itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нуждается ли церковь в имидже

0
126
Время на чтение 3 минуты
Все чаще и чаще в разговорах о вере можно услышать странное, на мой взгляд, словосочетание "имидж Церкви". Дескать, насколько мы можем наблюдать, как претворяются в жизнь христианские установки о любви и понимании в конкретном храме? И дальше: может, Церкви все же стоило бы начать заботиться на практике о своем имидже?

Церковь не может работать над имиджем, как какая-нибудь корпорация. По своей внутренней сути Церковь - это не то, что создается людьми. Мы можем, например, создать партию и сделать ей хороший имидж. Однако Церковь уже была создана, и стоит не на плохих или хороших качествах людей, а на том факте, что две тысячи лет назад Бог стал Человеком, умер за людей и воскрес. Поэтому мы можем только присоединиться к Церкви, но сказать: "Давайте создадим, наконец, правильную Православную Церковь!" - не можем. Пространство Церкви - это не пространство классного пиара и не пространство доброжелательного сообщества.

...Есть такое понятие, как апостольское преемство: человек становится священником, когда его рукополагает епископ. И если мы "открутим назад" эту цепь рукоположений, то придем к одному из двенадцати апостолов и к событиям Тайной Вечери. Аналогов такой традиции - живой и непрерывной - в мировой культуре, насколько мне известно, нет. И сегодня человек, входя в храм на Литургию, становится соучастником тех событий, которые исторически завершились две тысячи лет назад. Нужен ли после этого какой-либо пиар в принципе? По моему глубокому убеждению - нет. Для какой-либо корпорации пиар, разумеется, необходим. Но Церковь - повторюсь - корпорацией не является, в Церковь собираются люди, но собирает их Христос, присутствующий в ней.

И теперь давайте честно ответим себе на вопрос: а хотели бы мы, чтобы Церковь корпорацией стала? Хотели ли бы мы, чтобы к нам в Церкви относились, как... в "Макдональдсе"? Неожиданное сравнение, не правда ли? Оно пришло в голову в одном разговоре моему собеседнику. Он спросил: "Почему мне в "Макдональдсе" продавцы радуются больше, чем люди в храме?". Да, такое бывает, и это необходимо признать: то, что плохо, должно быть названо своим именем. Но позволю себе заметить, что меню "Макдональдса", невзирая на приветливость персонала, вызывает серьезные сомнения в его полезности.

Церковь - не в этом. Проблема недостойных людей в храме существовала всегда. И будет существовать - потому что Церковь для всех, а не только для тех, кто приветлив к новичкам. Необходимо понять, что поведение этих людей влияет на авторитет Церкви, но не влияет на ее Истину. Об этом еще более полутора тысяч лет назад говорил Блаженный Августин в споре с донатистами. Была такая группа раскольников, которая утверждала, что те священники, которые во времена гонений проявили слабость, священниками перестали быть и церковные Таинства, в которых они участвуют, безблагодатны - то есть лишены спасительной силы. Отвечая донатистам, Августин заметил, что сила Церкви и ее Таинств - во Христе и только Христе, а не в нравственности священников. Конечно, человеческая слабость служителей престола влияет на авторитет Церкви, хотя и не в глазах всех и каждого, но поколебать ее Истину она не в силах.

Ничего со времен Августина в этом плане не изменилось. Если под имиджем Церкви понимать ее авторитет, то над этим имиджем надо работать, но не с помощью черного или белого пиара, а исключительно с помощью претворения в жизнь того нравственного императива, который завещал верным Христос: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35).

И к тому же ищем мы в Церкви не авторитета, а Бога. И верим в то, что в Церкви - Бог, Который нас не оставит. Эту веру не следует противопоставлять знанию, дескать, "знать не можем - будем верить и надеяться". Чем вера принципиально отличается от знания? Тем, что вера - это всегда свободный выбор. Знание насильственно: вы не можете спорить, что дважды два четыре - это глупо, а в вопросах веры всегда будут споры. Мы знаем, что, войдя в "Макдональдс", мы скорее всего встретим там нормальное обращение. Входя в церковь, мы можем встретить все что угодно. Но там есть то, чего нет и не может быть больше нигде.

Я не пытаюсь кого-то защитить. Просто давайте разделять то, чем Церковь является по сути, и тех людей, которые не работают над ее "имиджем". И не стоит отождествлять Церковь с поступками людей, которых можно встретить в храме. Эти же люди могут вести себя по-другому, так же как мы: иногда мы делаем плохие вещи, иногда - хорошие. Менее всего нам нужно христианство, описанное в одной современной "христианской" книжке: "И узнают все вокруг, что Иисус - наш лучший друг". Это как раз и есть Макдональдс.

А Иисус Христос в имидже не нуждается.

http://www.foma.ru/articles/696/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Легойда
Наука сама по себе вне морали
В Москве обсудили глобальные вызовы развития искусственного интеллекта
17.11.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
12.10.2023
Брифинг по итогам заседания Священного
Синода Русской Православной Церкви
25.08.2023
Правоохранители блокируют доступ насельников монастыря к продуктовым запасам
Продолжаются попытки насильственного выдавливания Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры
24.08.2023
Все статьи Владимир Легойда
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06