пробуждение);
- повышенная возбудимость и (или) депрессивные, апатичные состояния, обостренное чувство бессилия и отверженности;
- снижение эффективности деятельности;
- изменение отношений с близкими.

Часто синдром сопровождается соматическими изменениями: головной болью, желудочными расстройствами, тахикардией, аритмией.


В добровольческом движении "Милосердие" более 160 участников. Просьбы о помощи координаторы движения получают от операторов Скорой социальной помощи (тел.: 107-70-01), из форума на сайте, от знакомых и через звонки в эфире радио "Радонеж". Добровольцы помогают одиноким инвалидам и старикам на дому, выполняя довольно простую работу: помощь в мытье, переодевании, перестилании постели, приготовлении пищи, уборке квартиры, нехитром ремонте. Несколько групп волонтеров посещают психоневрологические интернаты и детские дома инвалидов и помогают в нескольких больницах: Первой градской и военном госпитале имени Бурденко. Инвалидов, которые живут дома, добровольцы привозят или провожают на службы в храм, помогают отвезти в больницу или в санаторий. По праздникам волонтеры собирают специальные поздравительные группы и посещают районные детские дома и больницы. Просьбы для добровольных помощников распределяются по районному принципу, чтобы не тратить время на дорогу. За март 2007 года движение "Милосердие" выполнило около 40 постоянных просьб (чаще всего это уход за пожилыми людьми на дому) и более 100 разовых. Просьбы принимаются от людей любого вероисповедания. Добровольцем тоже может стать каждый.

Мы не супермены!

"Мне бы найти кого-нибудь убраться. И еды приготовить. А то я лежу парализованная. И соцработник не ходит. У двери стоит, а я не открываю, потому что лежу. Прошлому могла ключ дать, а этому не могу - не доверяю. Родственников нет. Есть племянник, но он живет далеко, час на метро. Вчера приезжал, а вообще не навещает. А еще у меня есть холодильник, я бы могла его кому-нибудь отдать, только вы отвезите сами. А еще у вас, может быть, есть для меня ортопедический матрас? Мой-то совсем плохой. Через месяц меня положат в больницу, может, и там вы сможете меня навестить? Кстати, по соседству живет слепой дедушка, тоже одинокий, можно и ему кого-то найти?"

Так выглядит просьба, поступившая в добровольческую службу "Милосердие". Это как бы квинтэссенция всех просьб, с которыми к нам обращаются. Еженедельно их около 30: просят навестить в больнице, найти вещи, забрать вещи и перевезти их новому владельцу, просят за соседа (соседку, знакомую), нужен компьютер, нужна госпитализация. За каждой из этих просьб, с одной стороны, человек, попавший в беду, с другой - доброволец, который хочет помочь.

Людей, желающих сделать что-то хорошее, в Москве немало. Каждое воскресенье мы знакомимся с новыми добровольцами, их приходит обычно от пяти до десяти человек. Это люди разного возраста и профессий: у нас есть пенсионеры, есть профессиональный скульптор, режиссер, повар, есть целый ансамбль народной песни, учительница начальной школы, студентка Плехановской академии, директор ресторана, предприниматель, программист, несколько журналистов и финансовый аналитик. Для первого знакомства мы собираем всех желающих в храме св. блгв. царевича Димитрия при Первой градской больнице. А узнают люди о такой возможности помочь другим по интернету: уже несколько месяцев действует наш форум на сайте "Милосердие".

Один из добровольцев оказался художником и украсил палату детского дома для инвалидов деревенским пейзажем во всю стену. Для девушки-поэтессы, прикованной к постели, добровольцы-программисты нашли и модер- низировали ноутбук. Мужчине, не по своей воле жившему в ужасных условиях, привезли пожертвованную кровать, теперь нужно сделать ремонт в его квартире. Девушки из ансамбля народной песни выступили на Масленицу в госпитале имени Бурденко перед пациентами из самых тяжелых отделений, а другие добровольцы напекли для этого праздника несколько десятков килограммов блинов.

