История России - это история величайшего напряжения ее народа. Это история силы духа и воли. Без этой колоссальной духовной и физической мобилизации на протяжении большого исторического периода многих и многих поколений, само существование нашей великой страны было бы невозможным. Победа на Куликовом поле, которой посвящен наш сегодняшний форум, была, одновременно, и следствием и мощнейшим импульсом для такой мобилизации.
Для многих кто вглядывается сегодня в русскую историю, такое многовековое напряжение всех народных сил странно и непонятно. Приходится слышать, что это напряжение, беспрерывные войны, освоение все новых и новых территорий - вплоть до Аляски и Калифорнии, вплоть до южных пустынь - подорвало народные силы и, в конечно счете, привело страну к краху. Однако в реальности мы видим совершенно обратное - при всех войнах, при самом напряженном труде численность нашего народа увеличивалась, духовная и культурная жизнь становилась все многограннее.
Мы потеряли себя тогда, когда отказались от этого напряжения, когда захотели обойтись и без духа, и без воли. Жизнь потеряла смысл. А без смысла люди не рожают детей и умирают сами.
Выяснилось, что русский человек в массе своей не хочет трудиться только ради того, чтобы получать материальное вознаграждение. Русский человек хочет служить. Это - служба тому, что выше собственной жизни - заложено в его генетической памяти. Когда мы шли на Восток и Юг, когда отбивались от захватчиков, когда создавали свою самобытную православную цивилизацию - Россия жила. Когда стали заботиться только о "повышении своего материального благосостояния", само ее существование оказалось под угрозой.
Сегодня нам снова нужен волевой смысл, напряженное усилие духа и воли. Нужно сформировать в молодом поколении, в тех, кто придет на смену нам умение собраться, перебороть себя. Где и как это умение может быть сформировано?
Для тех, кто находится сегодня в этом зале, не является секретом, что российская система народного образования, в особенности - российская школа, переживает жесточайший кризис. Абсолютное большинство наших школьных учителей сегодня - это женщины. Многие из них достигли пенсионного возраста. У некоторых не сложилась личная жизнь. Конечно, они много трудятся, получая нищенскую зарплату. Конечно, они сохранили школу в самые трудные годы. Но способен ли нынешний учительский корпус дать то, что так необходимо России сегодня - воспитать целеустремленность и волю, умение мобилизоваться, преодолеть себя, умение действовать сообща, умение служить? Если мы попытаемся ответить честно - то ответ будет, по большей части, неутешительным.
Способна ли на такое воспитание семья? Огромное число семей распадается. В основе этих разводов лежит эгоизм, нежелание преодолеть свою самость, поступиться чем-либо в пользу другого. Процветает алкоголизм. Ситуация в этой области - тяжелейшая. Откуда здесь взяться силе духа и силе воли?
Если школа и семья не способны сформировать поколение, которое сможет сохранить Россию, то остаются только две общественные силы -Церковь и армия, которые могут это сделать. Позвольте выразить свое глубочайшее убеждение в том, что армия в России - это не просто некая общность людей, нанятых для того, чтобы обеспечивать безопасность страны.
Армия - костяк всей нашей истории, всей той мобилизации, всего того духовного и физического усилия, о котором я говорил выше. Армия -подлинная школа, которая воспроизводит в новых поколениях самые глубинные основы национальной жизни. Отсюда - принципиальная важность патриотического и духовно-нравственного воспитания наших военнослужащих. Это воспитание поколений, которые умеют понять и продолжить свою собственную историю, а значит, могут мобилизовать все свои духовные и физические силы и, более того, умеют снова объединиться в один народ, действовать сообща, служить тому, что выше его собственных интересов и даже самой жизни. Военнослужащий должен уметь понимать смысл русской истории, а значит и смысл сегодняшнего дня. Если, в силу исторических причин, армия в России является стержнем и двигателем народной жизни, то армии следует обратиться, в первую очередь, к своей собственной истории. Там можно почерпнуть очень многое.
Сейчас основными формами такого приобщения военнослужащих к родной истории являются, в основном наглядная агитация, плановые занятия и публикации в армейской периодической печати. Все это - необходимо и важно, но, думается - недостаточно. Для того, чтобы наши военнослужащие могли с большей полнотой соприкасаться с тысячелетним героическим прошлым нашей Родины, очень важно было бы теснее связать наши воинские части с военной историей местности, где они дислоцируются и с историей тех или иных частей старой русской армии.
Названия полков Российской армии традиционно были связаны с географией России. Полк воспринимался как малая Родина и поэтому он был соотнесен с той или иной малой Родиной - городом или местностью. Так существовали Рязанский, Смоленский, Нижегородский полки. Армия для военнослужащего ассоциировалась в первую очередь со своим полком. Точно по такому же принципу учили дети географию в школе - сначала изучали свое село, волость, уезд, губернию, потом географию России в целом, а затем уже мировую географию. В духовно-психологическом плане подобный подход (а именно ему и служила эта традиция) чрезвычайно верен - нельзя полюбить сразу всех - нужно полюбить тех, кто возле тебя. "Если же кто о своих...не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного", - говорит нам Священное Писание (1 Тим. 5, 8). Когда ты научишься любить своих и заботиться о них, круг твоих ближних будет расширяться все больше и больше.
Каждый регион нашей огромной страны имеет свое славное прошлое, в том числе боевое прошлое. Например, непосредственно на Рязанской земле наши предки воевали 600 лет - с XI по XVII век. Здесь проходила граница Русской цивилизации с враждебной степью. Здесь 400 лет тому назад наши предки, совершив невероятное усилие, построили мощную оборонительную линию - так называемую Засечную черту, которая оградила русские земли от постоянных кровопролитных и разорительных набегов крымских татар.
