Забастовка - это не по-православному?

Новости Москвы 
0
125
Время на чтение 6 минут
Недавно к нам пришел вопрос от верующего сотрудника одного крупного предприятия, в котором назревает трудовой конфликт. Работники совещаются, не объявить ли забастовку, или, может быть, лок-аут (единовременное всеобщее увольнение, приводящее к остановке производства). Как быть - спрашивал нас автор письма - проявить солидарность с коллегами, или смирение по отношению к руководству?

Вопрос пришел как раз к 1-му мая - в первоначальной трактовке - Дню солидарности трудящихся, введенному в круг праздников революционными социалистами еще при Царе. Чтобы ответить на него, мы решили опросить православных работников и начальников различных организаций и узнать, что они понимают под правами трудящихся, как далеко, по их мнению, следует заходить в их отстаивании, и как в идеале должны строиться отношения руководителей и подчиненных в трудовых коллективах.

1. Православный руководитель светской организации.
Алексей ПЕТРУШКЕВИЧ, директор школы N 52 города Курска:

- В моей школе забастовок не было. Если бы кто-то из учителей вышел на забастовку, я бы, конечно, постарался понять людей (бастовали в 90-е годы, когда учителям на 4-5 месяцев задерживали и без того небольшую зарплату) и никого бы за это не уволил. Но и школу мы бы ни на один день не закрыли. На те два-три дня, что шла забастовка, объединили бы классы, провели бы для детей культмассовые мероприятия или нашли другой выход, но ни в коем случае не бросили бы детей.

В эту школу я пришел 4 года назад, до этого несколько лет был директором другой школы. Пришлось нам с учителями друг к другу притираться. Не мне судить о себе, но надеюсь, что вписался в этот дружный работоспособный коллектив. Отношения с учителями стараюсь строить на доверии и взаимопонимании. У нас общая задача - учить и воспитывать детей. Как на любой работе, возникают проблемы, но их можно и нужно решать доброжелательно и конструктивно. Увольнение же работника - крайняя мера, лучше к ней не прибегать. И я за годы своего директорства никого не уволил по дисциплинарным причинам. Взыскания делал, но, к счастью, чаще объявлял благодарность.

У нас государственная школа, не все учителя воцерковлены, но все с уважением относятся к Православию, большинство празднует Пасху, Рождество и другие великие церковные праздники. Все знают, что я православный человек, и это тем более обязывает меня быть в первую очередь строгим к себе.

2. Православный сотрудник светской организации.
Георгий МАЛЕЕНКО, системный администратор инженерного центра:

- В трудовом договоре прописаны общие условия, в том числе и зарплата. Но если человек повышает свою квалификацию, предъявляет руководству документы, убеждает, что умеет больше, и хотел бы, чтобы ему повысили зарплату, я в этом не вижу ничего зазорного. А просто просить "увеличьте зарплату" неприемлемо.

Когда я был начальником, мне приходилось отстаивать перед высшим руководством сотрудников, с которыми, на мой взгляд, поступали несправедливо. На сегодняшней моей работе таких ситуаций не было. В организациях, в которых я работал, сотрудники ни разу не бастовали, поэтому о забастовках могу рассуждать только теоретически. Наверное, участвовать в них можно, если это в рамках закона.

В советское время, как и все, был членом профсоюза. Профсоюзы, на мой взгляд, хороши тем, что имеют все права и рычаги для улучшения условий труда. В руководстве предприятия есть представитель профсоюза, который отстаивает права всего коллектива. Разумеется, там, где есть профсоюзы. У нас, как и в большинстве негосударственных организаций, профсоюза нет.

В храме, в который я хожу, в воскресные и праздничные дни служатся 2 литургии. Так что даже если двунадесятый праздник попадает на рабочий день, у меня почти всегда есть возможность побывать в храме. А после ранней литургии еду на работу.

3. Православный руководитель православной организации.
Андрей КАРИМОВ, председатель совета Новосибирской региональной общественной организации "Лад":

- Я считаю, что во избежание трений и конфликтов необходимо единоначалие, причем желательно мужское. Чтобы без эмоций в определенный срок ставились и решались конкретные задачи. Конечно, из-за нашей незрелости совсем избежать эмоциональных вещей не удается. Бывало, что для разрешения сора обращались за советом к священнику, но не могу назвать это трудовыми конфликтами. Это скорее была проблема личных взаимоотношений, то есть в основе спора лежала не суть дела, а те же эмоции.