Часто мы сами удивляемся, сколько народу приходит на очередную встречу. Но задерживаются не все. Почему? Как правило, на первую встречу с координаторами будущие добровольцы приходят с искренним настроением "очень хочу чем-нибудь кому-нибудь помогать". Когда же начинается настоящая деятельность, оказывается, что все не так просто, как казалось на первый взгляд. Валентина Игоревна очень хотела помогать детям-сиротам. Но когда пришла в детский дом для детей-инвалидов, поняла, что не умеет ладить с отстающими в развитии малышами. Добровольца Сашу попросили рассортировать вещи и отвезти многодетным семьям. Сортировать и возить вещи было неинтересно, поэтому на следующие звонки координаторов он не реагировал, а просто выключал мобильный.

Из-за того что помогать остаются не все, часто кажется, что в жизни добровольца очень много проблем. Что делать добро очень сложно, а доброволец, долго о ком-то заботящийся, - это супергерой. На самом же деле доброволец - это не существо с железными нервами и мышцами. Это хороший человек, который помогает людям так, как помог бы своему родственнику в тяжелой ситуации. И сталкивается он с человеческими проблемами, которых можно избежать, если помогать разумно, а не руководствуясь только эмоциями, какими бы захватывающими они ни были.

Чтобы прийти еще раз

Анна, молодая мама, услышала по радио объявление о том, что полупарализованной старушке нужна помощь. Приехав по адресу, она обнаружила не уютную комнатку с торшером и ковриком на стене, как она себе это представляла, а грязную, заваленную трухлявыми вещами тараканью каморку. В комнате стоял тяжелый дух от лежачей больной. Анна геройски выполнила полагающиеся процедуры и вернулась домой. Всю ночь она не спала, ее преследовал прилипчивый запах болезни, мучили кошмары. Наутро она позвонила координатору и сказала, что, хотя ей очень жаль старушку, больше она приходить не сможет. И отказалась сотрудничать с добровольцами. Навсегда.

Кто виноват в случившемся? Я думаю, мы, координаторы. Анне никто не рассказал, в каком именно состоянии эта бабушка, в каких условиях она живет. Это частая ошибка в благотворительных организациях. Для того чтобы избежать таких ситуаций, надо как можно более тщательно инструктировать волонтера перед заданием. Если он идет домой к парализованному человеку, надо подготовить его к тому, что он увидит грязь, почувствует неприятные запахи. "Если волонтер приходит работать в детский хоспис - то есть работать с семьями, которые постоянно переживают стресс, - его не допустят к умирающему ребенку до тех пор, пока он не пройдет подготовку в течение минимум трех месяцев, - говорит священник Александр Ткаченко, директор Санкт-Петербургского детского хосписа. - Даже если доброволец приходит просто мыть пол, ему нужно рассказать, что он увидит в семье, что может почувствовать, как ему следует реагировать на вопросы родителей. Только после этого он сможет безболезненно для себя и для окружающих войти в эту семью и помыть пол". По мнению Ренаты Розовской, организатора сайта www.volontery.ru и серии тренингов для волонтеров, прежде чем отправлять человека на задание, нужно выяснить, к чему у него есть склонности, а к чему нет, насколько он сам эмоционально устойчив. Если у добровольца есть духовник, надо посоветоваться с ним относительно сферы приложения своих добровольческих усилий.

Поменьше романтики!

Молодая чета - горящие любовью к ближнему юные сердца, - встретив на вокзале пожилую женщину, живущую тут же на тюках, решила помочь ей отправиться домой, в Казахстан. Тетушка убедительно расписывала сложную комбинацию напастей, свалившихся на ее голову, красочно рассказывала про монастыри, где ей довелось побывать в скитаниях. Молодые люди выкроили из семейного бюджета кругленькую сумму и купили вокзальной жительнице билет. Через неделю встретились с ней на другом вокзале. Она сделала вид, что их не признала: "Чего?! Вы кто такие?!" А потом ночевавшая с ней на прежнем вокзале бабушка пожаловалась, что та... обокрала ее перед "отъездом". Конечно, ни в какой Казахстан она не поехала, а сошла на первой же станции и сдала билет. Ребята скисли: "Как же она могла так врать?! Мы же ей верили!" И чтобы ребята не ушли из волонтеров совсем, координаторам пришлось потратить немало сил.