Рязанская земля дала России множество храбрых военачальников и простых воинов, много героев. Это родина Евпатия Коловпата и Михаила Скобелева. И очень похожим будет рассказ о любой другой части русской земли. История каждой наш и из них неразрывна. Весьма СИМВОЛИЧНО, например, что под рязанским городом Михайловым рядом с древнерусской крепостью, несколько столетий удерживавшей натиск кочевников, высится памятник героям Московской битвы 1941 года (именно отсюда начиналось знаменитое контрнаступление наших войск), а сам город посвящен небесному покровителю воинов - архистратигу Михаилу.
Важно, чтобы вышесказанное учитывалось при работе в военных гарнизонах. Наши военнослужащие должны знать прошлое земли, на территории которой проходит их служба, должны соотносить себя с ней. Практически каждый наш регион, особенно в Центральной России, связан с славной историей тех или иных воинских частей Российской императорской армии. История этих частей насчитывает иногда несколько столетий. Например, в музее Рязанского военного автомобильного института есть большая экспозиция, рассказывающая об истории 138-й пехотного Волховского полка 35-й пехотной дивизии, дислоцировавшегося раньше на этом месте. В 2003 году Волховскому полку исполнилось 300 лет.
Формы подобной работы могут быть очень разными. Полагаю, что Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами мог бы выступить инициатором их разработки, например, созданию в военных гарнизонах и воинских частях с помощью местных епархиальных структур военно-исторических музеев. К их созданию и работе можно было бы привлечь местные высшие учебные заведения, школы, СМИ, любительские военно-исторические клубы.
В Российской императорской армии каждый молодой солдат, попадавший в ту или иную воинскую часть, получал книжку, в которой рассказывалось об её истории. Эту книжку солдат должен был выучить наизусть. История российских частей и соединений является чрезвычайно важным источником для патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Этим источником мы еще, фактически, не начинали пользоваться. Думается, что юбилеи и памятные дни этих частей могли бы становиться поводом к проведению тех или иных значимых мероприятий в наших военных гарнизонах. Эти праздники можно было бы организовывать и на областном уровне. Подобная работа, связанная с военно-историческими музеями и военно-исторической проблематикой могла бы в значительной степени способствовать подъему престижа воинской службы и Вооруженных сил в целом, способствовать единению армии, Церкви и общества. Там - в прошлом - великая православная держава и православное русское воинство. Это - не просто пример для нас. В Боге, за Божественной Литургией, в церковном поминовении мы едины с нашими славными предками. А они действительно старались и жить, и воевать и умирать по-Божьи.
Вот как суворовские солдаты готовились к штурму Праги в 1784 году. "Все мы, как под венец, - рассказывает один из участников боя, - надели на себя чистое белье и ждали исполнить волю Александра Васильевича Суворова. Перед полночью был поставлен близ огней наших ротный образ святого угодника Божия Николая чудотворца, и затеплена перед ним свеча в фонаре. Богатырь - наш начальник Харламов, явился в кругу роты и говорит: "Слышите, дети, надобно нам, как христианам, как русским, помолиться Господу Богу и Его святому угоднику Николаю о победе над врагами и о покровительстве над нами... Да и помириться со всеми. Слышите, друзья мои? Это хорошо будет, это по-нашему, это по-русски, это нужно!" "А мы только хотели просить о том вас, ваше высокоблагородие, отец наш", -говорили гренадеры.
И вот вся рота окружила образ святого Николая Чудотворца. Впереди стал наш начальник с офицерами, и он, старик-великан, перекрестился, сказав громко: "Дети, Господу помолимся!" и ратники говорили, крестясь: "Господи, помилуй нас!" - Отец наш, начальник опустился на колени, и вся рота за ним то же сделала.
После молитвы ротный начальник тут же говорил нам: "Слышите, дети, в драке помнить Бога! Напрасно неприятеля не убивать: они такие же люди; бить храбро, дружно вооруженного неприятеля, и слушать моего голоса. Теперь спать я вам не советую: скоро настанет время идти на пир с друзьями, которые ждут нас со страстной недели". (Речь шла о тех солдатах, которые погибли раньше). Отец наш сел на обрубке дерева. Между многими наставлениями он рассказывал нам примеры русского богатырства в былое время, и, между прочим, сказал: "Чем ближе к врагу, тем лучше. Храбрый впереди, - трусишку и позади убивают; ему, если и жив останется, ни чести, ни места нет".
Во Христе достигалось единение генералиссимуса и рядового, армии и державы, народа и его воинства. То самое единение, которому посвящен наш сегодняшний форум и которого нам так не хватает сегодня. В "Кратком начертании обязанностей христианского воина" мы читаем:
"Кому принадлежит название солдата? - Всем вообще военным людям, начиная с генералиссимуса до последнего нижнего чина. Так стало быть - это слово почетное? - Конечно, если звание защитника Церкви, Государя и Отечества достойно уважения, то имя солдата, которым выражается это звание, - есть почетное.
Почему же нижний чин пользуется сим почетным именем, когда оно принадлежит даже и генералиссимусу? - Потому, что каждый нижний чин обязан с таким же радушием, рвением и самоотвержением выполнять каждое слово своей Военной присяги, как и генералиссимус".
Радушие, рвение, самоотвержение. С ними наши предки били печенегов и половцев, победили на Куликовом поле и на Бородинском, вошли в Париж в 1814-м и в Берлин в 1945-м. Наша военная история -пример для нас и источник нашей силы. Не только потому, что это военная история великого народа, но и потому, что она во Христе и со Христом.
Сайт Рязанской епархии