Официально мы светская организация, но работают у нас в основном православные люди. А несколько человек начали воцерковляться уже в нашем коллективе. Хотя мы никого не принуждали. С одной стороны, протест коллектива против руководителя в православной организации - глупость. Если люди тебе настолько не доверяют, что даже до забастовки доходит, значит, без любви ты ими руководишь, и надо уходить. Я бы, во всяком случае, ушел. У нас небольшой коллектив (20 человек), и я стараюсь прислушиваться к мнению сотрудников. Другое дело, что в некоторые организации руководителей назначают (и среди православных директоров есть назначенные). Тогда, наверное, можно выражать протесты вышестоящему начальству. Если, действительно, есть злоупотребления и спекуляции со стороны руководителя. Но если люди изначально объединились вокруг лидера (а таких православных организаций большинство)... Какой тут может быть протест? У нас в "Ладе", например, все зависит от активности сотрудников. Даже зарплата. Мы с помощью спонсоров готовим проекты, под эти проекты ищем гранты. Не будет активности - не будет зарплаты. А если люди вместо того, чтобы работать, начнут протестовать и одновременно требовать от меня повышения зарплаты? Смешно!

Мне кажется, во многих православных организациях есть проблема спекуляции на Православии. Причем спекуляции обоюдной. Сотрудники позволяют себе схалтурить, недоделать работу (мол, мы же друзья, единомышленники, не уволит он меня), а руководители считают, что платить нормальную зарплату людям необязательно - они же за идею работают. Я с самого начала высказал учредителям свое мнение: зарплата должна предусматривать не только выживание сотрудников, но и их профессиональный рост. Стараюсь, чтобы люди у меня получали нормально.

4. Православный сотрудник православной организации.
В этом качестве мы опросили сотрудника нашей редакции, пожелавшего остаться incognito:

- Трудовой конфликт трудовому конфликту рознь. Очень важным примером в этом смысле я считаю притчу о работниках одиннадцатого часа - там же тоже был трудовой конфликт. Требовать того, о чем не договаривался при поступлении на работу - другой зарплаты, другого графика - я не считаю себя в праве, но могу просить, а если это очень важно, а начальство понимания не проявляет, то не грех без конфликта корректно уйти. Другое дело, если за справедливость! Опять-таки, если как-то ущемили лично тебя, мне кажется, по-православному смиряться пока есть силы, а если искушаешься - уходить. Хотя сначала надо все обсудить и выяснить - может, просто произошло недоразумение. Но если надо заступиться за других, то тут уж, наверное, можно и требовать и протестовать - ведь это тоже такая возможность пострадать за ближних.

Не знаю, может ли в православной организации конфликт дойти до голодовок, забастовок и т.д. - мне кажется, на практике все конфликты кончаются раньше; и люди спокойнее, и церковная дисциплина присутствует, и всегда есть возможность для неформального решения: в Москве, по крайней мере, два произвольно взятых православных почти обязательно могут найти трех общих знакомых. Но вот в автобиографии свт.Луки (Войно-Ясенецкого) есть случаи и голодовок и попыток самокалечания (на допросе он схватил нож и пытался перерезать себе горло - не чтобы умереть, а чтобы прервать допрос), и даже неосуществленное намерение самосожжения в знак протеста (хотя, конечно, там был не трудовой конфликт, но также протест против несправедливости и угнетения) - так что в конфликтных ситуациях надо поступать по совести и даже с дерзновением, как мне кажется.

Подвести итог обсуждению мы попросили священника Евгения ЛАЛЕНКОВА, клирика храма Святых двенадцати Апостолов города Тулы, преподавателя кафедры теологии Тульского государственного университета:

- Если нарушается трудовое законодательство, православный мирянин может в рамках закона выразить свое недовольство. В том числе и принять участие в забастовке, если она организована профсоюзом, подана заявка и получено разрешение на ее проведение. Но все-таки забастовка - крайняя мера. Сначала надо, на мой взгляд, попробовать решить проблему менее радикальным способом. И понимать, чем именно ты недоволен. Просто за компанию даже на разрешенную забастовку выходить, наверное, не стоит. А в несанкционированных забастовках и других мероприятиях, ведущих к массовым беспорядкам, столкновению с правоохранительными органами, христианин участвовать не должен. Протестовать можно только в рамках закона. Обобщать нельзя, всегда надо рассматривать конкретный случай. Есть профессии, в которых по совести забастовка невозможна: врачи, учителя, авиадиспетчеры... И, заметьте, они почти не бастуют, несмотря на все трудности.

Наша кафедра не участвовала в забастовке преподавателей нашего университета, потому что у нас не было претензий, а, как я вам уже говорил, выходить на забастовку за компанию... странно. Священники же вообще не должны участвовать в политике, а любая забастовка, как ни крути, акт политический. Миряне же у нас преподают по совместительству, в штате они на других кафедрах. Не знаю, может быть, кто-то из них участвовал в забастовке. Ну а для нас, священников, работа в университете - послушание. Против кого же нам протестовать? Против епархии?

Христианин должен свидетельствовать о Христе всюду, в том числе и на своем рабочем месте. Все вокруг спорят, конфликтуют, а ты покажи им пример кротости, смирения. А если будешь так же склочничать, то чем ты отличаешься от других? Какая ты соль земли? Соль оздоровляет, убивает микробы, а конфликт приводит к напряженности, создает в коллективе как раз нездоровую обстановку. Не получается избежать конфликтов - возможно, стоит и работу поменять.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=32&id=5214
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45