itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Личная платформа или Стоит ли спорить о политике

Новости Москвы 
0
129
Время на чтение 8 минут
Этот год проходит под знаком выборов. О политике спорят по ТВ, радио, в газетах. Политика проникает в нашу жизнь вне зависимости от убеждений и гражданской активности. А там глядишь - и в очереди за хлебом впал в полемику со сторонником какой-нибудь не той партии. И сам обиделся, и человека обидел - не по-христиански как-то! Наш корреспондент Алексей РЕУТСКИЙ опросил людей самого разного рода занятий о том, какое место в их жизни отведено политике. И стоит ли православному христианину обращать на нее внимание?

ЛОНГИН, епископ Саратовский и Вольский: Интерес к политике - обязанность священства

- Думаю, что церковное сообщество приходит к осознанию: нам нужно научиться достойно отвечать на некорректные выпады против Православия со стороны наших недоброжелателей. Кроме того, и священники должны быть в курсе тех событий, которые происходят в стране и мире. В некоторой степени это даже их обязанность, ведь люди часто спрашивают совета, интересуются их мнением о том, как следует относиться к тем или иным явлениям. Но нужно помнить, что священник не должен участвовать в политической борьбе. Каноны Церкви прямо запрещают ему "входить в распоряжения мирскими делами" (третье правило IV, десятое правило VII Вселенского собора).

Однако "нужды ради и закону пременение бывает". В истории были случаи, когда священнослужители были вынуждены - я подчеркиваю это! - брать на себя попечение о народе. Вспомним роль патриарха Ермогена в преодолении Смутного времени на Руси в начале семнадцатого века: если бы не его послания, не было бы народного ополчения Минина и Пожарского. Почти нашим современником был первый президент Кипра архиепископ Макариос (1913-1977), под руководством которого эта республика обрела независимость. Однако не всегда такое участие священнослужителей в управлении государством было насущной необходимостью, и я бы не стал называть это политической деятельностью.

Что же касается того, должен ли священник говорить о своих взглядах прихожанам, если они его спрашивают, при личном общении, - почему бы и нет? Однако он не имеет права превращать амвон в место политической пропаганды, призывать к каким-либо действиям, высказывать свои политические воззрения во время проповеди. Должна сохраняться та грань, которая отделяет обычный гражданский интерес человека, неравнодушного к тому, что происходит в его стране, от священнического служения.

Александр КАБАКОВ, писатель: Ссоры на политической почве - это нормально

- Политика - это серьезное дело, результат этой работы имеет существенное значение, почему же тут не может быть конфликтов? Это же не погода, не кулинарное искусство. Ведь из-за политики воевали когда-то, на смерть шли, брат на брата, сын на отца. У меня был случай, когда мы поссорились со старым приятелем. Он недоброжелательно отозвался о Церкви (это было расхожее обвинение, что Церковь сотрудничала с советской властью и пр.), я возразил ему, тогда он отозвался оскорбительно. После этой ссоры мы долго не общались. И когда я обдумывал причину этой ссоры, то пришел к мысли, что так проявились наши старые расхождения: он - такой вольнодумец-либерал, человек, увлеченный общественными проблемами, а я не во всем разделяю его взгляды. Политика в данном случае была той гранью, которая отразила разницу нашего отношения к жизни в целом. И это нормально. Хотя с другой стороны, политика может и не интересовать мирного обывателя, занятого своими проблемами. И в этом случае ссор не будет. Политикой занимаются люди с мощным общественным темпераментом или профессионалы.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Пыжах: Не вижу смысла идти на выборы

- Политика, как давно было сказано, - это любовь к Отечеству (от греч. - искусство управления государством). Но эта любовь должна быть связана прежде всего с любовью к Богу. У нас есть два священных понятия: вера и Отечество. Земное Отечество не может быть по-настоящему устроено без нашей первостепенной заботы о небесном Отечестве. Цель подлинной политики, с моей точки зрения, - обеспечить наилучшие условия для того, чтобы максимальное число людей могло прийти к вере.

Сказать, что политика - ничто для христианина, это все равно что сказать: "1917 год и последующие гонения на Церковь нас не касаются. Наше дело - только молиться". Да, любящему Бога все содействует во благо, но мы знаем, что во времена этих гонений явился не только небывалый сонм мучеников, но и небывалое отступничество. Ясно, что испытания, которыми Господь посетил нашу Церковь, не были последними. И это связано с политикой.