Романтики-добровольцы иногда обижаются, если их просят разгружать машины или сортировать вещи, но эта работа не менее важна, чем дежурство у кроватки малыша после операции. Один человек рвался "в бой", получил задание перевезти шкаф для многодетной семьи. Вернулся, и первое, что написал в форуме: "Я на них столько времени потратил, а мне даже спасибо не сказали!" Часто добровольцы уходят из-за того, что не чувствуют благодарности. С профессионалами все ясно - они получают деньги. А доброволец, наоборот, тратит свои деньги, свое время, свои эмоции, часто оказываясь "крайним". Владимир навещал одинокого слепого старичка. Тот вдруг начал утверждать, что доброволец украл у него... подставку из-под цветочного горшка и несколько чайных ложечек. Конечно, Владимир очень обиделся на такое поведение пожилого инвалида. Поэтому перестал к нему ездить. Выход тут один: координаторы должны заранее предупреждать, что никакой благодарности доброволец может не получить. Он помогает по зову сердца, а не ради награды, будь то деньги или слова.

Перегорел

Юрий делал для добровольческой службы очень много, казалось, он успевает все, везде и всегда. Но один раз он позвонил координатору и сказал, что не хочет больше помогать. Он не видит результатов своего труда, родные и близкие обижаются: им он уделяет все меньше времени, на основной работе возникли проблемы. Он не понимает, из-за чего это происходит, но четко знает: жить так больше он не может.

Это типичный пример так называемого "синдрома выгорания", ставшего настоящим бичом не только добровольцев, но и сотрудников детских домов, социальных педагогов. "В отличие от волонтеров у профессиональных социальных работников деятельность регламентирована, - говорит психолог Дарья Кутузова, сотрудничающая с московскими добровольческими организациями. - Они знают, что неделя закончится - и у них будут выходные. А многие волонтеры не могут сказать себе "стоп!"".

Православный доброволец - человек, которому сложно сказать "нет". Ведь для него помощь ближнему - одно из доказательств веры. Поэтому наши добровольцы поначалу делают многие вещи "через силу": не решаются отказать. Кроме того, православные помощники приходят туда, куда не добирались другие, где тяжелее всего: в психоневрологические интернаты, детские дома инвалидов, к частично или полностью парализованным людям. Так что и чувство усталости, и чувство беспомощности знакомы добровольцам очень хорошо.

Часто мы не думаем о своей жизни как о едином целом. И когда начинаем помогать кому-то, нужно первым делом понять, что на эту деятельность пойдет часть сил и внимания из других областей жизни: работы, общения с семьей и друзьями. Как рассчитать время? Кому-то поможет календарь занятости: тщательно составленное расписание каждого дня, которое поможет представить, что вы будете делать через несколько дней, через неделю, месяц. Но многим такой способ не подходит. Попробуйте посоветоваться с близкими людьми, спросить, не возражают ли они, чтобы вы уделяли часть времени благотворительной деятельности. Важно понять, что время, которым вы располагаете, - не резиновое. От того, что в жизнь входит помощь нуждающимся, времени не станет больше. Наоборот - чем-то придется пожертвовать. Скажем, отказаться от вечера у телевизора или от общения с друзьями несколько раз в неделю.

Если вы обнаружили у себя один из симптомов синдрома выгорания, возьмите небольшую передышку. Зарубежные добровольцы работают по принципу три месяца работы - месяц отдыха, в который добровольца, даже если он будет очень просить, не допустят ни до какого задания. Может быть, и вам нужно просто отвлечься. И если после перерыва покажется, что взята слишком высокая планка, ее нужно снизить.

"Для того чтобы добровольческая деятельность в действительности стала служением Христу, - говорит прот. Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности, - нужно обязательно помнить, что мы призваны служить Богу и иным образом. О чем я говорю? Есть такая служба, которая совершается у нас в храмах, которая так и называется "общее дело" - дело всех христиан. А по-гречески - "литургия". Участие в этом общем деле и есть то главное, без чего мы в ближнем не сможем увидеть Христа". Отец Аркадий советует добровольцам, у которых возникают сложности, чаще причащаться и молиться за тех людей, которым они помогают.

Бывает так, что первый месяц доброволец помогает кому-то с трудом, постоянно себя превозмогая. А уже через два месяца пишет координатору радостное письмо со словами: "Спасибо, что направили меня именно сюда. Сейчас я понимаю, какое это счастье!"

Роман участвует в одном из проектов комиссии - встречает возвращающихся из колонии девочек, которые едут через Москву. Казалось бы, ничего сложного. Единственное - на вокзале надо быть в полседьмого утра. В субботу. А после несколько часов провести с незнакомым и часто неприятным в общении подростком. После первого такого "выхода" Роман решил все бросить - "не мое". Когда его попросили помочь во второй раз, сказал: "Ладно. В последний раз". С третьей девочкой вышел конфликт, и он почувствовал себя абсолютно никчемным добровольцем. Опять решил все оставить. После четвертого раза взмолился: "Нет сил!" Но был и пятый, и шестой, и двадцатый "выход". Потому что Роман привык (в том числе рано вставать). Потому что это его дело. А самое главное, потому что толковый, надежный, опытный доброволец - это находка. Это человек, на котором многое держится. За которого держатся.

Если вы начинающий доброволец

Вот некоторые простые правила, основанные на опыте. Заранее предупреждайте координатора, каким временем вы располагаете. Если у вас возникли затруднения - сразу же звоните и задавайте вопросы. Если у вас изменились планы, сразу же предупредите, это поможет координатору быстро найти замену.

Когда вы едете навещать кого-то дома, не говорите точное время вашего приезда. Лучше сказать: "Я буду во второй половине дня". Люди, проводящие всю жизнь дома, по-другому воспринимают время и будут очень переживать, если вы задержитесь. Никогда ничего не обещайте опрометчиво! Одинокие люди запоминают все, что вы им говорите, и очень страдают, когда обещания не выполняются.

Не оставляйте подопечным, с которыми вы еще толком не познакомились, свой домашний телефон. Объясните, например, что вы живете не один и частые звонки не приветствуются. Номер мобильного можно оставлять только в том случае, если вы уже наладили отношения с человеком, которому помогаете.

Постарайтесь получить об этом человеке максимум информации. Если к нему ходит социальный работник и медсестра, познакомьтесь с ними. Если есть какие-то родственники, запишите их телефоны, выясните также телефон ближайшей поликлиники.

Если вы пришли помогать в больницу, детский дом или дом престарелых, четко выполняйте указания персонала. Никогда не оспаривайте предписания врачей и администрации! Не идите на конфликт, даже если вы отстаиваете позицию человека, которому помогаете. Ваш конфликт может навсегда закрыть двери учреждения для добровольцев.

Учитесь слушать и не раздражаться. Координатора, который дает задание и рекомендации; человека, которому вы пришли помогать, его родственников и других помогающих ему людей. Цель добровольца - не только и не столько смена памперсов и кормление, сколько умножение любви, создание вокруг несчастного человека спокойной дружелюбной атмосферы. Этого не получится, если вы не будете внимательны и ласковы со всеми, от кого эта атмосфера зависит.

Если вы хотите быть добровольцем

Если вы хотите участвовать в добровольческом движении при комиссии, звоните по телефону в Москве 107-70-01.

Также вы можете зарегистрироваться на форуме добровольцев сайта "Милосердие.ru"

http://www.nsad.ru/index.php?issue=40§ion=13&article=632



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме