Связь религии с орфографией

Коптская Церковь хочет пересмотреть статью Конституции, провозглашающую шариат основным источником права

0
186
Время на чтение 4 минуты
Коптская Церковь предложила внести правку в Конституцию Египта. С таким заявлением выступил ее официальный представитель епископ Шубры-эль-Хеймы Марк. Речь идет о 2-й статье Основного закона страны, которая гласит: "Ислам - государственная религия, арабский язык - официальный язык государства. Принципы мусульманского права (шариата) - основной источник законодательства".

"Из статьи следует, что шариат является единственным источником закона, а в случае внесения небольшой морфологической поправки допускается, что помимо шариата существуют и другие источники", - заявил в январе епископ Марк египетскому изданию Al Masri al Youm. По его мнению, все, что нужно сделать, - это заменить определенный артикль перед словами "основной источник" на неопределенный.

Очевидно, "камнем преткновения" являются вовсе не орфография и пунктуация текста египетской Конституции. Когда этот документ был принят на всенародном референдуме в 1971 г., шариат в нем был выделен всего лишь как один из источников права. Однако в 1979 г. треть депутатов египетского парламента потребовала объявить принципы мусульманского права основным источником законодательства страны. Поправка была принята и одобрена президентом Анваром Садатом в 1980 г.

Это привело к тому, что шариат все чаще стал регулировать социальную жизнь немусульманских общин Египта, в первую очередь коптов. По разным данным, копты составляют от 9 до 15% населения страны. Особо острую форму приобрела регламентация на основе шариата норм семейного права в тех случаях, когда один член семьи принадлежит к мусульманской общине, а другой - к христианской. Например, если супруг-мусульманин умирает, супруга-христианка, согласно шариату, не имеет права наследовать его имущество. Неудивительно, что во избежание неравноправия в семейных отношениях с мусульманином коптские женщины нередко переходят в ислам. Это вызывает недовольство у представителей Коптской Церкви.

После убийства Садата в 1981 г. к власти в Египте пришел президент Хосни Мубарак. Годы его правления ознаменовались борьбой с радикальным исламизмом внутри Египта. Но его политика по отношению к христианскому меньшинству отличалась крайней непоследовательностью.

Например, в 2004 г. около 500 солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе (30 км от Каира), избили его сотрудников и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей его стены. В это же время уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов в деревне Аль-Кошех.

С другой стороны, перед президентскими выборами в 2005 г. Мубарак снял ограничения на строительство коптских церквей в Египте и принял другие поощряющие меры в отношении коптской общины. В свою очередь, Патриарх Коптской Церкви Папа Шенуда III поддержал переизбрание Мубарака на новый президентский срок. Однако об изменении Конституции в сторону большей религиозной свободы для христиан речи не шло.

Сами копты не имеют возможности инициировать пересмотр Конституции. Для этого требуется не менее трети голосов в парламенте, где из 484 мест по результатам парламентских выборов 2005 г. копты имеют лишь 6. При этом пятую часть мест занимают независимые кандидаты от радикальной исламской группировки "Братья-мусульмане". Позиции этого парламентского блока по вопросу о 2-й статье Конституции предельно ясны. "Египет - мусульманская страна, и эта статья не ущемляет прав христиан", - заявил в своем интервью электронному агентству Islam Online представитель парламентского блока "Братьев-мусульман" Хамди Хасан. Таким образом, единственной возможностью для коптов пересмотреть 2-ю статью остается инициатива "сверху".

Та часть коптских светских интеллектуалов, которая понимает сложившуюся политическую конъюнктуру, предостерегает Коптскую Церковь от собственных инициатив такого рода. "С юридической точки зрения, ущемление прав коптов 2-й статьей Конституции остается недоказанным. Этот вопрос просто не обсуждался, - отметил коптский журналист Самех Фавзи. - Я советую коптам не вовлекать себя в дискуссию вокруг 2-й статьи, поскольку это приведет к бесполезной и вовсе не правовой конфронтации с мусульманами". Что касается заявления епископа Марка, то Фавзи сказал следующее: "Даже если он выражал позицию церковных кругов, это вовсе не значит, что Коптская Церковь говорит от лица всех коптов".

Знатоки мусульманского права в Египте подчеркивают, что хотя оно и признано основным источником права, толковать шариат можно по-разному. Наиболее многочисленной религиозно-правовой школой в Египте является шафиитский мазхаб суннитского толка. В меньшей степени распространены ханафитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. В Египте проживает также и небольшое число шиитов. Различия между мазхабами заключаются в расстановке приоритетов среди источников шариата.

8 февраля в Каирском национальном университете собрались эксперты, чтобы обсудить проблемы, связанные со 2-й статьей Конституции. Ряд правоведов солидаризовались с коптской позицией, отметив, что нынешняя формулировка противоречит ряду международных договоров, подписанных Египтом. Другие напомнили, что копты принимали участие в разработке египетских конституций начиная с 1923 г. и не возражали против упоминания в них ислама как государственной религии и шариата как источника законодательства. В любом случае дискуссия ведется уже давно, и она имеет все шансы стать в повестку дня на приближающихся президентских выборах в 2001 г.

Сегодня довольно остро стоит вопрос о преемственности власти в Египте. Судя по всему, Хосни Мубарак готовит к президентской должности своего старшего сына Гамаля. В том случае, если преемник Мубарака решит опереться на радикальных исламистов, копты окончательно потеряют надежду на пересмотр конституционного положения о шариате в свою пользу. Все это в целом создает нестабильную обстановку в стране, в первую очередь для правящего режима. Однако утверждать, что возникающие на этой почве конфликты направлены против христиан и носят массовый характер, пока преждевременно.

Ирина Алексеевна Царегородцева - востоковед

http://religion.ng.ru/problems/2007-03-07/4_kopt.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Царегородцева
Общество гермафродитов
Жители либерального мира теряют свою идентичность
27.11.2007
Все статьи Ирина Царегородцева
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06