На мой взгляд, теперь выборы все более приобретают тот же смысл, что и в советские годы. Можете ходить на выборы, можете не ходить. Не имеет никакого значения. Все подсчитают, как им надо. Об этих манипуляциях постоянно пишет пресса. Участвовать в таких играх - скучное занятие. Был момент, когда казалось, что можно переломить ситуацию. Например, в 1996 году, когда шла речь о сохранении России и реальной защите нравственности. Тогда президентом мог быть избран кандидат от народно-патриотических сил, для которого вопрос противостояния нравственному распаду общества не стоял на периферии. Сейчас я не вижу такой возможности. Разрешения нынешней ситуации "демографического и нравственного кризиса" с помощью выборов не видно.

Николай КОТРЕЛЕВ, завсектором "Литературное наследство" Института мировой литературы РАН: Христиане в ответе за мир

- Я думаю, православному человеку надо быть политически активным. Человек - венец творения, и, следовательно, человечество в ответе перед Богом не только за себя самое, но и за всю Вселенную. Христиане - соль земли. В пределах разумного представления о мире именно на христианах лежит, в конечном счете, ответственность за все, что с миром станет. Как же не заниматься политикой, организацией общего дела всех людей друг перед другом и перед природой?! Все-таки прожить свою жизнь будет более правильно, если понимать, что происходит в мире помимо твоих собственных чувств и мыслей. Ведь политика - не то, что происходит в Госдуме. Это вся общественная жизнь человека. Это то, как ведет себя группа людей, к которой ты принадлежишь, ее отношения с властью. Следовательно, первый долг христиан - бороться за то, чтобы политика ни в коем случае не была "грязным делом". Грязь, которою полна политика внешних, должна оставаться у границ христианского мира, христианский политик не имеет права пятнать ризы Церкви. Но и чураться работы в грязи мы не имеем права, иначе мы отдаем наше потомство в разврат лежащего во зле мира.

Олеся НИКОЛАЕВА, поэт, прозаик, эссеист, доцент Литературного института им. Горького: Право на гражданское неповиновение

- Если у человека есть гражданское самосознание, то почему бы ему не отстаивать свои политические взгляды, тем более если за ними стоят религиозные убеждения. Часто во время встреч с читателями мне задают вопросы, имеющие политическую окраску. Однако для меня как для верующего человека всякая политическая дискуссия сводится к положению Церкви при той или иной системе власти. Именно эта проблема является центральной, а все остальные вопросы общественно-политической жизни группируются вокруг нее и решаются исходя из нее.

В этом понимании политики мои друзья являются моими единомышленниками. Но вот в дискуссиях, которые ведутся на некоторых общественных площадках - на телевидении, в радиоэфире, на "круглых столах", я подчас сталкивалась с оппонентами, которые не то чтобы даже придерживались иной точки зрения, но выражали совершенно другую ментальность, с другими базовыми установками и понятиями. И с ними мне было очень трудно полемизировать, потому что надо было каждый раз расшифровывать, что они имеют в виду под тем или иным термином. Что они имеют в виду под словом "народ", "демократия", "Запад" и так далее. А кроме того, я всегда очень горячо реагирую на антицерковные выпады - тут срабатывают какие-то мои "болевые точки", и мне кажется, что в воздухе начинает припахивать этим гнилым запашком большевизма...

Я полагаю, что поскольку члены Церкви являются еще и гражданами своей страны, то ничего нет предосудительного в том, что они могут интересоваться политикой и общественной жизнью, ходить на выборы, поддерживать ту власть, которая не наносит вреда Церкви, и, напротив, противостоять властям в тех случаях, когда они посягают на свободу и религиозную совесть верующих, когда они насильственным образом пытаются заставить христианина отречься от Христа или вступить на путь греха. В этом случае нам позволительно оказать этим властям гражданское неповиновение, как это сказано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Владимир ЛЕГОЙДА, главный редактор журнала "Фома": Вопросы добра и зла решает не политика

- К сожалению, конфликты на политической почве возможны и сегодня, поскольку не у всех людей есть общая позиция по самому главному вопросу: духовно-нравственному. Между тем политика не та сфера, где решаются вопросы добра и зла, а прежде всего сфера взаимодействия государства и общества. И когда объясняешь это своим оппонентам, накал политического спора обычно снижается. Священник причащает из одной Чаши членов самых разных партий, если они исповедуются и подходят к Святым дарам с сознанием собственной греховности. И со стремлением к исправлению. И когда здесь у людей есть согласие, то для них уже ничто иное не может быть поводом для фатального конфликта. И наоборот, если мировоззрение человека определяют только - или прежде всего - его политические взгляды, то у него могут быть серьезные конфликты с оппонентами.

Однажды я был свидетелем, когда кто-то из политиков спросил одного из наших иерархов, почему Церковь не поддерживает его политическую партию, ведь ее фундамент строится на консервативных, здоровых началах. На что прозвучал ответ: "Церковь не может поддерживать какую-то конкретную партию, но она с радостью принимает всех, кто в нее приходит". Потому что Церковь создана Христом, Который был открыт для всех. Таким образом, Церковь - это та сила, которая помогает обществу решить нравственные вопросы, и если они решены, то вопрос политических разногласий снимается в рабочем порядке, не нанося серьезного морального урона никому из спорящих.

Алексей УЛЬЯНОВ, начальник управления по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе Федеральной антимонопольной службы: Не быть бессловесным бараном

- Христианину обязательно надо заявлять о своих политических убеждениях, потому что политика - это то, что объединяет людей. Если человек уходит от участия в общественной жизни, он ведет себя как бессловесный баран. Мне случалось ссориться с людьми из-за расхождения в политических взглядах. Причем среди тех, кто переставал со мной общаться, узнав о моих политических убеждениях (я член партии "Яблоко"), были православные. Нетерпимые к чужим политическим взглядам есть везде: и среди коммунистов, и среди демократов, либералов, социалистов...

Анна ДАНИЛОВА (ЛЮБИМОВА), старший преподаватель филфака МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор интернет-журнала "Православие и мир": Политику - в социальное русло

- Сложно провести границу между тем, что имеет отношение к политике, а что нет. Когда в магазине перед тобой в очереди старик пересчитывает монетки - "хватит - не хватит на продукты?", когда многодетная мама, дождавшись с работы мужа, бежит подрабатывать уборщицей в соседнюю школу, когда в больницах нет крови для переливания, - это все политика или нет? Те вопросы, которые мы называем политическими, глубоко связаны с вопросами социальными. И меня как православного человека не может не волновать, что станет с земным Отечеством. Можно высокомерно сказать: "Политика - дело грязное, неправославное!" Однако политические методы могут решить многие задачи. Сколько у нас фондов, собирающих деньги для больных детей! Но ведь не для всех! А ведь если бы, например, нашлись те, кто смог бы провести в жизнь законы, позволяющие увеличить пособия пенсионерам или инвалидам получать бесплатную медицинскую помощь, то помочь получилось бы всем. Так что политика - это еще одно звено в бесконечной цепи предметов, которыми можно творить добро, а можно совершать зло.

Капитолина КОКШЕНЕВА, доктор филологических наук, заведующая отделом критики журнала "Москва": Время, когда из-за политики рушились семьи, прошло

- Думаю, что сегодня острого разногласия на политической почве, доводящего до разрыва между близкими людьми, быть не может. Времена, когда после выборов сын-коммунист, а родители - сторонники Жириновского долго не общались друг с другом, прошли. На мой взгляд, объясняется это тем, что, во-первых, партии не выполняют заявленные программы, во-вторых, нет ярко выраженной идеологической и политической индивидуальности ни у одной из партий, и в-третьих, мы никогда не знаем, что происходит в партиях на самом деле. СМИ не описывают реалий истинной партийной жизни, а занимаются лишь вздуванием имиджа партий перед выборами. Если это так, то может ли это быть поводом для серьезных разногласий, тем более с близкими людьми?



7 декабря 2006 года вступил в силу Закон об отмене минимального порога явки избирателей. Теперь выборы в РФ признаются действительными вне зависимости от процента проголосовавших на них граждан. До этого выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20% на региональных выборах, не менее 25% - на федеральных парламентских и не менее 50% - на президентских. В 2003 году явка на парламентских выборах составила 55,7%, на президентских 2004 года - 64,3%. В 1999-м - 60,5% и 68,6% соответственно. Для сравнения: в США средняя явка на федеральных выборах - 65-75%, причем на выборах в конгресс она иногда опускается и ниже 60%. В Европе традиционно активность избирателей выше. Так, в президентских выборах 2002 года во Франции приняли участие 79,7% граждан.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=40§ion=15&article=621
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии